Руководитель академического театра танца: «Я все могу».
Нурсултана Назарбаева в балете «Серп и молот» изобразил сам знаменитый режиссер-постановщик Булат Аюханов. Главу государства можно узнать по шарфу, который небрежно повязан на плечах. Он выходит в финале, замыкая собой целую галерею политиков.
Вчера Булат Аюханов, лауреат государственной премии и независимой премии «Платиновый Тарлан», руководитель академического театра танца, представил карагандинцам свой новый авторский балет. Показал историю простой казахской семьи, пережившей все реформы и трагедии XX века.
Несмотря на свой почтенный возраст, 75 лет, балетмейстер все еще появляется на сцене. Правда, его небольшая роль уже не предполагает порывистых движений. Булат Газизович неспешно выходит, поднимает руки вверх и скрывается за занавесом.
До лидера нации в постановке последовательно появляются другие исторические личности: Абай Кунанбаев в чапане, Карл Маркс с красным платочком, Владимир Ленин с бревном и Иосиф Сталин с курительной трубкой.
Самый прыгучий из всех – это Владимир Ильич. Зрители заметно оживились, когда он, в кепке на голове, лихо выскочил под энергичную сюиту Георгия Свиридова «Время, вперед!» (а именно под те самые стремительные раскаты финальной части сюиты, которые были популярны в советское время благодаря заставке программы «Время»). Зрелищные воздушные прыжки вождь выделывал на фоне группы женщин. Их лица скрывали искореженные маски. Женщины, сгорбившись под тяжестью ударного труда, почти лежали. А Ленин вдохновленно порхал. Засовывал левую ладонь за лацкан жилетки, а правой указывал в светлое будущее. Особенно понравился публике момент, когда, подскакивая, Ленин пробежался с бревнышком на плече.
Сталина сыграл артист в маске и кителе. Иосиф Виссарионович вышел под свою любимую «Сулико». Достал из кармана трубку, затянулся. Рабочие и колхозницы, крадучись и пригибаясь, разбежались за кулисы. После чего появился грузинский джигит, размахивающий топором.
— Сталинский топор — это аллегория, — объяснил корреспонденту nv.kz Булат Газизович. – Показаны репрессии на фоне семьи. Он, она, дочка, сын. Сначала арестовывают отца, потом начинается Великая отечественная война. Затем сын возвращается из армии, оказывается, война уже кончилась. И пошел праздник: мир, труд, весна, Назарбаев. Идут все страницы истории до сегодняшнего дня. Назарбаев появляется под музыку песни «Родина, мои родные края, родина, любовь и радость моя».
— Не было мысли что-нибудь дать в руки Назарбаеву?
— Нет! Что ему в руки можно дать? Партбилет только.
— Как принимают балет коммунисты? Все же Ленин для них — это святое.
— Нормально: стоя, лежа, охая и ахая. Братаются нуротановцы с коммунистами. «Аврора» второй раз не стреляет. Образ Ленина подоспел. Публика принимает с удовольствием. Когда-то, еще в советские годы, мне предлагали поставить балет на тему «Телеграмма Ленина рабочим Уральска поддержать революцию в Петрограде». Я тогда сказал: «Идиоты что ли!». А теперь все очень кстати. Хотя наши тоже вначале думали, что я с ума сошел.
— А что-то современное могли бы в аналогичном ключе сделать…
— Неправильный вопрос. Что значит могли бы? Я все могу, даже могу сделать жопу с ушами. И будет танцевать жопа с ушами. Любая тема поспевает к своему времени. Мало ли что я хочу. Я могу вам и Гитлера вывести. А зачем?
— …интерпретировать в балете что-то актуальное, чтобы станцевал, допустим, какой-нибудь министр, например, с тухлыми яйцами.
— А нафиг он мне нужен! Вот если бы этот министр был МИНИСТР! А если это г… на палочке? Зачем я должен его увековечивать в балете? Другое дело Карл Маркс, Абай, Ленин, Сталин, Назарбаев — наша история.
— Как подбирали артистов на эти ответственные роли?
— Они сами попадаются. Никаких трудностей. Главное – внутреннее содержание артиста, его конструкция. Понимаете, у меня артисты широкого профиля. И классику могут танцевать, и народное, и комическое, и трагическое. Мы входим в лучшую десятку подобных коллективов в мире. В прошлом году нам было 45 лет. А плохой коллектив 45 лет государство содержать не будет.
— Какие у вас планы?
— Сейчас буду «Гамлета» делать. Этот балет я сам танцевал до 45 лет. С тех пор время прошло. Хочу восстановить наш золотой фонд, который пользовался успехом. Добро наказывает зло или не наказывает. Быть или не быть. Если история закреплена в музыкальном произведении, скульптуре, балете, поэзии, прозе, значит это актуально, воспитательно, художественно.
— Как оцениваете сегодняшнее состояние отечественного балета?
— Ноль. Нет руководителей. Нет души, есть машинерия — прыгнуть высоко, навертеть. А нет такого, чтобы вышла и весь мир зацвел. Нет сейчас этого! Сейчас кругом проходимцы — вертятся, крутятся, жрут водку, пропускают репетиции. Я не про нас говорю, а вообще. И в Ленинграде и в Москве — везде все то же самое. И время сейчас работает не на артиста. Потому что большой соблазн ругать — политиков, режим, наши законы, несправедливость. А ведь искусство в этом плане аполитично. Его дело — нести красоту.
ФРАГМЕНТЫ СПЕКТАКЛЯ
Карл Маркс:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=GuvuQB_6Naw&feature=youtu.be[/youtube]
Ленин:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=xzLBT3zHXeo&feature=youtu.be[/youtube]
Сталин:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=XHCnMXupQog&feature=youtu.be[/youtube]
Пионеры:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=uFimv58Eys4&feature=youtu.be[/youtube]
Финал:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=UqT57VelIQM&feature=youtu.be[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65623 материалов.
Посетители оставили 247225 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Music is too serious for this crap but what can you get from Karaganda-a-a-a….
irina chelyapova
16 июля, 2017 в 16:26