Студентов из Лас-Вегаса отвезли на семипалатинский полигон
Американцы берут интервью у наших сельчан, которые пострадали от ядерных испытаний. Это совместный американо-казахстанский проект «Наследие испытаний ядерного оружия: история двух культур». Молодые люди из двух стран снимают народное видео.
Перед отъездом на восток Карагандинской области в село Мыржик волонтеры собрались в медицинской академии, где ученые Невады и Караганды рассказали о полигонах, которые они изучали. От группы из США выступал профессор университета Невады Энди Кирк. Он много лет собирал информацию о том, как американские военные скрывали правду от общественности. Как кадрировали фотографии, сделанные на испытательных площадках. В итоге люди долгое время знали о ядерных взрывах то, что было нужно правительству.
— Полигон основали недалеко от Лас-Вегаса, который в то время был еще небольшим городком с населением всего около 50 тысяч человек, — рассказал мистер Кирк. – И многие восприняли начало ядерных испытаний с энтузиазмом, потому что были уверены, что это поднимет экономику, которая во время второй мировой войны пришла в упадок. — Атомные взрывы можно было наблюдать прямо из города. И местные казино использовали это как маркетинговый ход – для привлечения туристов. Атомная культура доминировала в жизни общества.
Американский профессор продемонстрировал несколько фотографий той поры. На одной из них «Мисс Атомная бомба»: улыбающаяся актриса, одетая в купальник, сделанный в виде атомного гриба. На другом снимке «атомная танцовщица»: девушка в гимнастическом купальнике делает движения на фоне облака от взрыва.
Однако далеко не все были в восторге от соседства с полигоном. В то время когда одни обустраивали смотровые площадки для наблюдения за испытаниями, другие выходили на акции протеста. Активисты доказывали, что на территории, отведенной для взрывов, обитают животные и растут редкие растения. Кроме того, археологические раскопки показали, что когда-то в тех местах жили индейцы. Протестующие выступали за то, чтобы на месте полигона основать национальный заповедник.
Выслушав рассказ американца, карагандинские студенты с укором поинтересовались, почему полигон в Неваде до сих пор не закрыт. Ведь с семипалатинских объектов благодаря Нурсултану Абишевичу Назарбаеву военные давно ушли. Чего же ждут американцы?
— Основное отличие между Невадой и Семипалатинском в том, что американский полигон основан в необитаемой пустыне, а наш — в населенной степи, — вместо гостя ответил координатор международного проекта директор карагандинского «ЭкоМузея» Дмитрий Калмыков. – Во время испытаний советское правительство на время вывозило крестьян из аулов, куда ожидалось выпадение радиоактивных осадков. Было много случаев, когда людей возвращали домой, а их село оказывалось загрязненным. Но люди оставались там жить навсегда… В Америке граница полигона выглядит как граница между государствами: сетка, колючая проволока, предупреждение: стой, стрелять буду. Наш полигон не имеет никаких обозначений. И люди на нем живут до сих пор. И выращивают там сельхозпродукцию, которая поступает в города Казахстана, и мы все это съедаем. И в Америке и у нас ядерные испытания прекращены. Но, в отличие от казахстанского полигона, американский продолжает оставаться в собственности у государства, он охраняется и туда никого не пускают. А у нас разграблена вся инфраструктура. Снята охрана, которая защищала стадион от местных жителей. Мы, как экологи, считаем, что закрытие полигона было страшной политической ошибкой. Она привела к тому, что люди сейчас живут на радиоактивных землях. Государство должно поставить забор вокруг радиоактивных земель и вывезти оттуда все население.
До сих пор около тысячи человек остается на зараженных районах. О том, как они живут и чем болеют, и пойдет речь в документальном фильме.
Всего на сайте опубликовано 65652 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.