Забудьте про ПИКи, делайте новые ставки
Несколько месяцев назад парламентская фракция партии «Ак Жол» начала задавать правительству неудобные вопросы. В частности, депутаты заинтересовались: а куда это девались инвестиционные приватизационные купоны граждан? И главное, не повторится ли похожая история с новым госпроектом по приобщению простых казахстанцев к богатствам страны — «Народным IPO»?
В правительстве на подобный вопрос обиделись. Ладно ПИКи, дела давно минувших дней, хотя краснеть за них приходится до сих пор. В конце концов, чуть ли не в каждом составе Мажилиса находятся двое-трое депутатов, интересующихся результатом приватизации. Тем более что многие приватизированные предприятия и по сей день работают и кому-то принадлежат. Но намекать на то, что проект «Народное IPO» снова сделает кого-то богаче, а остальной народ, купивший акции «успешных отечественных предприятий», снова окажется за бортом?! Однако делать нечего, раз неудобные вопросы заданы, пришлось на них отвечать. И премьер-министр Карим Масимов написал депутатам-акжоловцам письмо.
«Руководствуясь мнимым чувством справедливости»
«В процессе массовой приватизации населению была предоставлена возможность обретения права собственности путем обмена приватизационных инвестиционных купонов на акции инвестиционных приватизационных фондов, учрежденных в виде открытых акционерных обществ, — напоминали Кариму Масимову народные избранники. И интересовались. — Большинство инвестиционных фондов участвовали в аукционах по приватизации и приобрели в собственность акции крупных и средних предприятий в обмен на вложенные гражданами купоны. Миллионы граждан нашей Республики использовали свое право на участие в программе приватизации в предложенном формате. Вместе с тем, став акционерами инвестиционных приватизационных фондов, подавляющая часть наших соотечественников так и не получила от их деятельности никаких дивидендов либо отчетов о деятельности… Между тем, исходя из целей и задач программы приватизации 1991-1995 годов, именно рядовые граждане являются конечными собственниками приватизированных предприятий. В частности, согласно требованиям Национальной программы разгосударствления и приватизации от 5 марта 1993 года, инвестиционные приватизационные фонды (и, соответственно, их правопреемники) должны нести перед акционерами полную имущественную ответственность. В этой связи утаивание инвестфондами судьбы вложенных купонов миллионов граждан можно рассматривать как самовольное распоряжение чужим имуществом. Просим Вас, уважаемый Карим Кажимканович, прояснить ситуацию с деятельностью инвестиционных приватизационных фондов».
Не знаю, на что рассчитывали депутаты, но, отвечая на этот вопрос, Карим Масимов поступил как настоящий политик. Он ловко прикрылся авторитетом президента. Вместо того чтобы загружать народных избранников хитрыми экономическими формулами и выкладками, мол, вот почему все так неправильно получилось, премьер-министр просто процитировал послание главы государства народу Казахстана за октябрь 1996-го года. В нем отмечалось: «Руководствуясь мнимым чувством справедливости, решили раздать собственность всему населению через так называемые приватизационные инвестиционные купоны. Итогом этих ошибок стало то, что на многих предприятиях возникло многовластие. Часть акций оказалась у трудового коллектива, часть у инвестиционных фондов, порой у нескольких, часть — у денежного инвестора… И предприятие уже не государственное, а частное, но реального собственника нет. Нет, соответственно, и результата…». В общем, коротко и понятно. Не ясно только, кто же все-таки виноват и что теперь делать.
Правда, и тут Карим Масимов дал совет: «Правительство, не являясь акционером этих акционерных обществ (инвестиционных фондов — авт.), не имеет права вмешиваться и контролировать их деятельность. Вместе с тем… акционеры (вкладчики) вправе обращаться в суд для защиты своих законных прав и интересов по месту регистрации акционерных обществ». На том скользком моменте, что судиться людям не с кем, так как об инвестфондах сегодня можно сказать одно — «иных уж нет, а те далече», Карим Кажимканович заострять внимание не стал. Тем более что у него есть полный список всех существовавших в стране приватизационных инвестиционных фондов. И 28 из них до сих пор считаются действующими.
Два из них находятся в Карагандинской области, причем один непосредственно в самой Караганде. Это открытое акционерное общество «Караганда инвест», являющее правопреемником сразу семи инвестиционных фондов. Корреспондент «Нового Вестника» немедленно отправился туда, надеясь узнать много интересного. Ну, или хотя бы получить ответ на заветный вопрос: где дивиденды? Увы, директор ОАО «Караганда инвест» Александр Перов ничем меня не обрадовал. По его словам, дивидендов нет и не предвидится, потому что фонд фактически не работает. Все предприятия, в которые когда-то были вложены народные ПИКи, обанкротились. Так что действующие они — только на бумаге. Да и то только потому, что правительство не разрешает им самоликвидироваться. Увы.
«Инвестор рискует»
А вот на другой депутатский вопрос: «Какие меры предполагает принять правительство РК в целях недопущения массового нарушения прав граждан и повторения ситуации с приватизацией через ПИКи при организации и проведении «Народного IPO»», Карим Масимов ответил с большим энтузиазмом и неожиданной откровенностью.
«Важно отметить, что одной из ключевых проблем в реализации программы приватизации инвестиционных купонов была низкая осведомленность граждан о ее возможностях и рисках, — отписал он. — Поэтому одной из ключевых задач программы «Народное IPO» является проведение информационной и образовательной компаний, реализуемых для максимального информирования населения о том, какие возможности предлагает программа «Народное IPO» и какие риски принимает на себя инвестор при покупке акций».
Да, да, Карим Масимов откровенно признает, что хоть программа и хороша, но риск есть.
«Любой финансовый рынок, в том числе и фондовый, подвержен рискам, — пишет Карим Кажимканович. — Это значит, что, приобретая акции той или иной компании, инвестор рискует, так как стоимость акции может не только повыситься, но и понизиться…».
И тут же премьер-министр как бы успокаивает: «В рамках программы «Народное IPO» мы предлагаем акции наиболее готовых для IPO компаний, по которым внешняя среда наиболее благоприятна… Акции являются инструментом рискованного инвестирования и не дают гарантии доходности, однако меры, предпринимаемые в рамках программы «Народное IPO», направлены на минимизацию указанных в депутатском запросе рисков…».
То есть депутаты спрашивают: не обуют ли народ с IPO, как это сделали с ПИКами? Премьер отвечает: «предпринимаются меры для минимизации указанных рисков». Очень интересно. Многие ли рискнут после такого играть с государством в азартные игры?
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65652 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
прошло двадцать лет,я живу давно в другой стране и забавно вспомнить про эти пики, про то, как в то непростое время, была какаято надежда , что когда нибудь будет, обязательно будет всё хорошо. прикольно.
олег
21 июня, 2012 в 05:59