«Не будет денег, я залью все кровью!»
Корреспондент nv.kz оказался в самом центре пожара. Доведенный до отчаяния инвалид труда Владимир Зарянов зашел на третий этаж здания компании «АрселорМиттал Темиртау». Возле запертых дверей приемной поднес зажигалку к бутылке с горючей смесью. И пнул ее ногой. Началась паника. Регрессники и чиновники, столпившиеся в узком коридоре, бросились проч. Пламя быстро распространялось от приемной к лестнице…
Подобного развития событий никто не ожидал. За день до ЧП активисты-регрессники сходили в прокуратуру, сообщив там о готовящейся встрече инвалидов. Сегодня утром, как договаривались, люди собрались возле здания угольного департамента компании «АрселорМиттал Темиртау». Казалось, будет рядовая встреча, народ повозмущается и разойдется.
Проблема у регрессников все та же. Им нечем кормить свои семьи. Потому что люди уже больше года не получают от работодателя регрессных выплат за свои травмы, полученные в шахтах промышленного гиганта. Многие по состоянию здоровья не могут найти другую работу. Не понятно, на что они вообще живут.
Инвалиды заявляли об этом уже не один раз. В конце августа неделю сидели у стен карагандинского представительства компании миллиардера Лакшми Миттала. Потом неоднократно собирались в центральном парке возле здания областного суда. Представители власти каждый раз успокаивали народ. Убеждали, что надо решать все по закону, в рамках правового поля. Обещали посодействовать.
Прошло полтора месяца, но ничего не изменилось. Правда, двум регрессникам, которые обращались в суд в индивидуальном порядке, компания выплатила по 340 тысяч тенге. В их решениях говорилось также, что работодатель обязан погасить все долги перед регрессниками и впредь выплачивать им положенные по закону пособия. Однако на днях стало известно, что эту вторую часть решения компания теперь обжалует. То есть платить регрессные в полном объеме никто пока не собирается.
Узнав об этом, люди решили, что их обманывают. Практически каждый из них подал индивидуальный иск, однако до сих пор не состоялось ни одного заседания.
Когда сегодня утром люди, опираясь на трости и костыли, пришли на площадь перед «АрселорМиттал Темиртау», поначалу общий настрой был более-менее мирный. Инвалиды, как обычно, показывали судебные документы, давали журналистам интервью. Но последние два месяца они это проделывали регулярно. И пресса, и власти уже успели привыкнуть к такой активности регрессников.
Когда Владимир Зарянов стал кричать, что требует своих денег немедленно, «иначе все тут зальет кровью», никто не принял его слова всерьез. Тем более, что активист Толеген Бейсембек только что уверил представителя акимата, что никаких беспорядков не планируется, никто никаких транспарантов не принес. Казалось, люди повозмущаются, выпустят пар и, как всегда, разойдутся.
Толеген Бейсембек предлагал регрессникам на следующий день поехать в Астану, чтобы пожаловаться кому-нибудь в правительстве. Но Владимир Зарянов откладывать назавтра не хотел.
— Жесткий вопрос! — говорил он. — Их реабилитация — начать выплаты немедленно. То есть сегодня. Мои требования будут такие. Я дошел до краю! Край, понимаешь? Все!
— Сейчас соберется народ, вызовем представителей «АрселорМиттал Темиртау». Будем задавать вопросы, — урезонивал товарища Толеген Бейсембек.
— Хватит! — чеканил слова Зарянов. -Вы как хотите, для меня выплата должна быть немедленно. Я этого буду добиваться чего бы мне это ни стоило. Хоть свободой, хоть жизнью! Я пойду на все! Потому что я прав по закону.
Видя, что никто особо не реагирует на его слова, регрессник сам пошел в здание. Народ — за ним. На проходной дежурный попытался не пустить шахтеров. Но как раз наружу выходили люди, дверь открылась и все толпа зашла в холл.
