Депутаты маслихатов сейчас пытаются выбить себе дополнительные полномочия. Как уверяют, для того, чтобы еще активнее защищать интересы избирателя. В мае избранники объединились в республиканское общественное объединение. В июле открыто заговорили о том, что конкретно не дает им развернуться. Депутаты не желают мириться с той скромной ролью, которую вынуждены играть в жизни страны. И полны намерений уважать себя заставить. Каким образом? Хотят, например, утверждать кандидатуры заместителей акимов, начальников департаментов, управлений и отделов. Хотят, чтобы наиболее активным избранникам государство платило зарплату – как мажилисменам с сенаторами. И даже хотят статуса депутатской неприкосновенности. О нелегком труде народных избранников на ниве служения народу мы и поговорили с Кудайбергеном Бексултановым, секретарем Карагандинского городского маслихата.
— Лично вам, зачем нужен статус депутатской неприкосновенности, Кудайберген Бексултанович?
— А он мне не нужен. Ни я, ни мои коллеги в городском маслихате не сталкивались с давлением со стороны власти.
— Депутатская неприкосновенность – средство от давления власти?
— Я никогда с этим не сталкивался. Даже примеров не могу привести.
— Раз все хорошо, тогда, зачем нужна депутатская неприкосновенность?
— О давлении власти говорят мои коллеги из других регионов страны.
«ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, ВЫ СЕБЯ ПОДСТАВЛЯЕТЕ»
— С какими проблемами к депутатам чаще всего бегут карагандинцы?
— К примеру, квартирный вопрос. В 1999-2000 годах в Караганде, особенно на окраинах, в Майкудуке и в Пришахтинске, в каждом доме было несколько брошенных квартир. В них вселялись люди. Сейчас бывшие хозяева брошенных квартир пытаются их вернуть. Не важно, что они живут в ближнем и дальнем зарубежье. Они присылают своим знакомым, родственникам, соседям доверенности о том, что те могут защищать их интересы в суде. В итоге возвращают квартиры, продают ее, часть денег отправляют владельцу, а что-то оставляют себе. Мы даже подозреваем, что существует группа людей, которые только этим и живут.
— Городской маслихат может вмешаться и навести порядок? Ведь по большому счету все это безобразие получилось благодаря работникам акиматов. Ведь они должны были через суд забирать бесхозные квартиры в коммунальную собственность. И тогда, бросившим их людям, не на что было б даже надеяться.
— Нельзя сказать, что этого не было сделано со всеми квартирами. Но сегодня очень многие люди по вине чиновников остались ни с чем. Почему я поднимаю вопрос об отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и связи? Потому что там квартирными делами занимаются всего три человека. Они не успевают грамотно разобраться и оформить все бесхозные квартиры. К тому же такие дела буксовали в судах, они не рассматривались вовремя. Мы разбираемся. И не просто разбираемся. На заседании постоянной комиссии городского маслихата аким был вынужден признать некомпетентность руководителя отдела. Но для того, чтобы навести порядок, необходимо повлиять на суды. Там лежат сотни дел о передаче квартир в коммунальную собственность, но их не рассматривают. И мы не можем ничего сделать.
— То есть депутаты тут бессильны?
— Не можем ничего сделать. И никто не сможет. Это компетенция суда. Но из-за того, что суд не рассмотрел дело, и чиновники плохо поработали, квартиру не передали в коммунальную собственность. И с 2000 по 2004 года людей выселяли.
— И как часто народные избранники не могут справиться с государственной машиной?
— Часто. В рамках нашей компетенции мы можем требовать, за ее пределами – нет. Нам говорят, что у нас нет прав. Но! К примеру, по поводу выделения земельных участков поступает много жалоб. Сейчас в комиссии заседают три наших депутата, и с апреля этот вопрос упорядочен. Депутаты требуют, чтобы никто не бегал по углам, подписывая бумаги заочно, чтобы вопросы выделения земли рассматривались на комиссии. Можно ли тот или иной участок земли отдать? В плане детальной планировки, в генплане, что в том месте предусмотрено? На сессии мы уже сказали, что эти нормы нарушаются. И депутаты отказывают многим.
— Неужели?! Буквально на прошлой неделе в сквере у Вечного огня появилась совсем свежая стройка — возле департамента образования.
— Очень многие решения были выданы в прошлом году, год назад. Общественное мнение сделало свое дело, предприниматели не строили. Зато сейчас начали. То, о чем вы говорите, происходит на улицах Комиссарова, Лободы, Гоголя. На сессии мы спрашивали акима о том, почему не учитывается мнение карагандинцев. Ведь любое строительство – в Москве, в Астане, в Алматы – чревато возмущением. И мы возмущены, когда между двух домов строят третий, и он закрывает жильцам солнечный свет. Мы даже высказали недоверие Джиембаеву (главный архитектор города – П. С.) за то, что территория действующей поликлиники была отдана под строительство ресторана.
