Будут ли иностранные туристы, приехавшие в Каркаралинск, пусть даже в качестве экстремального развлечения, собирать пивные банки? Предложение привлечь заграничных велосипедистов к уборке прозвучало на семинаре по ответственному туризму, проходившем в рамках проекта «Экологический туризм и общественная осведомленность в Центральном Казахстане». На прошлой неделе немецкие специалисты объясняли карагандинцам суть подобного вида отдыха, не наносящего вреда окружающей среде.
Гости объясняли, что на Западе появляется все больше таких вот ответственных туристов. Они предпочитают пользоваться чистым транспортом (в идеале велосипедом) и жить в деревенских домах без удобств. Как раз то, что надо для путешествий по нашим степям.
В свою очередь президент историко-географического общества «Авалон» и руководитель группы экотуризма карагандинского «ЭкоМузея» представил гостям велотур «Бронзовое кольцо Сары-Арки». Одной из остановок там значится Каркаралинский национальный парк. Он мог бы стать самым приятным отрезком пути, если бы не безобразные кучи мусора среди сосен.
— Раз они такие ответственные, пусть почистят лес, — будто в шутку предложил Виталий Шуптар. Но немцы, казалось, восприняли эту идею всерьез.
ЭНТУЗИАСТЫ
Дагмар Шрайбер уже пять лет возит своих соотечественников по казахстанским природным достопримечательностям. По ее наблюдениям, сюда обычные туристы в любом случае не поедут. Среди ее клиентов чаще попадаются фанаты-энтузиасты, которые готовы не обращать внимания на мелкие неприятности или даже воспринимать их как часть приключения.
— На Западе очень много людей, у которых достаточно денег, чтобы посмотреть на все виды красоты, — рассуждала Дагмар. — Они могут съездить и в Индию, и в Южную Америку. А потом посмотрят на свою личную карту: везде галочки стоят, а на Востоке большое пустое место. То есть в России и в Казахстане они еще не были. Я думаю, что здесь никогда не будет массового туризма, как, например, в Таиланде, там, где тепло. Но есть люди, которые едут именно в Казахстан. Им нравится, что можно несколько дней находиться на природе и никого не встретить. В Европе это невозможно. Но я всегда говорю клиентам правду, что тут инфраструктура пока еще не очень развита. Что отпуск может быть некомфортным, зато очень душевным.
— Какая может быть душевность, если туристов, к примеру, атакуют комары?
— Мы просто не ездим в те места, где много комаров. Другое дело, допустим, Коргалжынский заповедник. Там в мае-июне бывают тучи комаров, но это как раз самое интересное время для орнитологов. Им наплевать на комаров. Потому что их интересуют птички. Они стоят, смотрят на птичек и забывают обо всем. На человеке могут сидеть сразу десять насекомых, а он их не будет замечать. Жалобы от таких людей редко бывают.
МИСТИКА
Когда заграничные гости останавливаются у местных жителей где-нибудь в глубинке, часто случаются культурные казусы, которые Дагмар как опытный гид представляет в качестве колоритной приправы к путешествию.
— На Мангышлаке мы ночевали в юрте, — рассказывала она. — С нами буквально на порог легла хозяйка, такая тучная здоровая женщина. И все испугались: что она там делает?! Потому что у нас не принято, чтобы хозяин вместе с гостями спал в одной комнате. Они с ужасом на меня посмотрели. А я объяснила, что у казахов есть старинная традиция: о гостях нужно заботиться постоянно, чтобы им было хорошо круглые сутки, в том числе и ночью. Группа все поняла.
Дагмар водит своих соотечественников по таким местам, в которых даже многие казахстанцы не бывали. Организация, где она сейчас работает (Информационный ресурсный центр экотуризма в Алматы), заведует сетью гостевых домов по всей стране, в которых путешественникам всегда предложат не роскошный, зато безопасный ночлег и сытный завтрак. Отоспавшись пару ночей на привычных кроватях, туристы снова отправляются в поход, где живут в палатках и готовят на кострах. Для ужина на природе у Дагмар припасены оригинальные байки. Одна из них — мистическая.
— Однажды мы были на Алтае, — продолжала Дагмар. — У нас был трехдневный поход на гору Белуху. Есть шаманы, которые говорят, что там особенная энергетика. Перед выходом у меня села батарейка в фотоаппарате. Я хотела оставить его в палаточном лагере. Но потом решила погреть батарейку, надеясь, что одна-две фотографии еще выйдут. Мы подходили все ближе к горе. Вечером остановились у подножия. Я достала фотоаппарат: батарейка была совершенно полная! Я там отсняла две пленки за два дня. Потом мы спустились — батарейка опять стала пустая. Я человек абсолютно несуеверный. Но тут было очевидно, что батарейка заряжалась от этой горы!
ОПАСНОСТЬ
Есть у Дагмар не менее впечатляющие истории об опасностях, которые могут подстерегать любопытных туристов в наших краях.
— В прошлом году в походе по Иссык-Кулю мы разбивали палаточный лагерь у нашего коневода Бахыта, в горах, на реке Тшонг-Кемин, где стоят его юрты. Там очень красиво, мы там всегда останавливаемся на два дня. Для нас режут барана, угощают шашлыком и баурсаками, кумысом. У Бахыта есть яки. И в тот день стадо спустилось вниз, к реке. Бахыт сказал, что ночью родился ячонок. И я решила пойти туда, посмотреть на него. Подходила осторожно, они же почти дикие и опасные. Знаю, что они всегда предупреждают перед нападением. А в этот раз не предупредили. Самый главный из них вдруг отделился из стада и помчался в мою сторону. Все произошло очень быстро. Я поняла, что убегать мне поздно: он быстрее меня и все равно догонит. Я бросилась на землю и замерла. А он остановился надо мной и начал фыркать, его сопли падали на мой затылок. Муравьи и всякие мелкие животные бегали по лицу, а я не смела пошевелиться. Прошла вечность, прежде чем як стал медленно уходить. Я подождала еще минут пять и подняла голову, чтобы посмотреть, где он. Тогда он снова прибежал… История повторялась. Опять он стоял минут 15-20, потом отходил и снова возвращался. Солнце уже зашло за гору, мне было жутко холодно, но я лежала без движения. Потом, спустя полчаса, когда его фырканье уже не было слышно, я стала уползать, как индеец. Он стоял в 50 метрах, недоверчиво на меня смотрел, но не двигался. Я встала и медленно, медленно, чтобы его не раздражать, пошла. Последние 500 метров до лагеря я бежала. Влетела в столовую палатку, попросила водки и выпила 100 граммов… С тех пор я и боюсь яков.
Сейчас Дагмар Шрайбер начала сотрудничать с карагандинским «ЭкоМузеем». Подготовленный его сотрудниками велотур по Карагандинской области она уже предлагает своим клиентам. И вскоре вместе с карагандинскими гидами собирается посетить проходящую в Германии туристическую выставку, где наши земляки получат возможность напрямую договариваться с европейскими туроператорами.
Фрау Шрайбер считает, что у «Бронзового кольца Сары-Арки», даже несмотря на грязный каркаралинский оазис, есть все шансы на успех. По ее предположению, уже этим летом к нам приедет первая группа иностранных велотуристов.
Всего на сайте опубликовано 66684 материалов.
Посетители оставили 247321 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.