Накануне дня журналистики, когда акимат раздавал грамоты и премии, а пишущая и снимающая братия предавалась праздничным возлияниям, обладатель единственной в Караганде коллекции газет, поделился с «Новым Вестником» своими увлекательными наблюдениями. О том, для чего, кроме освещения новостей, можно прессу применять. Как на протяжении века пользовались печатным словом в своих целях самые разные люди – от бизнесменов и идеологов до мошенников.
«НЕ МОГУ НЕ СОБИРАТЬ»
— Я в отличие от других людей использую газеты по прямому назначению- не для изготовления туалетной бумаги, растопки печек, заворачивания тормозка. А я их еще читаю и собираю, — начал коллекционер.
Страсть к газетам у журналиста Сергея Перхальского проснулась еще в школьные годы, когда его назначили проводить политинформации в классе. Был он политически подкованным отличником. И оставлял себе юбилейные и праздничные номера советских газет, где на первых полосах публиковались длинные списки лозунгов и призывов, предназначенных для демонстраций.
Но настоящая страсть пришла позже, когда будущий коллекционер учился в «политехе», а в городе был бум частных изданий.
— Газеты мне стали сниться. Не знаю, с чего вдруг. Никогда не было мысли стать журналистом. Но во сне я часто открывал газету, читал какую-то статью о карагандинской жизни. А потом, как ни странно, многие из этих материалов находил в реальных газетах. Вот я и подумал, а почему бы не заняться коллекционированием газет? С одной стороны -это много макулатуры, но с другой как раз такой период был — 90-е годы, множество газет открывались и тут же закрывались, поставляя огромное количество материала для коллекционера. Я стал смотреть по киоскам. Оставлял обязательно первые номера, в которых каждая редакция почему-то любила обратиться к своим читателям и поделиться планами на будущее. Очень интересно было все это читать, а потом наблюдать, как буквально через три номера издание умирало. В редких случаях были похоронные номера газет с последним словом к читателям. Немножко даже тоскливо читать, когда редакция говорит, что прекращает работу, потому что нет денег или потому что нет бумаги в типографии, чтобы напечатать газету. Но последнее слово давали немногие газеты, потому что умирали до того, как сами это успевали осознать…
Так человек и пристрастился к довольно редкому виду коллекционирования – кокофрамофилии, или, по-другому газетофилии. Среди карагандинцев он пока не нашел ни одного коллекционера с подобным увлечением. Единомышленников Сергей отыскивает по интернету среди россиян и жителей дальнего зарубежья. С ними ведет теоретические беседы и обмен. Теперь в его коллекции уже более 150 газет разных годов, на разных языках. Есть газета эрмянских эмигрантов в Париже, чешских – в Америке, русских – в Харбине. Часто номера ему просто дарят знакомые, но бывает, приходится раскошелиться. Пока, однако, катастрофических трат не случалось. Однажды за иностранную газету он отдал две тысячи в антикварной лавке, а за журнал времен Третьего рейха – 20 долларов.
— Я не могу ничего не собирать, не получается. Я не отрицаю, может, это что-то вроде мании, но это полезный вид мании, — смеется он и доказывает, что его страсть очень хорошо расширяет кругозор. Изучая старые газеты, можно узнать массу интересных вещей. Особенно занятно вникать в методы использования печатного слова для самых разных потребностей.
«ОДОБРЕНО ЦЕНЗУРОЙ»
— Идеологию через прессу продвигали во все времена, — рассказывает журналист. – Иногда это делалось открыто. К примеру, на всех царских газетах начала ХХ века после слов «типография купца такого-то» обязательно строит двуглавый орел — царский герб и далее штамп «одобрено цензурой». Бывало в номере, особенно это касалось военных хроник 1915 года, пяти-шести строк в столбце просто не было. Вместо них было ничем не занятое, пустое пространство. Это значит, в последний момент сомнительные предложения вырезал цензор. И буквы просто сняли с гранки работники типографии… Другая интересная особенность из области идеологии – судьба газет периода Великой отечественной войны. Сейчас достать идеологические газеты вроде «За родину!», распространявшиеся среди советских бойцов, гораздо сложнее, чем немецкие издания с фашистской пропагандой. Эти военные советские газеты очень высоко ценятся, потому что их осталось совсем мало. Если в Германии они бережно хранились, то у советских солдат практически все уходили на самокрутки.