— Меня эти законники довели до краю! — резко развернувшись, бросил Владимир Зарянов. — Я прав сто процентов везде. Последнее время я жил за счет того, что взял кредит. Я его погашал из него же. Больше у меня денег нет. Завтра мою семью придут выгонять! А я их оставлю в покое? Они мне должны! Нне я кому-то должен!. Я не пришел сюда просить подаяния. Я за свое законное. И мое решение — сегодня, немедленно будут деньги. Не будет денег — я залью все кровью, нахер! Увидите, все, я пошел. Как хотите, плевать мне на все. Я пошел блокировать это здание. Вызывайте кого хотите, что хотите, делайте.
Зарянов двинулся наверх, толпа — за ним. Поднявшись на третий этаж, он попытался зайти в какой-нибудь кабинет. Но все двери были наглухо заперты.
— Сотрудники «Арселор Миттал»! Предлагаю вам покинуть здание! В целях вашей безопасности! — кричал он. — Я требую свое.
— Где Мухметжанов (директор угольного департамента, авт.)? Где заместители? — спрашивали другие шахтеры, дергая двери за ручки. — Все закрыто! Они попрятались! Как крысы!
Прибежала охранница, позвала регрессников в актовый зал. Сказала, что Мухаметжанов все равно уехал, так что искать его смысла нет. Подскочила к Зарянову.
— Все! Не подходи, нахер! — остановил он ее.
— Я сейчас милицию вызову! — наступала охранница.
— Да вызывайте кого хотите! Никуда я не пойду! Все, я сказал!
— Вы не кричите! Мы охрана! Я сейчас вызову подкрепление!
Между тем Владимир Зарянов открыл полиэтиленовый пакет, который все это время держал в руках. Там оказалась бутылка. По коридору мигом распространился запах горючего.
— Мы сейчас самоподжог сделаем — и все! — подошел к товарищу Толеген Бейсембек. — Терпение лопнуло! Вы что, издеваетесь что ли?
— Мне из-за вас выговор сделают! — сокрушалась тем временем охранница. — И что я буду говорить? Начальства никого нет. Зачем вы будете тут стоять?
Пока женщина упрекала регрессников, сотрудница акимата с видеокамерой подошла к Зарянову и поинтересовалась, правда ли в бутылке, которую тот поставил перед собой на пол, бензин.
— Конечно, бензин! — ответил тот. — А вы думали, я в бирюльки пришел играть? Все! Хода нет назад! Все положу, нахер. Есть слово край! Пусть будет тюрьма! Причем закон на моей стороне! Я то прав!
Через пару секунд охранница снова подбежала к Зарянову.
— Подожгу! — остерегающие сказал тот.
— Да что ты! — усмехнулась она.
— Да на! Нате, суки! — регрессник поднес зажигалку к бутылке и пнул ее.
Красная ковровая дорожка вспыхнула. Языки пламени быстро начали распространяться в ту сторону, где стояли люди. Все побежали. Коридор заполнился черным дымом. Из кабинетов стали выскакивать сотрудники угольного департамента. Кто-то кричал: «Мама!», «Горю!». Оператор телеканала «Астана» в давке упал и разбил камеру.
Когда все выбежали из узкого коридора, Зарянов все еще оставался в дыму возле дверей приемной. Позже он рассказывал, что хотел довести дело до суицида, думал, что задохнется от угарного газа. Но к приемной кинулись сотрудники акимата, скрутили поджигателя и поволокли к лестнице. Тут на них набросились регрессники. Отбив товарища, мужики стали кричать на чиновников:
— Довели людей — получайте! Не можете работать!
— Наша вина в чем? — оправдывались те.
— Вы людей довели! Ты понимаешь, детей кормить нечем! Не первый день тут собираемся! Сколько можно терпеть? Нас за нос водить?
— У нас дети есть, дети хотят кушать!
Между тем пожар на третьем этаже был быстро потушен. Рядом с приемной висел огнетушитель и пожарный рукав. Регрессники с помощью офисных работников залили пламя. Два человека — чиновник и регрессник — получили серьезные ожоги. На инвалиде, который приехал на встречу из Шахтинска, полностью сгорели синтетические брюки. Имущество компании не пострадало. Разве что сгорело метров пять ковровой дорожки.
