Самым сложным оказалось найти пластического хирурга, который бы разрешил запечатлеть свою работу. Без видеооператора ложиться под нож пациентка категорически отказывалась. 40 тысяч тенге — половину стоимости операции по изменению формы восточных глаз — ей оплачивал Центр современного искусства «Сорос Алматы». Так создавался один из самых шокирующих арт-проектов Центральной Азии. Его автор, ставшая с недавних пор обладательницей европейских век, — это карагандинская художница Наталья Дю.
Для своего проекта девушка также сшила два костюма. В первом — наряде гусеницы — она снялась до операции: изобразив на лице максимально «убитое» выражение, червеобразная личинка сидела на табуретке и безнадежно читала книжку. А в конце вставала на табуретку, надевала на шею петлю и погибала. Во второе платье — карамельно-розовой бабочки — художница облачилась уже после того, как с глаз сошли синяки. Накрасив свои новые веки голубыми блестящими тенями, приклеив накладные ресницы, она кокетливо танцевала и посылала зрителям воздушные поцелуи.
Все три сюжета художница затем объединила в один. В своем итоговом ролике слева направо разместила три экрана, в которых действие происходит параллельно: страдания «синего чулка» — разрезающий кожу скальпель — триумф сексуальной красотки. Все действо сопровождается хитом американской певицы Амери, родившейся в семье кореянки и афроамериканца и также прибегавшей к помощи пластики, правда, для изменения формы носа. «Я больше недостаточно хороша для тебя, — поет американка, пока хирург раздвигает мышцы и убирает жировую прослойку с глаз Натальи. — Ты хотел перекроить меня под идеальный образец. И я пошла на все, чтобы угодить тебе. Я позволила тебе изменить меня совершенно. Но как бы ты ни пытался меня перекрасить, это невозможно».
— На сегодняшний день это реально самая популярная операция в Центральной Азии, — говорит Наталья Дю. — Европейское веко — это считается выразительно, красиво и так далее. Очень многие азиатские девушки стремятся к европейскому типу красоты.
— Но ты ведь не стремишься?
— Могу сказать со стопроцентной уверенностью: если бы мне не разрешили съемку, я бы эту операцию не делала. Это было именно исследование и самоироничный проект. Когда меня накрывают операционным балахоном, он напоминает саван или кокон. Это какая-то смерть, перерождение во что-то новое. Во мне умерла гусеница. И теперь я бабочка. Тут показано наивное представление женщины о том, что она разительно изменилась, она расцвела. Но как бы насекомое ни трансформировалось от гусеницы в бабочку, оно не может поменять свой биологический вид. То есть все равно и бабочка, и гусеница — насекомые. Точно так же, как бы успешно ни прошла операция, это не сможет сделать меня европейской женщиной. Расу не изменить.
— Выходит, ты пошла на это преимущественно ради искусства? Не страшно было?
— Когда я уже легла на стол, мне ужасно захотелось убежать. Когда делали местную анестезию, я боялась, что они мне глаз проткнут этим шприцем. Но меня оперировал один из лучших хирургов Алматы. Я была у него второй в тот день. Во время операции заглянула еще одна девушка и говорит: «Пришли ушки». Потом «носик» пришел. А когда я лежала уже со льдом и ничего не видела, пришла девушка делать грудь. Я спросила: «увеличивать?». Она ответила, что нет, уменьшать, причем только одну. Короче говоря, у него там просто поток.
Проект Натальи «Прощайте, азиатские глаза» критики восприняли на ура. Автора вместе с его произведением сразу пригласили на три престижные международные выставки. Две из них пройдут в Москве и одна — в Корее.
«ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»
Костюм гусеницы пригодился Наталье и для другого проекта, в котором она вслед за писателем Пелевиным поднимает тему бессмысленности существования маленьких людей, обывателей, то есть нас с вами. Для этого, нарядившись в объемный, набитый синтепоном ярко-зеленый комбинезон, девушка отправилась на базар, затем — в салон красоты, на репетицию в школу арабских танцев и в парк. Интересно, что прохожие практически не обращали внимания на ее необычный внешний вид. Как свидетельствует видео, ни продавец помидоров, ни владелец караоке в парке, ни пассажиры автобусов, на которых как ни в чем не бывало ездила гусеница, не проявили к ее персоне ровным счетом никакого интереса. И лишь маникюрша, кое-как завершив обтачивать ногти на одной руке девушки-гусеницы, поинтересовалась: «Вы что, в костюме? А я и не заметила».
— Люди не смотрели на меня, им было все равно, потому что они такие же гусеницы, — объясняет Наталья. — Зачем проходит жизнь? Маленький человек кучу времени тратит не на поиск духовного пути, а на такую вот ерунду. Я и сама такая же: обыватель с легким просветлением.
За те два дня, пока при сорокаградусной июльской жаре снимался гусеничный проект, Наталья, постоянно находясь в синтепоновом мешке, похудела на пять килограммов, что для ее субтильной конституции катастрофично. Однако на этом не прекратилось претворение в жизнь ее идей с образами из микромира.
