Подходит к концу август. И сегодня на страницах «НВ» — последний выпуск «Городских хроник». 12 месяцев мы вспоминали события прошлых лет и героев наших нашумевших публикаций. Но, несмотря на завершение проекта, мы не прощаемся. Встретимся вновь, когда накопим побольше историй, которые так интересно вспоминать! А пока всех поклонников ретро-новостей приглашаем вспомнить, чем запомнился всем нам август 2000-2010 годов.
В августе 2000 года корреспонденты «НВ» не могут налюбоваться на обновленный фонтан на Каскадной площади: отделка из полированного гранита, насадки латунные, причем двух видов, так что вода может разбрызгиваться веером или бить струей. «НВ» резюмирует, что «по всеобщему мнению, новенький фонтан — просто чудо» и что возле такого не стыдно фотографироваться и отправлять снимки «даже в Германию». К слову, сейчас горожан и поющим фонтаном не удивишь. А 11 лет назад «НВ» сообщает, что на дне фонтана изображены мифические животные, только их трудно разглядеть из-за «рыжеватой воды». Автор красоты — архитектор Александр Золотарев, более тридцати лет назад спроектировавший площадь и вход в центральный парк.
«Зачем Караганде стадион с евроремонтом?» — задается вопросом «НВ». И подсчитывает: на «грандиозную реконструкцию «Шахтёра» потрачено 364 миллиона тенге. А нужно ли? Акимы города и области, руководители футбольной команды в один голос говорят, что нужно. Если в городе будет стадион, который соответствует европейским стандартам, то можно будет привозить к нам именитых футболистов из Европы. Если на нашем поле будут европейские игроки, зрители на стадион пойдут толпами и «мы начнем зарабатывать деньги». Корреспонденты «НВ» критически замечают, что нашим спортсменам хватило бы и на совесть сделанных спортзалов, а евроремонт, да еще на скорую руку, им ни к чему. Тем не менее, десять лет назад в спортзалах появляются импортные беговые дорожки, на стадионе — пластмассовые сиденья вместо деревянных скамеек, обновляются раздевалки и душевые. Дороже всего обошлась трава для футбольного поля. Ее купили в Швейцарии, у фирмы, имеющей лицензию FIFA на строительство спортивных сооружений. На сегодняшний момент футбольная команда «Шахтёр» уже три года как состоит в Лиге Европы. Иностранные игроки исправно приезжают играть на нашем поле, а карагандинцы ходят на игры.
Акимат области отбирает аэропорт «Сары-Арка» у арабской корпорации «Альтаир». За несколько лет до этого арабы взяли аэропорт в доверительное управление. Тогда глава корпорации обещал вложить в реконструкцию комплекса три миллиона долларов. Говорил, что закупит современное оборудование и добьется, чтобы аэропорту присвоили международный статус. Но потом охота заниматься инвестированием прошла. На просьбы наших чиновников начать работу иностранцы не реагировали. Тогда аким области поручил подать на корпорацию в суд и отобрать аэропорт. Сейчас один из крупнейших аэропортов Казахстана принадлежит частной компании «Sky Service». В 2005-м это ТОО выиграло открытый инвестиционный тендер по продаже государственного пакета акций АО «Аэропорт «Сары-Арка» (сто процентов уставного капитала). Нынешнее руководство планирует привести аэропорт «к новейшим международным стандартам и удлинить взлётно-посадочную полосу».
Восемь лет назад в Караганде стартует новый образовательный эксперимент. Первоклашки трех экспериментальных школ, усевшись за парты в сентябре 2003-го, выйдут из-за них, по замыслу авторов нововведения, лишь спустя 12 лет. Казахстан спешит к мировым стандартам и готовится перейти на двенадцатилетнее образование. «Сначала внедрить новшество собирались всего в четырех школах по всей республике, — уточняет «Новый Вестник». — Но позже захотелось большего размаха. В итоге для чистоты эксперимента были выбраны по четыре учебных заведения в каждой области». В Министерстве образования, тем временем, авторитетно заявляют: всеобщий переход на новую систему — вопрос времени. Двенадцатилетнее образование поможет разгрузить учащихся, уверяют чиновники. Да к тому же, мол, неминуемо «повысится качество образования». И до сих пор родители школьников эти обещания выслушивают скептически. От нововведений ничего хорошего не ожидают и надеются, что их чада «пронесет» и им удастся проучиться «по старинке», 11 лет.
