Два человека на крыше. Фотографируют Караганду с высоты птичьего полета. Даже после того как один из них скатился со скользкой кровли вниз и чудом уцелел, ради красивой панорамы они готовы рисковать дальше. Сделанные сейчас кадры когда-нибудь станут раритетными. История родного города — то, на чем сейчас помешаны фотографы и коллекционеры старинных снимков Марат Кадрылеев и Михаил Баранов. На 2009 год они сделали большой настенный календарь с прошлыми и настоящими видами наших улиц.
В вышедший ограниченным тиражом календарь попали лишь несколько фотографий из коллекции историков-любителей. На самом же деле в их распоряжении уже более трех тысяч негативов, по которым можно просмотреть практически всю жизнь Караганды, начиная с тридцатых годов.
Сначала степи вместо центральных проспектов. Потом повсеместные стройки. Камень на месте нынешнего гранитного Ильича. Памятник Сталину там, где сейчас красуется монумент «Шахтерская слава». Еще живой Летний театр, с работающим фонтаном и в окружении счастливых отдыхающих людей.
Интересно рассматривать карагандинцев из прошлого. Ностальгические чувства навевают массовые сцены демонстраций. Сначала участники действа собирались в так называемом «накопителе» на площади Гагарина, потом поднимали над головами писанные маслом портреты вождей и стройными колоннами шли по проспекту Советскому. В центре на бутафорском броневике ехал загримированный под Ленина актер. Рядом несли лозунг «Долой американских агрессоров!» Девушки — в платочках, мужчины — в шляпах. На лицах торжество. Будто каждому демонстранту лично довелось поучаствовать в изгнании этих самых заокеанских захватчиков. Черно-белые лики прошлого Марат Кадрылеев и Михаил Баранов стали собирать несколько лет назад.
— Многие негативы мы обнаружили в плачевном состоянии, — рассказывает Марат. — Например, в Гипрошахте мы встретились с людьми, которые буквально спасали архивы своего института. Гипрошахт раньше располагался в огромном здании. Сейчас он умещается в доме масштабов детского сада. Когда они переезжали, многое пришлось выбросить, многое пропало. Но, к счастью, нашлись такие люди, которые буквально подобрали выброшенное. Объединение «Карагандауголь» тоже имело очень хороший архив. Но потом оно было продано Митталу. А иностранцам наша история не нужна. Большой архив был во Дворце культуры горняков. Однако с правлением «Валют-Транзита» все это также сгинуло. Вроде как документы затопило. Так целый культурный пласт был срезан…
Многие старые фотографии к активистам попали прямиком из семейных альбомов. Среди таких есть одна пожелтевшая фотокарточка, на которой запечатлена группа людей, о чем-то оживленно беседующих на фоне строящегося ДКГ. А на оборотной стороне старческой дрожащей рукой написано: «Это мои родственники. Ныне все покойные».
— Когда обращаешься к людям, многие с подозрением к этому относятся, не хотят отдавать то, что, как говорится, нажито непосильным трудом. Объясняешь им, что еще древнегреческий философ говорил: все, что отдал — сохранил, а то, что спрятал — пропало. Человек же 300 лет не живет. Я знаю, что многие наши известные фотографы так и унесли с собой свой архив, не оставив нам ничего. В лучшем случае их негативы сейчас пылятся где-то, а в худшем — родственники просто выбросили на помойку.
У друзей-коллекционеров есть свой проект по сохранению нашей визуальной истории. Теперь, когда календарь со старинными видами Караганды уже выпущен, они собираются издать коллекционные открытки с кадрами из первой половины прошлого века. А позже сделать большую книгу по архитектуре нашего города под названием «Прогулка по Караганде». Авторы имеют в виду прогулку не только в пространстве, но и во времени.
То, что было раньше, можно будет сравнить с тем, что есть сейчас. Современные виды города фотографы сами делают с самых выгодных ракурсов, которых обычно добиваются, поднимаясь на максимально высокую точку.
Михаил и Марат излазали уже практически все крыши в центре города. Знают панорамные места, удобные «кармашки» для съемок» и опасные скаты. С крыши гостиницы «Караганда» Марат однажды даже едва не слетел: покатился вниз, уже успел попрощаться с жизнью, но врезался в крепкое ограждение, которое удержало от падения с пятого этажа.
— Обычно говорят, что нет такой фотографии, которая бы стоила жизни. Но чтобы добыть хорошие кадры, приходится рисковать в любом случае, — смеется Марат. — Когда строился Каздрамтеатр, мы полезли с фотоаппаратами на большой кран. Был риск упасть оттуда. Мы поняли, что там нет так называемой муфты безопасности, а есть просто лестница в небо. Если что, будешь лететь с нее до самой земли. Так вот когда мы половину пути вверх уже проделали, Миша вдруг засомневался: «А зачем мы вообще туда лезем?» — спросил он меня. Но я убедил его, что дело того стоит, что надо преодолевать трудности. И мы полезли дальше…
P.S. Марат Кадрылеев и Михаил Баранов благодарят газету «Индустриальная Караганда» за помощь в издании календаря с историческими видами Караганды.
Если у вас хранятся старые негативы или фотографии и вы не против поделиться ими с авторами проекта «Прогулка по Караганде», звоните по телефонам: 42-42-49, 8-701-754-60-94
Всего на сайте опубликовано 66271 материалов.
Посетители оставили 247277 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.