— Мне, кажется, что г-н Джиембаев уже привык к подобного рода «недоверию» и претензиям в свой адрес. Или я ошибаюсь?
— Аким прислал нам письмо. В нем сказано, что наше недоверие Джиембаеву рассмотрено на дисциплинарном совете. Ему объявлено неполное служебное соответствие. Его не уволили, хотя мы именно этого требовали. Но аким сказал, что сегодня Джиембаев занимается исключительно генпланом застройки Караганды и планом детальной планировки. Он отстранен от выделения земельных участков. И уже не будет так, как раньше – в какую бумагу не посмотри, ее подписал Джиембаев.
— Вы удовлетворены?
— Нет. Многие депутаты возмущались. Но я акиму Литвинову сказал: «Юрий Михайлович, вы себя подставляете еще раз».
— Общественное мнение против стройки в скверах и парках. Но разве оно же диктует переименование улиц?
— Да. А вы пишите абсурдные вещи. Когда переименовали улицу Киевскую, какой ажиотаж подняли…
— Лично я против переименования улиц. Мне нельзя об этом писать?
— Вы видели перечень названий карагандинских улиц? Кирпичная, Асфальтная, Тупиковая… Это оскорбление. Почему не пишите об этом?
— Потому что вывески на улицах Тупиковых с Кирпичными меняются в редких случаях. Зато от бульвара Мира остался жалкий клочок.
— Прежде, чем говорить: «Плохо!», вы другую сторону посмотрите. Тогда поймете, что люди, чьими именами называются улицы, имеют большие заслуги. Вы знаете, что Нарманбет Тулепов (недавно в честь этого человека – одного из бывших руководителей города была переименована часть бульвара Мира – от политехнического университета до проспекта Нуркена Абдирова – П. С.) построил половину Караганды и центральный парк? Но вы плюете на него! Всегда можно найти того, кто охает человека…
— Да кто ж этого достойного человека охаять-то пытается?..
— А почему вы решили, что, переименовав часть бульвара, мы поступаем плохо?
Карандашом Кудайберген Бексултанович вычертил на листке «загогулину»:
— Это бульвар Мира. Я никогда не мог понять эту кривую улицу. Я был в Америке, там улицы пересекают друг друга, как в Алматы. И адрес указывается: угол авеню такой и такой. Все упорядочено. У нас этого нет!
— Выходит, это ошибка, допущенная товарищем Тулеповым и другими достойными людьми, которые в свое время строили Караганду?
— Да. Но! К примеру, парк 30-летия ВЛКСМ Тулепов строил тоже без денег. Ему выговорили за это на бюро обкома партии. Когда в Караганду приехал Кунаев, первый секретарь компартии Казахстана, ему рассказали о том, что в городе строится парк. Он захотел посмотреть на проект. Кунаеву идея понравилась. И Тулепов рассказал первому секретарю о выговоре. Кунаев, выслушав, сказал: «Выговор снимут, а парк останется».
«ТОТ, КТО ПЛАТИТ, ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ «
— Оцените свой депутатский авторитет по пятибальной шкале.
— Нет. Это должны сделать люди. Если это сделаю я, то поступлю неправильно.
— Ваши коллеги из объединения депутатов маслихатов на недавнем заседании своего Совета говорили о том, что надо «повышать роль депутатов и их авторитет». Значит ли это, что авторитет народных избранников чрезвычайно низок? Да и роль их оставляет желать большего?
— Нельзя так говорить. Депутаты поднимают много вопросов. Влияние у нас есть. Но у нас недостаточно полномочий. Когда я выступаю в парламенте, в комитетах, в правительстве, то не говорю: «Дайте власть маслихатам». Я говорю: «Дайте власть местным органам – акимату, акиму, маслихату». Нельзя, чтобы власти было много только у акима или только у депутатов. Должен быть баланс. К примеру, я спрашиваю у чиновников, почему вы не отвечаете на наши запросы о том, как были израсходованы бюджетные деньги. Они виляет, не отвечают. Или отвечают только после того, как я настою на своем. Так не должно быть. И это издержки.
— Ваши товарищи полагают, что авторитет маслихатов повысится, если заместителей акимов, начальников департаментов, управлений и отделов будут назначать только после того, как их кандидатуры обсудят и, по сути, утвердят депутаты. Это и есть тот самый баланс между властью депутатов и акимов?