В 2004-м «Вестник» пишет о грандиозных планах карагандинских архитекторов, стремящихся облагородить облик Караганды. Колонну мечтателей возглавляет тогдашний аким области Камалтин Мухамеджанов, чья персона придает архитектурным проектам солидности и дарит надежду на то, что всем мечтам обязательно суждено сбыться. «Аким области хочет расчистить площадь перед областным музеем изобразительных искусств на 45-м квартале. При этом ларьки и магазинчики на близлежащей остановке решено безжалостно сносить, — сообщает семь лет назад «НВ». — Архитектор Канат Мусаев представил на обсуждение архитектурно-градостроительного совета концепцию реконструкции площади на 45-м квартале».
Автор предлагает передвинуть остановку на несколько метров в сторону, а в том месте, где на дороге нарисована «зебра», проложить подземный пешеходный переход. «Бистро» и кафе «Огонек» предполагается спрятать под землю. Есть идея соединить кафе и «Бистро» подземной галереей, где оборудовать еще несколько магазинчиков… Предполагается, что по завершении строительства пятачок в районе остановки засадят деревьями и обставят скамейками: «И только несколько легких павильончиков со ступеньками, ведущими под землю, будут напоминать о том, что глубоко под 45-м кварталом по-прежнему течет торговая жизнь».
Сегодня, проходя по 45 кварталу и припоминая архитекторские планы, можно лишь горько усмехнуться: почему всегда, когда хочется лучшего, получается как всегда?
Летом 2005-го проносится слух: в крохотном селе Тумсык (это в двух часах езды от Караганды) нежданно-негаданно объявилась самая страшная, а потому самая обсуждаемая болезнь сезона — птичий грипп. Съехавшиеся к Тумсыку специалисты всевозможных рангов взяли село в плотное кольцо. Захворавших птиц отправили на анализ. Когда в столичной лаборатории официально подтвердили, что у заболевших кур и гусей — грипп, обстановка в селе накалилась. Всех без исключения домашних пернатых отправили в костер (совсем как в популярном в то время анекдоте: «Зачем птичек убивают? — А чтобы они не болели!»). У дороги на Тумсык установили дезинфекционный барьер, в селе объявили карантин. За уничтоженную в профилактических целях птицу сельчанам пообещали компенсацию: за каждую курицу — 450-500 тенге, за гуся — 1500 тенге.
Кстати, специалисты так и не выяснили, каким образом птичья болезнь «пробралась» в село. Переносчиками инфекции считаются дикие пернатые, в частности, утки. Понятно было бы, если бы заразу обнаружили где-нибудь рядом с водоемом. «Мы ждали птичий грипп в Балхаше или Актогайском районе, — в интервью «НВ» рассказывает заместитель начальника областного территориального управления Министерства сельского хозяйства РК Армия Кызылбаев. — А он пришел в село на сопке, где всего 19 семей держат кур. Там нет ни плотины, ни водоема. Каким образом птичий грипп пришел в Тумсык? Задавайте этот вопрос Аллаху».
«Учеников Караганды собираются одеть в школьную форму советских времен! — ошеломил пять лет назад карагандинских родителей «Вестник». — Прежде всего, предполагается кардинально изменить внешний вид девочек. Чиновники от образования хотят увидеть поголовно на всех ученицах старые добрые белые фартуки и скромные платья темных тонов».
Правда, тут же журналисты уточняют, что «никакого официального распоряжения об обязательном введении единой школьной формы нет». Существует лишь рекомендация Министерства образования, творчески доработанная в местном отделе образования. «Пока мы не требуем, чтобы вся образовательная система Караганды одевалась одинаково, — рассуждают чиновники. — Каждая школа вправе выбирать. Образец тот же, тех лет. Это сарафан фартуком у девочек. У мальчиков — троечка и белая рубашка. Форма должна быть коричневая, черная, синяя, лишь бы была строгого стиля. Почему обязательно говорить, что это советская форма? Пусть она будет называться казахстанской!». В возвращении формы сотрудники отдела образования видят сплошную пользу. Речь, главным образом, идет о приучении школьников к дисциплине.
