Уголовное дело против дровосеков мурыжили почти год. И в конце концов закрыли за истечением срока давности. Похоже, пока ТОО «ProfInvest» выходит сухим из воды. Напомним: 20-метровые деревья фирма выдернула с корнем, вывезла на территорию промзоны и там как попало повтыкала в траншею…
Варварскую выкорчевку застройщик устроил посреди зимы, объявив, что это была «пересадка». Сейчас пересаженные сосны и березы превратились в торчащие из строительного мусора коряги. А там, где 30 лет вырабатывал для города кислород зеленый оазис, возводится высотный дом.
Местные жители утверждают, будто до сих пор слышат звук бензопил. Что творят строители за высоким металлическим забором, люди не видят. Но подозревают, что жизнь тех деревьев, которые еще остаются на строительной площадке, под угрозой.
…Журналист с камерой подходит к забору, подставляет объектив к щели. Тут же появляется улыбчивый прораб, начинает стыдить оператора. Мол, снимать исподтишка некрасиво. Но внутрь не пускает и диалог спешит завершить. Застройщик в принципе не горит желанием общаться с прессой, от прямых ответов на вопросы уклоняется.
Между тем, до депутата городского маслихата Бахтияра Омарханова дошла информация, которую он не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Будто правоохранители оттого не торопятся с расследованием уголовных дел, что кто-то из них собирается жить в новостройке, возводимой на месте рощи.Так в скандале с вырубкой зеленых насаждений появился новый поворот.
Прокуратура района имени Казыбек би срочно выступила с комментариями перед общественниками, жителями, журналистами и депутатом. Прокуроры пояснили, что сотрудник полиции будет наказан за волокиту. И что они просто вынуждены были уголовное дело закрыть. Да, деревья вырубались на строительной площадке незаконно. Но расследование продолжалось слишком долго. Статья 340 Уголовного Кодекса «Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников» относится к уголовным проступкам, по которым давность привлечения к ответственности – один год. Дальше тянуть было невозможно. Тем более, что подозреваемый по уголовному делу – директор ТОО «ProfInvest» «вину признал в полном объеме».
Жители ничего не поняли, поэтому стали задавать вопросы. Уголовное дело закрыто, но директор вину признал. Как это обстоятельство поможет восстановить утраченные зеленые легкие района?
— В данном случае, поскольку срок расследования истек, по закону подозреваемому было предложено два варианта, — пояснил еще раз прокурор района Арман Аханов. — Ты можешь согласиться или нет. Если нет, дело пойдет в суд в общем порядке. Согласишься – мы сами его прекратим. Он согласился. Было постановление о прекращении по нереабилитирующим основаниям. Что такое нереабилитирующие основания? Это когда лицо фактически признается виновным. Директор ТОО «Prof Invest» признал свою вину. Раскаялся. Будет возмещать ущерб в полном объеме.
Однако пока никто не видел и не слышал, чтобы раскаявшийся застройщик кинулся высаживать новые деревья вместо тех, которые он уничтожил. Возмещать в полном объеме директор ТОО «Prof Invest» не торопится. Спешить ему некуда. Потому что спор сейчас решается в экономическом суде. На застройщика подал иск акимат. Требует за порубленное более семи миллионов тенге. В качестве аргумента акимат сможет использовать «виновность» застройщика. Однако что решит суд, даже прокуроры предсказывать не берутся. Выплатит ли все-таки строительная компания деньги? Наймет ли подрядчиков для высадки семи тысяч деревьев и ухода за ними в течение трех лет?
— Забегать вперед мы не можем, есть принцип презумпции невиновности, — развел руками прокурор района. — Сейчас я вам скажу, а суд решит по-другому. В суде еще надо доказать. Мы только первый этап прошли. Привлекли к уголовной ответственности. Признали его виновным. Вопрос возмещения – отдельное направление. Надо будет отдельно доказывать: помимо уголовной ответственности есть еще гражданская материальная ответственность. Давайте дождемся решения. Там будет участвовать другой прокурор – из областной прокуратуры.
Тогда жители спросили, законно ли, что стройка на месте зеленого оазиса продолжается.
— Нет оснований для ее прекращения, — отвечал Арман Аханов. — В части разрешений на строительство к нему вопросов нет. Мы как бы параллельно все это посмотрели. Останавливать стройку на том основании, что он незаконно вырубил деревья, по закону не предусмотрено.
Прокуроры пытаются занять нейтральную позицию. Они и жителям сочувствуют, и застройщика понимают. Потому что он трижды обращался в акимат за разрешением на вырубку, но получал отказ. И от безысходности пошел на правонарушение.
Беда в том, что подобные ситуации возникают в Караганде повсеместно. Застройщики избавляются от растительности без согласований – кто внаглую средь бела дня, кто под покровом ночи. Поскольку нет четких правил, которые бы регламентировали строительство на зеленых территориях.
— В целом эта проблема не органов прокуратуры, поскольку это не прямая наша задача, — сказал Арман Аханов. — Но с учетом резонанса – поскольку депутатами и блогерами вопрос поднимается и затрагивается большой неопределенный круг лиц, мы с акимом города до обеда обсудили, договорились. В течение месяца мы этот вопрос совместно проанализируем и вынесем на совещание. Пригласим жителей. Выступим с докладом. Покажем, где проблемы недостаточного расследования дел и невыдачи своевременных разрешений. Чтобы выработать конкретный алгоритм: как застройщику поступать. Вот он получил землю, разрешение на строительство дома. Что ему делать с деревьями? Акимат не дает разрешение. Ситуация на самом деле была достаточно двоякая. Застройщик все-таки принял решение деревья уничтожить в обход акимата. Он понес предусмотренную законом ответственность. Да, дело немножко затянулось. Но впредь мы все такие дела будем держать на контроле. Я лично буду держать.
Местный активист Жумабай Искаков предложил прокурорам поспособствовать внедрению механизма регулирования подобных ситуаций. Схема может быть такой: застройщик получает землю и сразу приглашает акимат, чтобы вместе с ним подсчитать и заактировать все деревья, после чего предоставляет договор с озеленителями о компенсационной высадке и уходе в течение трех лет, исполнение контролируют чиновники.
Всего на сайте опубликовано 66076 материалов.
Посетители оставили 247256 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.