Когда Булат Аюханов устает отвечать на традиционный вопрос предвкушающих балет зрителей: «А топор не забыли?», он шутит: «В качестве топора буду я сам». В каком-то смысле так оно и получается. Булат Газизович любит рубить сплеча и резать правду-матку. Вот и перед карагандинской премьерой его спектакля «Преступление и наказание», представленного карагандинцам на сцене Дворца культуры, прославленный балетмейстер дал довольно резкое интервью.
[nggallery id=1045]Досталось всем. Западу — за то, что у них нет геополитичной души, Достоевского и Сахарова. Нам — за запах мочи в подъездах. Анастасии Волочковой — за бриллианты, в которых прима некстати красовалась, танцуя плебейку в «Жизели».
Но больше всего народный артист негодовал на пьяниц в балете. «Я нашим сказал: не дай бог кого-нибудь застану с водкой, в задницу бутылку засуну, и пусть меня потом посадят, изуродую, но отомщу за всех алкашей, которые меня терзали», — в течение получаса эту установку маэстро успел повторить трижды. Алкоголь — погибель для артиста балета. Водка сушит щиколотки, от пива отекают колени.
— Нельзя так. Искусство должно быть чистым, — увлеченно говорил Булат Газизович. — Если вы проститутка, через день вылетите из моего коллектива, если пьянчужка — тем более. Я таких людей не держу. Будучи в Швейцарии, восемь человек опоздали на тренаж перед последним спектаклем. Домой приехали — всех восьмерых мужиков выгнал. Хотя мужики в балете позарез нужны.
— Но ведь все артисты пьют для снятия стресса.
— В моем коллективе?! Вот в казенных театрах в Астане и Алматы все пьют. Выходят на третий акт «Лебединого озера» поддатые, мужики особенно. А эти му…ки сидят, по две тысячи за билет заплатили, идиоты. Я стою за кулисами у них в театре и слышу, о чем говорят «лебеди»: «Ты знаешь, там была шубка за три с половиной тысячи». — «Ни х-я себе, как дорого!». Я в таком бардаке никогда бы не работал, даже за доллары. Простой пример: в оперном театре 32 «лебедя», из них 16 берут бюллетень! Зачем тогда показывать «Лебединое озеро»? Нельзя халтурить! Нам это не позволительно, мы по всему миру ездим.
Государственный академический театр танца также содержится за счет денег налогоплательщиков, однако Булат Аюханов «казенным» свой коллектив не называет. Поскольку чувствует себя там полноправным хозяином.
— Я создал свой коллектив, — продолжал гость. — Жанр малого балета. Легкая кавалерия от Казахстана — в любую точку мира… Мне надо 21 миллион, а они дают 9 — только долететь до Лондона и обратно. Мои планы не совпадают с финансовыми возможностями, Министерство культуры очень бедное. Им не жалко денег на всякую херню. Уитни Хьюстон, помните, пьяная вышла: «Хаппи бесдей то ю». Получила 330 тысяч долларов и уехала. Мы все время кланяемся кому-то. Я считаю, надо кланяться нашим самородкам. У нас, я считаю, уникальный коллектив, который входит в десятку лучших в мире. Потому что я бросаюсь на амбразуру. Меня не будет — коллектива не будет.
В конце балетмейстер признался, что очень хотел бы станцевать старуху-процентщицу, да годы уже не те.
— Бабку у нас танцует заслуженный деятель — опытная актриса. А я в Ленинграде процентщицу танцевал (30 лет назад — авт). А что смешного? Это же характерная партия! Потом вышло в журнале «Театр», что Аюханов этой процентщицей все одеяло на себя натянул. Там такой образ!
— Так вы сегодня не выйдете?
— Хотите получить инфаркт? 71 год! Куда я пойду? 43-й сезон — это очень сложно.
…И все же маэстро не удержался. Надел желтые ботинки и кепку и станцевал партию сыщика Порфирия. А вот убиенную старушку пенсионер и правда вряд ли бы осилил. Престарелая ростовщица разве что не кувыркалась на сцене. Бабульку хоть и разрубили большим паралоновым топором практически в самом начале постановки — на протяжении всего балета это был центральный персонаж. Ее изображала балерина, которая в первом отделении, составленном из отрывков самых разных произведений, танцевала жгучих чувственных любовниц в алых нарядах. После антракта она уже вышла со старушечьей гулькой в волосах, залитых серебристым лаком под седину, и в таких же «седых» колготках. От пластичности не осталось и следа. Неугомонная бабка, согнувшись и растопырив костлявые пальцы, верхом заскакивала на романтичного вида юношу со скромным красным шарфиком на шее. Стремительно меняла наряды: то плясала барыню в короткой юбочке и платочке, то в длинном золотом сарафане, расписанном кровавыми каплями, выезжала на плечах серых сущностей в чепчиках. И пресловутый танец с орудием убийства танцевала опять же бабушка, а вовсе не Раскольников. В общем, картина полной шизофрении средствами классического искусства. Зрители остались довольны.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66459 материалов.
Посетители оставили 247306 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Pregde vsego B.G. sam ne dolgen bil nalivat’ artistam…»ego terzali»??? On sam sebia terzal i artistov spaival. Sorry,no,kak izvestno alkogoloki ne priznaytsia ,chto oni alkogoliki.On teper’ vinit vsex vokryg,chto bil alkogolikom?Da yg,talantlivii baletmeister,a ,kak chelovek polnoe nichtogestvo.
scout
29 ноября, 2009 в 20:10