Князь Димитрий Донской (1350-1389), именуемый святым и благоверным после совершения акта канонизации, является одной из очень популярных в России и некоторых странах бывшей Российской империи личностей, причём как в светской, так и в религиозной (православной) сферах. Но ряд фактов из жизни князя приводят современных историков к сомнению обоснованности его канонизации. Преимущественно — это междоусобные воны Димитрия с другими удельными князьями.
Князь был старшим братом и к власти пришёл в 9 лет, при этом его регентом был митрополит Алексий.
В 1362 г. Дмитрий получает ярлык на великое Владимирское княжение, и воины Москвы занимают Переяславль и Владимир, победив суздальского князя.
В 1368 г. один из боровшихся за Тверь князей — Михаил Александрович — был приглашён на третейский суд митр. Алексия, инициированный Еремеем Константиновичем (двоюродным братом указанного здесь борца за Тверь и союзником Василия Михайловича, которого поддерживал Дмитрий Донской) с гарантией безопасности, после чего был пленён. Когда стало известно о приближении к Москве трёх князей орды, Дмитрий Иванович выпустил пленённого и принудить его дать клятву, что тот не расскажет о произошедшем.
Выпущенный уговорил литовского князя Ольгерда напасть на Москву, и это осуществилось.
По окончании военного конфликта Литвы и Москвы Дмитрий Иванович осуществлял месть в виде разграбления смоленских земель (за аналогичные действия).
Далее московские воины осуществляли военные действия под Брянском, и в 1370 г. Дмитрий Донской объявил войну Михаилу Александровичу.
В 1371 г. описываемый в данной статье князь выкупил у Мамая сына Михаила Александровича и совершил поход против Рязани.
По окончании вновь начавшихся военных действий между Михаилом Александровичем и Дмитрием Донским был заключён мир.
В 1380 г., 8 сентября после предшествующих столкновений между монголо-татарами под руководством Мамая и русичами под руководством Дмитрия Донского состоялась знаменитая, кровопролитная и многозначащая в плане поколебания могущества орды и пребывания Руси под её игом (которое всё-таки сохранялось ещё столетие) Куликовская битва, в результате Божией Волей успешного исхода которой князь Дмитрий получил прозвище “Донской” (битва произошла на Куликовом поле недалеко от реки Дона).
Интересный факт: в связи с Куликовской битвой была установлена родительская суббота и дата её ежегодного проведения была привязана ко дню памяти святого Димитрия Солунского, тёзки святого Димитрия Донского.
В 1382 г. москвичи напали на Рязанскую волость, а в 1386 г. Дмитрий Донской пошёл на Новгород.
Житие Димитрия Донского говорит о том, что он обращался за благословением на вышеуказанную битву к прп. Сергию Радонежскому и получил от него для боя двух схимников.
Ввиду перечисленных в настоящей статье несогласующихся с Православием деяний князя обоснованность решения о его канонизации вызывает вопросы, несмотря на наличие отражённых в статье гипотетических аргументов в её пользу (по свидетельству Карамзина, князь отличался благочестием, смирением и целомудрием в супружеских половых отношениях, и, на взгляд автора, нуждается в проведении специальных исследований.
Сохраняется возможность сомнения в реальности всех перечисленных автором аргументов, как и в их документальном подтверждении (более-менее точная установка истинности исторических фактов является прерогативой и задачей исторической науки). Духовное состояние князя безусловно открыто только Богу: “Той бо весть тайная сердца” (Пс. 43:21).
Больше интересного на сайте Православие Вики.
Алексей Мартышкин
Всего на сайте опубликовано 9119 материалов.
Посетители оставили 0 комментариев.
В среднем по 0 комментария на материал.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти