Двухметровое изваяние доставили в краеведческий музей
Недалеко от поселка имени Тохтара Аубакирова археологи раскопали уникальное изваяние, напоминающее скифские памятники Причерноморья. Ученые уверены: эта находка – еще одно подтверждение тому, что племена, обитавшие в античности в Восточной Европе, напрямую связаны с Центральной Азией.
Курган в местности Кособа (название переводится как «парные могилы») копал Арман Бейсенов – тот самый археолог, который обнаружил три года назад золото в сакском захоронении в Каркаралинске. На этот раз изделий из драгоценного металла в погребении не было. Однако ученые все равно остались довольны — их порадовала уникальная гранитная баба, превосходно сохранившаяся. Каменная дама подталкивает исследователей к далекоидущим выводам.
— Раскопали курган диаметром 34 метра, высотой 2,5 метра, — рассказывает Арман Зияденович. — Работали два месяца. Каменную бабу обнаружили через неделю после начала раскопок. Она лежала в подножии. Видимо, была установлена с восточной стороны кургана и упала, скорее всего, еще в древности, потому что над камнем образовался сантиметров на 30 дерн. В землю ее не вкапывали. Просто поставили на склоне кургана и обложили камнями. И очень хорошо сделали. Потому что если бы изваяние водрузили на вершине и оно бы там открыто стояло, памятник вряд ли бы дошел до нас. Трактористы бы его еще в шестидесятых годах, когда уничтожалось историческое наследие, непременно грохнули, раскололи, утащили.
— Как определили половую принадлежность фигуры?
— Думаю, это женщина. Потому что, хотя грудей нет, но и усов тоже нет. И, самое главное, нет военных атрибутов — пояса, кинжала и так далее. Хорошо переданы глаза, нос, рот, очертание головы, уши. На месте шеи два параллельных желоба. Так обычно делают, когда хотят сказать, что на шее есть гривна. То есть это царская особа, а не просто какая-то баба-домохозяйка. Видимо, какая-то правительница, родоначальница или жена местного царька.
— Каково ваше мнение, с какой целью саки ставили гранитные памятники на могилах?
— Тут мнения разделяются. Найдено много каменных изваяний времен тюрков. Эта тема очень хорошо разработана. Еще царскими, потом советскими и казахстанскими учеными. Такие изваяния есть в России, в Казахстане, Монголии, есть половецкие изваяния — настоящие шедевры. У тюркоязычных народов средневековья камень передавал именно портретные черты умершего и посвящался проводам его души. Вот почему нередко в руках каменного воина кубок — он участвует на пиру в честь себя самого. У тюрков очень много именно мужиков — с саблями, кинжалами, ножами, ловчими птицами. На их лицах отражена ярость — это богатыри. «Неувядающая слава» — так говорят о них. Что же касается сакских изваяний – они очень слабо изучены. Их найдено всего несколько штук. Об их функциях пока мы можем только предполагать. Долгие годы считалось, что у саков вообще не было искусства ваяния. Но в последние годы наука шагает далеко вперед. Именно в Карагандинской области найдено сразу несколько сакских изваяний. Это сверх всякого ожидания. Первая фигура была в Талды-2 (где нашли каркаралинского «золотого человека»). Вторую нашли в этом году в Осакаровском районе в местности Байдалы. Изваяние было не на кургане, а в каменной кладке в мазаре. В 19 веке, когда его сооружали, сакскую бабу попросту использовали как строительный материал. Но в этом году управление культуры начало реставрировать мазар, и памятник сакского времени вынули. Помимо этого, как говорят мне коллеги-археологи, в Улытауском районе есть еще пара штук. Оба были найдены в потревоженном состоянии, то есть попросту валялись. Таким образом буквально за несколько лет мы получили сразу пять сакских изваяний. Это настораживает.
— Почему настораживает?
- Года три назад, когда талдынский памятник начинали изучать, я сказал, что много еще открытий принесут наши курганы. Теперь вот каменные изваяния пошли. Три года назад мы об этом не думали. Продолжали считать, что у саков изваяний не должно быть. Так же, как когда-то мы считали, что у саков не было поселений. Их считали какой-то бродячей толпой. Когда лет семь назад я нашел первые поселения, несколько лет ломал голову, ходил и сам с собой разговаривал: «Это что такое? – спрашивал сам себя - Как же у саков было поселение? Ничего себе!» Ведь все мы помним Блока: "Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы!», «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…». Так уж сложилась литературно-научная традиция - о том, что скифы и саки - это дикие кочевники, что они все время откуда-то куда-то шли, что у них не было постоянных поселков, а только гиканье и стук копыт. Никому в голову не приходило искать их поселения. А оказалось, что есть и поселенческая керамика, и орудия труда и зернотерки - видимо, они выращивали злаки.
— Что еще нашли в кособинском кургане?
— Погребение нещадно разграблено. Еще там найден бронзовый нож в хорошей сохранности и расколотый керамический сосуд. А также уникальный бусы из зеленовато-синего камня. Причем бусины не шаровидные, а плоские, сантиметра полтора диаметром. И на них пастой нарисованы по два круга, которые, скорее всего, обозначают глаза. Читатели казахи сразу поймут, что это оберег. Видели, наверное, на рынке бабушки синие и зеленые «глаза» продают, их детям на одежду пришивают от сглаза.
— Каков возраст захоронения?
— Чтобы определить точный период, нам, как всегда, нужны деньги и время. Требуется радиоуглеродный анализ, который делается в Европе. Это дорогое удовольствие. Моя дата — это примерно восьмой век до нашей эры. То есть речь о раннесакском периоде.
— Интересно, как выглядела дама, жившая в восьмом веке до нашей эры?
— Это тема антропологов. Костей в погребении осталось очень мало. Но есть мелкие обломки черепа. Я четыре коренных зуба в могиле подобрал. Надеюсь, что зубы дадут нам ответ на вопросы: точно ли это была женщина, сколько ей было лет и так далее. Зубы в этом деле антропологам сильно помогают. Если же говорить об изваянии – его уникальность в иконографии — передаче глаз, головы, плеч. Все это очень напоминает черты скифских изваяний. Больше всего их найдено в причерноморских степях на Юге Украины.
— И о чем это говорит?
— Первоначально, когда мы расчистили камень, я был уверен, что сейчас в яме пойдут скифские вещи. Подумал даже, что какая-то скифская группа вернулась сюда. А когда открыли могильную яму, обнаружили, что она на сто процентов местная. Это не скифское погребение, а наше, сакское. И тем не менее камень очень похож на причерноморский. Поэтому я предположил, что, возможно, традиция такого рода каменных изваяний от нас туда пошла. Ведь что написал Геродот в пятом веке до нашей эры? Что скифы пришли из глубин Азии. Сейчас подавляющее большинство ученых согласны с тем, что скифская культура корнями связана с центральной Азией. Ее рассвет, действительно, был на Украине. Но истоки – явно на нашей земле. Вот я и думаю, может, какая-то волна от нас тоже участвовала в походе на Запад. Может, каменные изваяния причерноморского облика пошли с Востока. И, может, наш кособинский курган маркирует этот путь.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66076 материалов.
Посетители оставили 247256 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
а я против раскопок курганов и могил. вы прикрываясь историей копаетесь и грабите могилы. если не говорить с пафосом как вы то это звучит так.
jake
04 октября, 2013 в 21:46
Восьмой век до нашей эры и десять веков назад.Куда пропали ещё восемнадцать?
Валерий
05 октября, 2013 в 11:04