Настроенные на разные лады пропагандистские машины работали и в мирное время. В то время как пресса страны советов клеймила капиталистов, русские эмигранты, проживающие в Харбине, публиковали в 1933 году в своей газете «Рупор» занимательную статью:
«О том, что выпавшие из-под госопеки советчики быстро разлагаются и широко распоряжаются за границей народным достоянием, писали немало, — сообщает «Рупор» своим читателям. — Достаточно таких веселеньких историй было и у нас в Харбине. Но все же недавний гиринский случай, повлекший за собой вмешательство полиции, кажется побил все рекорды. 25 мая в кафе «Азия» явился европеец, который предался обильному чревоугодию и возлиянию, а уходя оставил на чашке кофе две бумажки по сто йен. Подавшая этому гостю кельнерша удивилась столь щедрым чаевым. И передала деньги владельцу кафе, который в свою очередь о «миллионере» сообщил в полицию. В виду того, что европейцев в Гирине можно сосчитать по пальцам, щедрый гость был быстро найден и оказался недавно приехавшим в город советским гражданином. Деньги советскому саврасу были возвращены. И, кроме того, сделано внушение в будущем быть более экономным».
ГАЗЕТНЫЙ ЛОХОТРОН
Через газеты не только формировалось общественное мнение, но и самым наглым образом осуществлялся обман доверчивых читателей.
— Больше всего меня поразило объявление в одной из дореволюционных газет о кассе взаимопомощи невест, которая «обеспечивает приданным от ста до трех тысяч рублей девочек в возрасте от рождения до 10 лет. Записываться могут все, проживающие в империи. Плата от 15 копеек в месяц. Устав высылается бесплатно». То есть «лохотрон» тогда действовал безукоризненно. Также давалось масса объявлений, которые очень похожи на те, что помещали карагандинские лохотронщики в 90-е годы ушедшего века, — делится своими наблюдениями Сергей. — Мошенники помещали среди частных объявлений примерно такой текст: пришлите мне конверт и вложите в него купюру (просили советские жулики) или почтовые марки (предлагали обманщики времен империи) и вы получите совет, как разбогатеть, или как научиться вышивать, или как в уме складывать большие числа. Когда я просматриваю объявления царской поры, поражаюсь, что и тогда лохотрон работал с не меньшим размахом. Если внимательнее вчитаться, обнаруживаешь, что много объявлений от неких «профессоров с огромным опытом» работы шло на одну фамилию и адрес. Причем интересно, что чаще всего эти «профессора» проживали в Варшаве. А в 90-е годы наши современные мошенники не изобрели ничего нового. И точно также удачно осуществляли свои бесчестные проекты именно благодаря газете. Мне довелось однажды общаться с одним «лохотронщиком», который якобы давал советы. И он рассказывал, что в свое время получал такое огромное количество конвертов с деньгами, что мог себе позволить путешествовать на самолетах по всему бывшему СССР в период его развала. Он говорил, что это был очень выгодный бизнес, которым можно было себя обеспечивать. Только надо было знать, как действует вся схема обмана. Меня посвятил в два основных правила: нужно, чтобы твои объявления охватывали большую территорию, и чтобы люди обязательно адресовали деньги в другой город – это для подстраховки.
10 МИЛЛИОНОВ СОСИСОК
Практически во всех газетах всегда отводится место под рекламу, которую наметанный глаз коллекционера мигом находит даже там, где используется арабская вязь и вообще отсутствуют какие-либо иллюстрации.