Наталья захотела ощутить себя улиткой. Приобрела 20 метров опять же синтепона и 100 метров телефонного кабеля, все это намотала на каркас из жесткой проволоки, имитирующий панцирь моллюска. На дело пошла утром после дождя, пока еще воздух не раскалился. С помощью скотча сестра художницы прикрепила к ее телу гигантскую красную раковину. Наталья легла на живот и поползла по аллее вдоль проезжей части, мимо автобусной остановки и магазинов. Для пятиминутного фильма ползать в грязи ей пришлось больше получаса. И снова ни один прохожий виду не подал, что удивлен происходящим.
— Этот проект о том, что в большом городе люди живут очень герметично, — говорит автор. — То есть человек — индивид в себе. У него какой-то свой мирок, он не видит очень многое. Вот он отползает свое, перевернется и все — помрет. Но жизнь продолжается. Все остальные и дальше спешат по своим делам.
«НА ЗЕМЛЕ»
«Улитка» стал уже вторым проектом, в котором Наталье приходилось растягиваться под ногами прохожих. Но если в Казахстане люди предпочли обойти ползущую художницу стороной, в Индии ей не поздоровилось. Это было два года назад. Она приехала в Бомбей на выставку современного искусства, привезла три свои работы — постеры про Бората. Увидев, что творится на улицах, карагандинка больше заинтересовалась местным колоритом, нежели культурным мероприятием. У Натальи тут же созрел новый экстремальный проект.
— Первое, что бросается в глаза в Индии: многие люди там лежат на земле, — продолжает художница. — Причем некоторые из них — достаточно благополучные. Мы были просто в шоке, когда увидели шестимесячного ребенка, который лежал вместе с папой на асфальте. Но для индусов это нормально. Я сделала исследование толерантности местных жителей. Я тоже легла на землю. Но я для них была чужая, белая. Начался ажиотаж. Меня окружила толпа. Продавец из ближайшей лавки стал зачем-то вытряхивать на меня все свои платки. Меня стали обрызгивать водой, забрасывать пластиковыми бутылками, козлиными какашками. Потом, в конце концов, подвели ко мне козла и поставили сверху. Козел был не против, я была против. Мне пришлось тогда встать. Но минут тридцать я точно лежала.
— Как вообще можно было решиться на подобный эксперимент? Вас не предупреждали, что в Индии иностранкам рекомендуют гулять только в сопровождении мужчины?
— Это так. Местные оказались довольно агрессивными товарищами. Они смеялись надо мной. К тому же, когда смотришь на людей снизу вверх, они кажутся больше и агрессивнее, а ты себя чувствуешь жертвой помимо своей воли. Было, конечно, страшно. Но страх — это вторая проблема, первая проблема в том, что там жутко грязно, просто ужасно.
«ХЭППИСТАН»
Из соображений политкорректности при монтаже видеоролика «На земле» художница избавилась от самых оскорбительных моментов. Тот же мотив заставил ее однажды подрезать уже готовое произведение. Речь идет о проекте «Хэппистан», отснятом специально для Американской биеннале 2006 года.
Второй раз Наталья отдала его на выставку, проходившую в Казахстане.
— На самом деле конкурс назывался «Моя родина — Казахстан», — вспоминает Наталья. — То есть это было суперпатриотичное мероприятие. А мне сказали, что он называется «Наш современник». Мы с сестренкой решили участвовать. Она отдала свой проект о дне рождения собачки. Это был реальный случай. Нас с ней наняли снимать песий праздник. Мы приехали в роскошные апартаменты, там я примеряла собачке костюмы от Шанель, четыре кожаных башмачка, носочки с резиновыми набойками, чтобы лапки не промокли, шапочки, рюкзачки «Адидас» — реально все очень крутое. Сестренка сделала из этого критический проект. А я случайно на тот же конкурс отдала свой критический «Хэппистан». Потом оказалось, что там только патриотические вещи проходят. Но люди из жюри не поняли суть «Хэппистана», решили, что это романтический сюжет. И представляете, я заняла третье место, мне еще и деньги дали!..
В «Хэппистане» счастливо улыбающиеся герои рекламных билбордов чередуются с погруженными в свои заботы, угрюмыми жителями Караганды. Усугубляется все тем, что эта красноречивая контрастная нарезка сопровождается песней в исполнении Алии Беляевой на стихи ее известного мужа, опального банкира: «О-о! Как немного надо мне… Ты мне всего лишь улыбнись».
В финальных титрах на английском языке сказано, что песню написал Андрей Беляев — «собственник разрушившейся империи, который в данный момент сидит в тюрьме».
К счастью, среди организаторов патриотического конкурса оказались люди, болеющие за современное искусство. Они-то и попросили Наталью отрезать неуместный в данном случае комментарий про банкира.