— Взять хотя бы участковых полицейских. Мы, депутаты, должны как-то влиять на профилактику преступности, беспризорности несовершеннолетних? Должны! А мы не влияем. Потому что УВД города финансируются областью. Естественно, этот орган будет работать с нами только декларативно. И тот, кто платит, заказывает музыку.
— Депутаты нынешнего созыва – это по большей части либо руководители бюджетных организаций и государственных коммунальных предприятий, либо бизнесмены. Первых назначают акимы, вторые часто мечтают о госзаказе и, получив, уже зависимы от него. Разве эти люди будут сами себе наживать врагов, к примеру, не утвердив кого-то на должность заместителя акима?
— По закону мы вправе выразить недоверие акиму и его замам. Мы же пользуемся этим правом. Почему будет иначе при утверждении кандидатур замакимов? Не раз мы ставили вопрос о недоверии заместителю акима города Ессе. Потом мы собирались и смотрели, почему он не дорабатывает. Потому что у него нет денег, нет ресурсов, чтобы выполнить то, что мы от него требуем. Не может Ессе договориться с «Караганды Жылу», «Караганды Су» так, как мы этого хотим. Почему? Потому что законодательство дало полномочия не Ессе, а антимонопольному департаменту. Чего ж тогда мы требуем с Ессе? Придет другой, он будет работать лучше?
— Значит, сами не доверяете, сами же и оправдываете. Хоть раз депутаты, воспользовавшись своим правом, кого-нибудь увольняли?
— Нескольких руководителей уполномоченного органа.
— А конкретнее?
— Нескольким руководителям объявлено неполное служебное соответствие. Я же говорил.
«ДЕПУТАТСТВО – ЭТО КРИК, ПОРОЙ ДО ХРИПОТЫ»
— Вы довольны своей зарплатой, Кудайберген Бексултанович?
— Кто не хотел бы получать больше. Я живу в пределах 44 тысяч тенге. Но я понимаю, что сегодня экономика страны не может платить мне больше.
— Ваши коллеги считают, что зарплату необходимо платить тем депутатам, которые задействованы в постоянных и ревизионных комиссиях…
— Вы лучше спросите, почему никто из депутатов не хочет прийти в маслихат и работать в ревизионной комиссии, получая зарплату, как я? Не хотят.
— Быть может, зарплата невелика.
— 38-40 тысяч тенге.
— Значит, на своей основной работе они получают больше. Вы говорите о том, как не сладко быть народным избранником. И даже деньги, выходит, депутатам не нужны. Однако, как только стартует выборная кампания, желающих выдвинуть свою кандидатуру – пруд пруди. В маслихате как будто медом намазано. Почему так?
— Не так. Я бы не сказал, что люди спешат стать депутатами. Из 30 депутатов предыдущего созыва, на второй срок баллотировалась половина. Остальные просто не захотели. Это хлопотно. Это нервы, крик порой до хрипоты. Не всем это нравится.
— А лично вы, зачем подались в депутаты?
— В первом созыве я еще сам, наверное, не осознавал, зачем. Являясь директором училища, важно иметь трибуну. Особенно, если вопросы профтехучилищ не поднимались вообще. Так было в начале 90-х. Одно дело, когда ты директор – один чиновник тебя выслушал, другой — нет. Закон обязывает иначе вести себя с депутатами. Их необходимо выслушать и ответить. Я пошел в депутаты, чтобы лоббировать интересы образования. Во второй созыв я пошел сознательно, потому как понял, что нужно учиться отстаивать интересы людей. Народ – единственный источник власти.
Справка Республиканское общественное объединение депутатов маслихатов Казахстана учреждено 26 мая 2005 года. Зарегистрировано Министерством юстиции 22 июня 2005 года. Сегодня общественное объединение насчитывает 3055 членов. Всего депутатов маслихатов всех уровней в Казахстане – 3302 человека. |
О себе Кудайберген Бексултанович Бексултанов – депутат, секретарь городского маслихата. В этой должности заседает уже второй созыв. В детстве сам воспитывался в интернате. По образованию – педагог. Руководил профтехучилищем. В жизни не приемлет трех вещей: насилие сильного над слабым («В школе товарищи нечаянно обидели молоденькую учительницу: метнув тряпку, попали в нее. Она убежала, заплакав. Я сказал: «Еще раз обидите, прибью».); отвергает табак, алкоголь, наркотики, азартные игры («Жизненный принцип»); терпеть не может бездельников («Преклоняюсь перед теми, у кого есть сила воли».) Характер спокойный, уравновешенный. Хотя родственникам достается: «Могу вспылить из-за мелочи, но только тогда, когда нахожусь с близкими». |
Всего на сайте опубликовано 63837 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.