В начале ноября прошлого года в самом центре Караганды произошел пожар. В центре торговли «Азат», расположенном по улице Ерубаева, огонь полностью уничтожил три бутика. Пламя потушили через полтора часа, а вот конфликт, разгоревшийся после этого ЧП, утихнет, по всей видимости, еще не скоро.
Очаг возгорания находился на втором этаже торгового центра. Благодаря пожарным пламя не распространилось по всему магазину. Несколькими днями позже специалисты из отдела дознания сообщили причину случившегося. Следствие установило, что пожар начался из-за «открытого источника сжигания, связанного с действиями лиц, находившихся в бутике до момента возникновения пожара». По предположениям дознавателей, кто-то из работников одного из сгоревших бутиков, уходя, оставил непотушенную сигарету или включенный обогреватель.
Тем временем администрация торгового центра обратилась к независимым экспертам, чтобы определить сумму ущерба. Арендаторы бутиков тоже принялись подсчитывать свои убытки.
ПОДПАЛИВШИЕСЯ МИЛЛИОНЫ
Частный предприниматель Инесса Левченко, к примеру, потеряла в том пожаре почти 10 миллионов тенге. Инесса — владельца мебельного салона, который находился на третьем этаже, аккурат над одним из сгоревших бутиков. От высокой температуры пол нагрелся, и испортилась вся находившаяся в салоне мебель.
— Помещение в «Азате» мы арендовали в июле прошлого года, — говорит юрист Карина Рыбчак, она же дочь Инессы Левченко. — За 360 квадратных метров мама ежемесячно платила по 250 тысяч тенге.
По словам Карины Рыбчак, до ноябрьского ЧП отношения с администрацией магазина у них были нормальные. Как обычно, в конце месяца внесли арендную плату, и тут на тебе -не прошло и нескольких дней, как в здании случился пожар. Ни в ноябре, ни в декабре семейный бизнес не принес своим владельцам никакой прибыли.
— Во-первых, чем торговать? Мебель и по сей день находится в ужасном состоянии, — говорит юрист.
По словам Карины Рыбчак, сначала они пытались разрешить проблему мирным путем.
Просили руководство «Азата» вернуть деньги, заплаченные за ноябрь. На эти средства владелицы салона хотели восстановить мебель, что-то помыть, что-то сдать в химчистку.
— Я им говорила — у вас большой ущерб, но и нас тоже поймите, — рассказывает Карина Рыбчак. — Помогите мне привести все в божеский вид, и мы будем мебель пытаться продать в таком виде. Но без уплаты аренды. Они сначала согласились, но потом отказались. Сказали, что это не их вина, а того бутика, где находился очаг пожара.
— А сейчас у вас претензии к кому?
— Даже если и виноват арендатор одного из бутиков, то здание тоже пострадало! Почему его владельцы никаких претензий не имеют к виновникам пожара? В первую очередь должен собственник торгового центра подавать иск. А я что могу? Мне скажут, ты кто такая? Я же с арендатором этого бутика договор не заключала.
А в начале января предпринимательницы узнали о том, что их «попросили» из «Азата».
— Это потому что мы шум поднимаем, — считает Карина Рыбчак. — Стали говорить, что мы препятствуем делать ремонт, мебель им якобы мешает. А куда ее деть, если у нас денег нет, чтобы ее вывезти? Пусть вернут арендную плату, тогда вывезем. А они отказываются, говорят, мол, только в судебном порядке деньги будут возвращать.
Еще в прошлом году, сразу после пожара, Карина обратилась в торгово-промышленную палату, чтобы провести независимую экспертизу. Заключение экспертов гласило, что «Товарно-эстетический вид осматриваемого товара потерян почти полностью». Сейчас предпринимательницы ждут завершения официального расследования. И недавно юрист вновь обратилась к независимым экспертам.
— Я уверена, что это не владельцы и не продавец того бутика виноваты в пожаре, но доказать пока не могу, — говорит Карина. — Продавцы рассказывали, что за два дня до пожара в торговом центре пахло горелой проводкой. Теперь вот жду результатов этой экспертизы.
«МНЕ ЭТА ПОЗИЦИЯ НЕПОНЯТНА»
— Инесса Левченко обратилась к нам за помощью в ноябре, — говорит президент Центрально-Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов. — Сначала мы пытались вести переговоры с руководством «Азата», но все безрезультатно.
По словам Талгата Доскенова, арендодатель отказывается помочь своему, теперь уже бывшему, клиенту. Кроме того, поскольку срок аренды у Инессы Левченко подошел к концу, мебель, которая все еще находится в торговом центре, срочно требуют вывезти.
— Мне эта позиция не совсем понятна, — говорит Талгат Доскенов. — В этом случае межличностный конфликт перешел в экономическое противоречие, и любые вопросы решаются через конфликт. У нас сегодня культуры в бизнесе нет.
КОММЕНТАРИЙ
— Будет ли подавать претензии мой клиент к лицам, виновным в возникновении пожара, он решит сам, — заявила адвокат Лязат Каппасова. Юрист, представляющий интересы администрации торгового дома «Азат», говорит, что права предпринимательницы Инессы Левченко ни в чем не ущемляются.
— Расследование уголовного дела еще не закончено, установлен лишь очаг возгорания, — говорит Лязат Каппасова. — Мы же не можем подать иск на очаг возгорания!
По словам юриста, пожарная инспекция установила, что вины ее доверителя в происшедшем нет. И потому претензии владельцев мебельного салона безосновательны.
— На кого подавать иск и подавать ли его вообще, этот вопрос мы решим сами и только после завершения следствия, — сообщила нам Лязат Каппасова.
Всего на сайте опубликовано 66316 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.