Когда подоспели полицейские, регрессники взяли Зарянова в плотное кольцо. Так что стражи порядка не смогли его забрать сразу. Какое-то время полицейские и шахтеры просто стояли напротив друг друга. Стражи порядка не решались применить силу против инвалидов. Какой-то старшина даже говорил своему командиру, что надо бы стулья принести, а то неудобно как-то, что инвалиды на ногах.
Минут через 20 приехали старшие полицейские чины. Корреспондента «Нового Вестника» под конвоем отвели к проходной. Однако из здания не выпустили. Полиция блокировала все выходы и никому не позволяла покинуть здание. Все, кто по каким-то делам оказался внутри, были вынуждены провести там несколько часов.
Тем временем регрессников провели в актовый зал. Там уже были представители компании, а также несколько заместителей акима области. Быстро подключили микрофон. Стали народ успокаивать.
Как после сообщили инвалиды, в итоге власти пообещали разобраться. Попросили десять дней на ознакомление с документами.
Через пару часов чиновники вышли из актового зала. И пока регрессники, оставшись там, давали показания, первый заместитель акима области Габит Мухамбетов дал комментарии журналистам, ожидавшим на улице.
— Сегодня планировалась встреча работодателя с пострадавшими, так называемыми регрессниками, — сказал он. — Тем не менее, имел место случай проведения незапланированных действий со стороны одного из пострадавших, который позволил себе бутылку с зажигательной смесью направить в сторону коридора. В результате пострадали люди. Они получили легкие ранения. Сейчас находятся в институте травматологии. Оказывается посильная помощь. Что касается конфликта между «АрселорМиттал Темиртау», регрессниками и страховой компанией «Альянс Полис», сегодня это все рассматривается в правовом поле. Два решение суда (в пользу регрессников, — авт.) имеется. Будем полагать, что в рамках закона все решения будут приняты. …Акимат области не в стороне. Поскольку мы прибыли сюда. В рамках законодательства с «АрселорМиттал Темиртау» проводятся переговоры. Аким области сам лично ставит этот вопрос перед руководством компании. Есть законодательство. Нужно обеспечить исполнение. Другого пути у нас нет.
По поводу судьбы Владимира Зарянова ничего конкретного прессе не сказали. Позже стало известно, что его все-таки задержали. Когда все регрессники, написав объяснительные, по одному вышли на улицу, полицейские вывели его через задний ход и увезли. Как рассказала председатель общественного объединения «Шахтерская семья» Наталья Томилова, она пыталась пройти к задержанному, чтобы защитить его права. За пару недель до инцидента Зарянов выдал ей доверенность представлять его интересы. Однако представитель ДВД объяснил общественнице, что ее доверенность в данном случае работает. Так как документ выдан на гражданские дела, а тут речь об уголовном преследовании.
Наталья Владимировна заявила, что ее объединение будет требовать завести уголовное дело против «АрселорМиттал Темиртау». Общественница обвинила компанию в том, что она довела регрессника до попытки самоубийства.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66072 материалов.
Посетители оставили 247253 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Однако представитель ДВД объяснил общественнице, что ее доверенность в данном случае (НЕ) работает.
Прохожий
18 октября, 2013 в 11:28
Еще один ляп: …Нне я кому-то должен!….
Елена
18 октября, 2013 в 13:08
Выбранная картинка и подпись к ней не случайны, они формируют образ неадекватного человека. Не оправдывая действий этого человека, тем не менее мне понятна степень его отчаяния, его чувство безысходности и попранной справедливости. Я думаю следствие учтет состояние крайнего аффекта больного человека. А Митталу и страховой компании Бог еще воздаст- издеваться над калеками это подлость.
Верещагин
18 октября, 2013 в 16:49
Довели бедных регрессников… Боритесь!
ASya
19 октября, 2013 в 02:07