На днях компания «Билайн» разослала своим абонентам очередные «СМС-счстья», вроде: «С 18.01.24 абонплата по Вашему тарифу «Promoза 2490 архив» изменится до 3990 тг/месяц». Читатели закидывают редакцию жалобами. Что могут предпринять те, кто против повышения? В этом вопросе разбирался «Новый Вестник».
Все – и правоведы, и чиновники, однозначно сходятся во мнении о том, что если тарифный план был изменен без предупреждения, то это незаконно. А если предупреждение было? Может ли предупреждение через СМС заменить собой согласие абонента на повышение?
«Согласно правилам, мы обязаны уведомить клиента за 30 дней об изменениях, что мы и делаем, — говорят в «Билайн». — И всегда, когда по обращению клиентов возникают неоднозначности, или если клиент не соглашается с тем, что его уведомляли, мы постоянно поднимаем факт отправленной SMS с текстом и показываем это в качестве доказательства и подтверждения. Ни одного изменения цен без уведомления клиентов не было. Согласно Потребительскому кодексу, мобильный оператор изменяет цены на свои услуги, заблаговременно уведомив клиента».
Пару лет назад обсуждался законопроект, в котором предлагалось в «Правила оказания услуг связи» ввести пункт, однозначно запрещающий менять тариф без согласия абонента. Он звучал так: «Оператор изменяет условия тарифа на услуги связи с согласия абонента, известив его об этом посредством телефонного звонка и при необходимости письменно не позднее, чем за 30 календарных дней до введения их в действие. При этом согласием является отсутствие в течение указанного срока заявления абонента об отказе от изменения тарифа».
Однако итоговая формулировка, которую закрепили в правилах, иная: «Оператор изменяет условия тарифного плана на услуги телефонной связи, уведомив абонента об этом посредством телефонного звонка или короткого текстового сообщения и при необходимости письменно не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие». Но есть еще приписка: «При этом повышение тарифа на услугу телефонной связи в связи с изменением объема включенных в тарифный план услуг, производится с согласия (заявления) абонента полученного посредством телефонного звонка, а также через автоматическую систему обслуживания».
То есть принцип согласия абонента, хоть и не очень внятно, но все-таки закрепили в правилах.
Как же он работает на практике? «Новый Вестник» вместе с юристом Ириной Фурсовой провел эксперимент. Мы по очереди позвонили с двух телефонов в колл-центр «Билайна». Наша цель была – заявить свое несогласие с повышением. Сначала по поводу своего тарифа с оператором по имени Султан общалась юрист.
— Получается, своим предупреждением вы меняете публичный договор, в одностороннем порядке изменяете условия тарифа? А если я вам не оплачу, тогда вы меня не подключите? – спросила Ирина Фурсова.
— Нет, подключим, просто цена поменяется и все, — ответил Султан.
— А чтобы мне добиться оплаты по старому тарифу, я должна буду в суд пойти что ли?
— Нет, мы можем прямо сейчас заявление написать в отдел, который этим занимается. Они с вами свяжутся и все обсудят. Я сейчас напишу, что вы не согласны с подорожанием тарифа и просите оставить вас на прежних условиях. В течение трех дней с вами свяжутся.
Затем в колл-центр позвонил корреспондент «Нового Вестника». Ответил уже другой оператор – Борис. Он очень вежливо и долго настаивал, что тарифный план подлежит изменениям в одностороннем порядке.
— Хотите сказать, что ваш публичный договор может меняться, как вы хотите, без моего участия? – последовал вопрос «Нового Вестника».
— Не совсем так. Без вашего участия, но вас всегда предупреждают наперед. Договор работает в одностороннем порядке. Вы только подписываете, что подключаетесь к нам, соглашаетесь…
— Вы сейчас рассказываете, что договор изменяется в одностороннем порядке! – включилась в разговор Ирина Фурсова. — Вы в другой стране живете разве? В одностороннем порядке публичный договор не меняется. Вы должны получить согласие на изменение договора. Если вы увеличиваете тариф, а другая сторона не согласна, тогда мы идем в суд. Это нормальный порядок изменения договоров в Казахстане.
В итоге после непродолжительных вежливых препирательств Борис также согласился оформить заявление о несогласии с повешением тарифа.
— Статья 387 Гражданского кодекса называется «Публичный договор», — объяснила для читателей «Нового Вестника» Ирина Фурсова. — Она распространяется на тех субъектов предпринимательской деятельности, которые обязаны свои услуги предоставлять каждому, без предпочтения кому-либо. Это в том числе и услуги связи. Операторы связи не могут отказать в предоставлении своих услуг и заключают с потребителями публичный договор. Согласно Гражданского кодекса, публичный договор считается заключенным, когда произведена первая оплата. С этого момента возникают двусторонние отношения. Условия этих двусторонних отношений, или условия договора, могут быть изменены или договор может быть расторгнут по соглашению сторон. Либо в суде. То есть, прежде чем изменить условия договора, оператор связи должен прислать вам предложение об изменении условий договора. То уведомление, которое сегодня получают абоненты, в судебудет рассматриваться как предложение изменить условия договора. Вы в свою очередь можете сказать, что не согласны с изменениями условий ранее заключенного договора. Об этом выпишете заявление через номер 116 или лично являетесь в офис компании.
О том, чем закончится наш эксперимент, обязательно расскажем позже.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66412 материалов.
Посетители оставили 247295 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Я хочу писать заявление Как писать заявление на повышение тарифа есть образец
Арман
01 января, 2024 в 16:52
Здравствуйте. Хочу написать заявление на отказ повышение тарифа Билайн.
Венера
06 января, 2024 в 15:54
Хочу написать заявление на отказ повышение тарифа Билайн
Юрий
08 января, 2024 в 22:10
Я хочу написать заявление на отказ повышение тарифа с 2490т на 3990т.Так как я пенсионер,у меня дома есть интернет,а повышенный тариф не нужен мне.Тариф для телефона мен нужен только на улице
Шакаризада
09 января, 2024 в 22:32
Хочу написать заявление на отказ повышение тарифа билайн.Так как мен не нужен повышенный тариф я пенсионерка
Шакаризада
09 января, 2024 в 22:35
Здравствуйте. как отказаться от повышения тарифа, я военный пенсионер и мне хватало того, что было включено в мой тариф и каждый месяц оставались от 10 до 14 гб. просто сгорали, зачем мне повышение, пенсия 112 тыс тенге.
валентина
11 января, 2024 в 20:34
Я хочу написать заявление на отказ повышение тарифа, меня устраивает прежний тариф. Так как пользуюся на работе и дома wi-fi,а повышенный тариф не нужен мне. Тариф для телефона мен нужен только на улице
Дарья
12 января, 2024 в 16:23
Образец заявления на отказ повышения тарифа
Snezhanna
29 января, 2024 в 20:46
Здравствуйте , очень дорого
Виталий Марков
14 января, 2024 в 12:28
Здравствуйте, сегодня дозвонился до билайн после 16 минут ожидания соединили с оператором по имени Малик, утверждающим под запись разговора, что компания может изменять тарифы в одностороннем порядке. Как правильно обратиться в суд?
Махсет
16 января, 2024 в 15:38
Я тоже хочу отказаться от повышения тарифа,пенсионер
Ибрай
18 января, 2025 в 10:18
Да я тоже пойду в суд, где можно объединить усилия? Куда обращаться кому писать?
Анатолий
09 февраля, 2024 в 11:22
билайн повышает тарифы, а интернет не работает
Олег
18 января, 2025 в 02:58
хочу отказаться от билайн тарифа
Макпал
31 января, 2025 в 21:59