В августе 2007-го у Караганды появляются собственные «ворота». На трех въездах в город устанавливаются огромные металлические арки, украшенные новым гербом. «Монтаж арок идет полным ходом, — пишет «Вестник». — Их устанавливают на Спасском шоссе, на автодороге Караганда — Темиртау и на Саранской трассе. Высота этих новоявленных ворот в город 13 метров. Ширина — 40 метров. Вес около 20 тонн. В центре каждой арки — круг диаметром 4 метра 40 сантиметров. В него и вмонтируют недавно утвержденный герб Караганды, придуманный художником Айбеком Бегалиным, — белый беркут на фоне террикоников. В ночное время герб собираются подсвечивать специальными фонариками. Работы по установке арок планируют закончить ко Дню шахтера, когда в Караганду приедет немало гостей».
Три года назад в Караганде объявился… Маугли. 11-летний школьник Данил поселился в клетке городского зоопарка. Его соседями «по заточению» стала парочка носух. Предполагалось, что бок о бок со зверушками мальчик проживет две недели. А посетители зоопарка смогут наблюдать, сумеет ли современный ребенок адаптироваться к «дикой» жизни. Автором шокирующего проекта стала мама «Маугли», директор рекламной студии «След крыла» Юлиана Кряжева. Как ни странно, но женщина сумела убедить чиновников городского акимата, которому подчиняется зоопарк, в безопасности своей задумки. На презентации проекта представители власти заявили: «Запретить легче легкого. Мы можем остановить этот проект в любую минуту. Но пока все-таки начнем, посмотрим, что дальше будет». А дальше стало «жарко». Скандальное шоу продолжалось ровно два дня. На третий день в зоопарк приехали специалисты из департамента по защите прав ребенка и потребовали освободить мальчика. После в зоопарк приезжали стражи порядка, а следом — еще делегации всевозможных проверяющих. А когда из отпуска вернулся тогдашний аким области Нурлан Нигматулин, скандальные разборки продолжились. В присутствии журналистов глава области устроил головомойку своим подчиненным, которые разрешили посадить школьника в клетку с животными. Некоторых чиновников областной глава тут же и уволил.
«Казахстанцам запретили пить пиво на улице!» — главная новость в августе 2009-го. Журналисты «НВ» стращают любителей пенистого напитка: «Любой встречный полицейский может оформить на вас протокол и оштрафовать. А в худшем случае, если попадетесь с пивом на улице больше двух раз, вас могут арестовать на несколько суток». Газета разъясняет: депутаты Мажилиса еще в 2006 году озаботились здоровьем и моральным обликом молодежи. Народные избранники возмущались тем, что любители пива частенько захламляют пустыми банками и бутылками территории детских садов, школ, вузов. Вот и задумали запретить пить пиво и другие слабоалкогольные напитки в общественных местах. Затея депутатов воплотилась в реальность.
Нововведение вызвало большой резонанс. На сайте нашей газеты развернулись целые дискуссии. В словесной схватке сошлись поклонники пива и его ненавистники. Одни ворчали: «Дожили, теперь и пиво запрещают пить на улице… Скоро, наверное, запретят и на улицу вообще выходить…». Другие же ликовали: «Очень мудрое решение. Кому невтерпеж — пейте на дачах, в гаражах, если дома не пьется!».
Одна из главных городских потерь 2010 года — это Ботанический сад. Точнее, доступ к нему всех желающих. «Попасть в уникальное место отдыха, которое создавалось в советское время усилиями наших граждан, простые карагандинцы больше не могут, — пишут журналисты «Вестника». — Его хозяин, «Фармацевтический завод», вырубив сотни деревьев и кустарников, отгородил часть участка высоким бетонным забором. Еще была возможность гулять по тропинкам на оставшейся территории. Однако доступ к зеленым насаждениям преградила запертая калитка. Карагандинцы стали пролезать на лужайки через дыры в заборе, но вскоре все отверстия покрасили мазутом. А директор «Фармзавода» популярно объяснил, что Ботанического сада уже четыре года не существует. Что у земли, на которой растут уникальные растения, есть теперь полноправный хозяин, который, если понадобится, может и сторожевых собак на территорию выпустить».
С тех пор наиболее активные общественные деятели не раз пытались «вернуть Ботсад народу». Но результатов это пока не принесло.
Всего на сайте опубликовано 65619 материалов.
Посетители оставили 247225 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.