Кстати УЧАСТВУЙ В КОНКУРСЕ! Фотографы и художники фото-арта приглашаются в проект «STILLS — серия визуальных концептов». Авторов лучших работ ждет участие в Монреальской фотобиеннале 2011 года. Предлагается три темы: 1. «Аттрактивность». Здесь может быть представлено все, что угодно, поскольку рекламный термин «аттрактивность» означает «привлечение внимания», «яркость», «зрелищность». Предлагается создать визуальное представление этого понятия. Работы принимаются до 30 июня. 2. «Локальность» — тема провинциального искусства. Тут обязателен азиатский контекст, который обычно на ура проходит на Западе. Дедлайн: 27 ноября. 3. «Энтузиазм». Тема предполагает наивность, пафос и искренность в незатратных работах, созданных в условиях отсутствия арт-рынка, когда художники чаще тратят, а не зарабатывают на своем творчестве. Последний срок сдачи работ: 27 ноября. Присланные на проект фотографии могут представлять собой иллюстрации, фантазии, иронические комментарии к теме. Могут быть постановочными или документальными, использовать любую степень компьютерного вмешательства. Количество предоставляемых фото не ограничено. Заявки с резюме автора, с фотоработами и краткими комментариями направляйте по адресу: photoartstills@gmail.com Вопросы можно задать куратору Оксане Шаталовой по электронной почте shataliva_@mail.ru |
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63825 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Вот, мля, муть!!! «Люди не смотрели на меня, им было все равно, потому что они такие же гусеницы, — объясняет Наталья. — Зачем проходит жизнь? Маленький человек кучу времени тратит не на поиск духовного пути, а на такую вот ерунду. Я и сама такая же: обыватель с легким просветлением.» — ЭТО О ЧЁМ? кто гусеницы? а просветление у вас, уважаемая, по-моему на всю голову.
ХМ
29 апреля, 2009 в 13:58
Наталья! А какой реакции Вы ожидали? То, что Вы видели — это НОРМАЛЬНАЯ реакция НОРМАЛЬНЫХ людей. Или Вы ожидали увидеть раскрытые рты, как люди тычут в Вас пальцем, бегут следом и обсуждают Вашу выходку? А без снимающей Вас камеры тоже бы поползли? Мне кажется, НОРМАЛЬНОМУ человеку не придет в голову вырядиться и ползать. Интересно, ползая, нашли Вы духовный путь? Или ответ на вопрос, зачем проходит жизнь? Лежа под козлом, ощутили просветление? Вы точно так же отползаете свое, перевернетесь — и все, а жизнь так и будет продолжаться.
Alex
29 апреля, 2009 в 17:20
Дура полная! Нечего было прикрываться искусством — просто бы призналась, что у неё синдром Майкла «обезьяны» (да простят меня приматы) Джексона — тому тоже было стыдно, что он негр
Читатель
30 апреля, 2009 в 08:09
Наталья, ну молодец! Интересные проекты! Мысли в правильном направлении.
У нас люди очень «скорлупные», шаблонные и боятся дальше собственного носа посмотреть. Некультурная страна, живущая (иногда) той приставной культурой которая уже была и право на существование которой доказывать уже не нужно, но не желающая участвовать в создании и переживании того, чего еще не было. Поэтому такие как ты здесь будут невостребованы до тех пор пока ты не добьешься популярности в более разумном обществе, и тогда наши будут затевать целые операции по надеванию на тебя чапана и фотографирования в нём.
scat
30 апреля, 2009 в 19:19
Ну и что? Чуть стоит кому-то создать что-то необычное вокруг себя, так всё — оскорбления и обвинения со всех сторон. А искусство бывает не только такое всё из себя адекватное, ожидаемое и облеченное в одни и те же формы. Я не защищаю этого человека и её действия, но и говорить, что она «дура» или что-то в этом роде не собираюсь. Каждый самовыражается, как хочет.
Devi
30 апреля, 2009 в 23:26
читал…смеялсоо
Nооrlan
30 апреля, 2009 в 23:27
Где можно посмотреть видео?
Diz
01 мая, 2009 в 01:57
бредовая статья про бредовую бабу. стоило из-за этого 2 страницы газеты занимать
Семен
01 мая, 2009 в 11:16
Вы допустили ошибку в электронном адресе shatalova_@mail.ru (последний абзац анонса). Пожалуйста, исправьте.
Оксана
02 мая, 2009 в 00:37
Художника обидеть может всякий.Жизнь была бы ярче и интереснее,если таких людей как Наталья было больше.В каждой области искусства требуется поиск,новаторство.Да и просто прикольно было бы взглянуть на ту же ползущую по городу гусеницу,зная о такой акции.
Никсон
03 мая, 2009 в 12:34
Требую продолжения например,увеличить грудь
ас
04 мая, 2009 в 11:51
to ас, ну так действуй!!! ))
scat
05 мая, 2009 в 16:32