Фото: kasparov.ru
Это следует из сообщения АО НК КТЖ и уведомления ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» в Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК и ТОО, сообщает Caravan.kz.
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» — это «дочка» АО НК «КТЖ», которая предоставляет услуги локомотивной тяги и перевозки грузов.
А самой Национальной компании принадлежат магистральные железнодорожные сети – то есть сами рельсы, по которым перемещаются поезда.
Согласно письму КТЖ намерена поднять почти в два раза тарифы на услуги магистральных железнодорожных сетей (МЖС) для восьми видов грузов. Причем на самые важные для экономики страны. Это каменный уголь, зерновые, железная и цветная руда, химикаты, удобрения и порожние вагоны.
Таким образом, если сегодня тариф на МЖС для перевозки угля составляет 655 тенге, то теперь будет 1087 тенге. Точно так же вырастут тарифы на перевозку зерна и муки (с 741 до 1229 тенге), химических удобрений (с 1018 до 1689 тенге). Все эти тарифы упадут на цену товаров.
Вот, например, расчет роста цены при повышении ставок с 7 марта.
Груз — мука. Тариф перевозки вагона по КЗХ при отправке со станции Петропавловск до Сарыагаш составляет сейчас 276,6 тыс. тенге, порожний возврат – 120 тысяч тенге. Вместе – 396, 7 тыс. тенге. С 7 марта после повышения груженый тариф будет составлять 572,6 тыс. тенге, а порожний 196 тыс. тенге. Вместе – 768,6 тыс. тенге. Разница составит 372 тыс. тенге за вагон. Это повышение почти в 2 раза к действующему тарифу
«Производство и реализация круп — очень узкая прослойка в перерабатывающей отрасли. Но тем не менее это полноценное направление, это заводы, которые работают с сельхозтоваропроизводителями, которые, будучи уверенными в гарантированном сбыте, выращивают эти культуры для сдачи на крупозаводы. Для внутреннего потребления этой продукции достаточно, поэтому некоторая часть экспортируется. В условиях повышения тарифов на экспорт этой продукции она станет полностью неконкурентоспособной и невостребованной на экспортных рынках. Как следствие: 1. Перебои в работе крупозаводов. 2. Обрушение цен на внутреннем рынке из-за перепроизводства. 3. Убытки фермерам, выращивающим эти культуры, кто рискнет посеять в этом году. 4. В перспективе снижение посевов этих культур и опять кризис с дефицитом гречки. Любое повышение тарифов на готовую продукцию будут нарушать рынок, так как никто не знает в общем балансе, сколько и чего нужно сеять, чтобы можно было продать по рентабельной цене и не остаться в убытках», — считает коммерческий директор «СевЕсильЗерно» Таисия Коллегова.
Все проблемы КТЖ от того, что эта нацкомпания — обычный монополист. Она не умеет конкурировать. Она не умеет считать деньги. Она не умеет снижать цены на свои услуги. И постоянно попадает в скандалы.
«В прошлом году КТЖ несколько раз повышала тарифы. В январе 2025 года снова повышение. Теперь в марте 2025 года в два раза поднимают, и с 1 апреля 2025 года новое повышение. Если в компании такие убытки, то, может, следует в самой компании поискать причину?» — говорит Таисия Коллегова.
Что происходит в КТЖ? Понятно, конечно, износ магистральных сетей уже критический и острая нехватка локомотивной тяги, но на что расходовались средства все прошлые десятилетия? Где деньги, Зин?
«Грехов» у КТЖ реально много. 73 % грузов КТЖ с 2020 по 2023 год перевозит по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины — по экспорту. При этом компания постоянно показывает в своих отчетах прибыль.
Например, Алихан Смаилов сообщил, что на начало 2024 года долг составлял 2,9 трлн тенге. При этом половина из общего долга — 1,3 трлн тенге — ушла на рефинансирование ранее взятых долгов.
Но в отчете за 2023 год компания указала 1,2 трлн тенге нераспределённой прибыли.
За 9 месяцев 2024 года КТЖ принесла 2,7 млрд тенге прибыли. При капитале в 1,9 трлн тенге такая прибыль равна погрешности. Или случайности.
Всего на сайте опубликовано 66874 материалов.
Посетители оставили 247339 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.