— В газетах начала ХХ века особенно много рекламировали бритвенные лезвия, косметику, препараты от прыщей и средства от запоров. Практически везде можно было найти нарисованную физиономию с прыщами. Или довольные лица – старичка и бабушки, с историей о том, как после принятия пургена им стало гораздо легче жить. Создается такое впечатление, что в то время вся империя страдала от затрудненной работы кишечника. А если серьезно, рекламные объявления, дизайн макетов в царской России был на очень высоком уровне. Тексты были составлены так, что вещь действительно хотелось купить. С интересными, кричащими заголовками: «10 миллионов сосисок – путь к богатству», «Очень выгодное занятие» или «Вы еще не знаете?» В советское время реклама сильно деградировала. И только недавно стала приближаться к тому уровню, который был сто лет назад. И это при том, что сейчас гораздо больше возможностей — цветная полиграфия, глянцевая бумага, качество печати хорошее, компьютерные набор и верстка. А тогда это все на свинцовых пластинках вырезали, вытравливали, это все была гравюрная работа. Но люди вручную делали не хуже, чем наши современные рекламщики.
Ликбез НЕПЛЮШКИНСКИЕ СТРАСТИ Интересно, что принято различать два принципиальных понятия – «коллекционирование», которое считается яркой и глубоко своеобразной областью творчества, и «мшелоимство» — собирательство старых и ни на что непригодных вещей из-за нежелания расставаться с ними. Видов коллекционирования ради удовлетворения творческих потребностей существует великое множество. Находить и систематизировать можно практически все. Вот пятерка наиболее интересных из тех, для которых уже придуманы названия. ЛЯПОФИЛИЯ — коллекционирование нелепостей периодической печати, опечаток и казусов. Крупная коллекция опечаток, газетных ляпов и казусов принадлежала Матвею Львовичу Фролову — одному из основоположников советской радиожурналистики. В его собрании был Сталин из газеты военного времени с пропущенной буквой «л»; фото Брежнева из «Комсомолки» — с двумя шляпами; изображение в газете «Смена» американского «командос» во Вьетнаме с подписью «так работают ребята с «Электоросилы»; телепрограмма, предлагающая посмотреть фильм «Семя Ульянова». ГУБОГРАФИЯ (губофилия) — коллекционирование поцелуев и отпечатков от губ. Изучение традиции обряда поцелуя у разных народов. Известен коллекционер-губограф начала XX в. — некий барон «М» из Петербурга. Его коллекцию составляли около 200 отпечатков губ известных людей России. Для получения отпечатка использовалась восковая пластина, на которой губы человека давали четкий и точный отпечаток. КОНХИОФИЛИЯ (конхиология, конхилиомания, конкология) – увлечение аристократов. Добывание и коллекционирование морских, речных раковин и ракушек. Коллекционированием морских раковин занимались выдающиеся люди своего времени: Альбрехт Дюрер (1471-1528), Эразм Роттердамский (1469-1536) и др. В XVII и XVIII вв. Король Франции Людовик XIII, король Дании Христиан VI, австрийская императрица Мария-Тереза, император России Петр I и японский император Хирохито. КОФРОКАРТИЯ — собирание чемоданных наклеек и чемоданов. Термин образовался от немецкого слова «koffer» — чемодан. Начало такому увлечению положил один из служащих фирмы швейных машин «Зингер». Этому коммивояжеру пришлось много ездить по миру и жить во множестве гостиниц. К концу своей жизни он стал обладателем трехсот чемоданов, покрытых тысячами гостиничных наклеек. ТЕГЕСТОЛОГИЯ — коллекционирование подставок для пива (бирдекелей). Самая большая в мире коллекция подставок для пива принадлежит Лео Пискеру из Вены (Австрия) и насчитывает более 118300 шт. из 149 стран (данные на апрель 1987 г.). Самая большая коллекция британских подставок насчитывает 36 150 шт. и принадлежит Тимоти Д. Станнарду из Бирмингема. |
Всего на сайте опубликовано 64086 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.