Казахстан, относительно спокойное среднеазиатское государство, 2 января 2022 года потрясло всё мировое сообщество начавшимися практически во всех городах страны протестными выступлениями. Начавшись, как мирные акции, волнения быстро переросли в горячую фазу. Начались столкновения с полицией, погромы, захват государственных и административных зданий.
Мировые лидеры один за другим стали давать свою оценку происходящему, предлагать пути выхода из сложившейся ситуации, и только Турция, неожиданно для всех, затягивала с публичными заявлениями. Р. Эрдоган, всегда активно участвующий в геополитических событиях, молчал, чем вызвал недоумение у многих ведущих политических игроков не только азиатского региона, но и всего мира.
Очнулась турецкая правящая элита только 5 января, когда свой пресс-релиз в отношении событий в Казахстане разместило на своём сайте Министерство иностранных дел Турции. Не осталась в стороне и Организация тюркских государств, 6 января выступив с публичным заявлением, где изложили своё видение ситуации в городах Казахстана. Неожиданно с запозданием протесты в Республике Казахстан стали освещать турецкие СМИ, в которых только 8 января стали появляться статьи, рассказывающие о протестах и интервью с политологами и политическими деятелями. Важным звеном в этой цепи стало внеочередное заседание совета министров ОТГ, проведённое 11 января в силу сложившихся обстоятельств в режиме видеоконференции.
Казахстан, как показывают взаимоотношения последних десятилетий двух стран, активно вовлечён в орбиту политики Турции и такое запоздалое оглашение свой оценки и предложение путей урегулирования со стороны турецких властей, вызывало некоторое замешательство у всего мирового сообщества. Чтобы понять, насколько тесно сотрудничали Турция и Казахстан, стоит оглянуться немного назад.
После распада СССР, Турция одной из первых стала признавать вновь образовавшие государства на постсоветском пространстве. Советский Союз официально ещё существовал, а Турция 16 декабря 1991 года (кстати, первой в мире) признала независимость Казахстана, а в марте 1992 года два государства установили дипломатические отношения. Два государства активно готовятся к проведению мероприятий на всех уровнях в рамках празднования 30-летия этого важного в истории Турции и Республики Казахстан события.
Шаги турецкого лидера в регионе, и, в частности, в отношении Казахстана последние годы вполне логичны. Р. Эрдоган в преддверии приближающегося столетнего юбилея образования Турецкой республики стремиться стать для своего народа вторым Ататюрком. Именно поэтому идея пантюркизма, когда Европа закрыла двери для Турции в Европейский Союз, а США пытаются навязать свои условия игры, стали столь популярны среди турецкой политической элиты.
В 2009 году с подачи Турции создаётся Организация тюркских государств, а среди стран-основателей числится Казахстан. Главная идея и цель ОТГ, выложенных в программных документах, это объединение всех тюркских государств. Вот такая азиатская интеграция, где во всех интеграционных процессах не последняя роль принадлежит Нурсултану Назарбаеву. ОТГ работают на перспективу и приняли программу действий «Видение тюркского мира 2040». Создание такой организации и принятие программных документов ОТГ вызов всем государством, но с приоритетным прицелом на Россию. В Турции Назарбаева называют привычным для русского населения словом «аксакал», что понятно для всех, кто разговаривает на русском языке и понимает его. К тому же Турция не могла заполучить такого союзника, выгодно геополитически расположившегося между Китаем и Россией, а потому инвестиционные вливания в экономику Казахстана со стороны Турецкой республики вполне объяснимы. Сотрудничество налажено на всех уровнях, от торгово-экономических связей до культурных и гуманитарных отношений.
Турецкие власти логично считали, что знают о Казахстане и происходящих в среднеазиатской стране процессах всё. Казахстан гармонично был вписан Турцией в тюркский мир от Балкан до Китая. Но события января 2022 года резко изменили ситуацию. Протесты в Казахстане, а также отставка Нурсултана Назарбаева с поста главы Национального Совета безопасности и ввод миротворческих сил ОДКБ, застали Турцию врасплох.
Скорее всего, сценарий был прописан турецким руководством задолго до волнений, но реализовать его не получилось. Рассмотрим почему? Сценарий был прост. В Казахстане начинаются акции протеста, к которым, как всегда это случается, примыкают радикальные элементы. Казахстан, в лице Главы Нацсовета безопасности, обращается к Турции о введении войск. Эти сценарии успешно реализовывались в Ливии, Сирии, частично в Нагорном Карабахе. Но Казахстан, не Азербайджан и, как всегда, что-то в хорошо прописанных сценариях, идёт не так.
Первым шоком для Р. Эрдогана стало обращение к народу президента Касым-Жомарт Токаева, где он призвал страны-участниц ОДКБ ввести миротворческие силы. Во-вторых, с заявлением о введении миротворцев выступил глава Армении Никол Пашинян. В-третьих, страны ОДКБ отреагировали быстрее, чем Организация тюркских государств. Решения в обеих организациях принимаются коллегиально, а заметим, что Казахстан и Киргизия являются членами обеих объединений.
Да, на месте миротворческих войск ОДКБ, взявших под контроль важные стратегические объекты Республики Казахстан, должны быть турецкие вооружённые силы. Это логично в свете двусторонних турецко-казахских и многосторонних отношений в формате ОТГ. Когда этого не произошло, в мировых и турецких СМИ началась дискредитация миротворческой миссии, в которой лидером выступила Российская Федерация.
Первое, что стали во всеуслышание твердить турецкие политические деятели, это тезис о том, что Россия вошла в Казахстан навсегда. Турецкие политические элиты были задеты за живое, а для Организации тюркских государств быстрое решение с протестами в Казахстане при помощи войск ОДКБ стало своеобразным сигналом. Лидеры ОТГ стали заявлять о необходимости создания своих миротворческих вооружённых сил, а также проработать механизм их применения.
События происходили стремительно, так что Турция и её союзники по ОТГ и НАТО, просто не успели адекватно среагировать. План турецко-западного переворота в Казахстане был сорван, ещё не сильно разгоревшись, а Турции ничего не оставалось, как заявить о «солидарности с братским казахским народом. О приверженности поддержания стабильности в стране, территориальной целостности и уважения суверенитета и независимости Казахстана». Об этом в своих заявлениях говорили и писали министр обороны Турции, премьер-министр Мивлют Чавушаглу.
Ещё одним неприятным фактором для турецких лидеров стало безучастие турецкой общественности, которая больше озабочена внутренними экономическими и социальными проблемами. Заявления Р. Эрдогана и других лидеров тюркских государств о создании великого тюркского мира пока слабо воспринимаются турецким народом. Как оказалось, такая же ситуация и в Казахстане.
Казахстан мог стать очередной «горячей точкой» на политической карте мира, в которую Турция могла бы подбрасывать дровишки, но мгновенная реакция России и её союзниц по ОДКБ на начавшиеся протесты в Казахстане, смогли установить порядок и обеспечить дальнейшую стабильность в дружественной стране.
Подытоживая, можно аргументировано заявить, что для Турции ввод миротворцев ОДКБ стал неприятным сюрпризом, и Казахстан не стал местом прямого столкновения России и Турции. Мировым лидерам хватило здравого смысла не развязывать новую войну, а вывод миротворцев ОДКБ свёл на нет порывы турецкой и западной пропаганды о стремлении России захватить Казахстан.
По материалам сайта kz24.news
Всего на сайте опубликовано 9118 материалов.
Посетители оставили 0 комментариев.
В среднем по 0 комментария на материал.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти