Они считают, что это поможет сдержать рост стоимости горюче-смазочных материалов
Правительство должно регулировать не только розничные цены на бензин, но и оптовые. Ведь они сильнее всего отражаются на конечной стоимости горючего, которое продают на автозаправках. Эту идею озвучил глава Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев, который в минувший четверг приезжал в Караганду.
Оптовые цены в узде
В мае у нас подорожало дизельное топливо. Причем довольно существенно — почти на 13 процентов, со 102 до 115 тенге за литр. Эксперты прогнозируют, что взлет цен ждет и бензин, а именно самую ходовую марку — АИ-92. Сейчас на автозаправках его продают по 112-115 тенге за литр. Ожидается, что уже нынешним летом бензин подорожает до 130-135 тенге. Этот процесс можно сдержать, установив госрегулирование цен на горюче-смазочные материалы для оптовиков. Ведь автозаправки вынуждены продавать бензин в розницу по той стоимости, которую установило правительство, а для крупных поставщиков таких ограничений нет.
— Мы с самого начала выступали против регулирования цен, — заявил председатель правления «Казахстанской топливной ассоциации» Болат Ауетаев, выступая перед владельцами карагандинских автозаправок. — Мы — за рыночную экономику. Рынок сам себя регулирует. Но раз зарегулировали розницу, то давайте то же самое сделаем и с оптом. Для чего это надо? Считаем, что в цепочке продаж от нефтеперерабатывающих заводов до АЗС регулировать только одного игрока — это неправильно. Потому что когда цена на розницу поднимается, следом растет и опт. Получается, оптовики через розницу решают свои проблемы.
Ассоциация, в которую входят владельцы почти 500 АЗС по всему Казахстану, два года «пробивала» эту идею на правительственном уровне. Общественники писали обращения в Мажилис Парламента, Министерство нефти и газа, Министерство экономики, Агентство по защите конкуренции и Агентство по регулированию естественных монополий. В итоге эти ведомства согласились с тем, что оптовые цены на ГСМ тоже надо регулировать.
— Теперь в Мажилисе создадут рабочую группу, которая займется этим вопросом, — сказал Болат Ауетаев. — Депутаты будут рассматривать изменения в законопроект по введению государственного регулирования цен для оптовых поставщиков нефтепродуктов. И после того, как поправки примет парламент и утвердит президент, они вступят в силу.
Маржа в 30 процентов
Владельцы автозаправок считают, что, устанавливая цены на горючее, правительство не дает их бизнесу развиваться.
Поскольку маржа у них фиксированная. Сейчас разница между оптовой и розничной ценой бензина не должна превышать 17 процентов. Придерживаться этого уровня рекомендует министерство нефти и газа. Но предприниматели, которые входят в Казахстанскую топливную ассоциацию, считают, что этого недостаточно. Они выступают за увеличение маржи до 30 процентов.
— Объясню, с чего мы взяли эту цифру, — сказал Болат Ауетаев. — Участники нашей ассоциации сделали свои расчеты и доказали, что при марже в 17 процентов работать с положительным балансом не получится. Поэтому на последних совещаниях в министерстве мы доказываем, что маржа должна составлять 30 процентов. В эту цифру входят транспортные расходы — 7 процентов, плата за хранение ГСМ на нефтебазе — 2,5-3 процента, операционные расходы АЗС — 10 процентов, маржа мелкого оптовика — 5 процентов и маржа для АЗС — тоже 5 процентов.
Глава Казахстанской топливной ассоциации считает, что только в этом случае «на рынке ГСМ будет здоровая конкуренция». И от этого выиграет не только предприниматель, но и потребитель, который каждый день приезжает на заправку за бензином или дизтопливом.
— Да, любой бизнес ориентирован на прибыль, — объяснил Болат Ауетаев. — А с другой стороны, потребитель тоже должен получать качественный товар по приемлемой цене. Поэтому владелец АЗС, имея хорошую маржу, будет развивать свой бизнес, строить новые заправки, улучшать сервис и следить за качеством бензина.
Вопрос о марже для розничных реализаторов горючего пока остается открытым. Его еще будут обсуждать на заседаниях рабочей группы в Мажилисе. Возможно, что аппетиты бизнесменов умерят. Ведь в развитых странах доход в 30 процентов считается весьма солидным. Тамошние предприниматели довольны, если им удастся получить маржу в 10-15 процентов.
Откройте границу!
В том, что цены на горючее растут, отчасти виновато правительство. Ведь оно периодически вводит ограничения на ввоз бензина из России. Из-за этого на внутреннем рынке образовывается дефицит. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы не способны обеспечить всю страну бензином и соляркой. К примеру, так было в прошлом году, когда министерство транспорта и министерство нефти и газа приняли совместный приказ об ограничении импорта горючего из России. В мае 2013 года границу закрыли и только трем компаниям дали право завозить ГСМ в Казахстан.
— Тогда мы обратились в генпрокуратуру, а она дала задание Агентству по защите конкуренции провести расследование, — рассказал председатель правления «Казахстанской топливной ассоциации». — В итоге министерству нефти и газа выдали предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Мы добились отмены совместного приказа и в ноябре границу с Россией открыли.
В этом году руководство двух министерств подписало другой приказ — «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов из Российской Федерации». В этот раз правительство доверило ввозить в республику ГСМ только одному удобному для себя оператору — государственной компании «КазМунайГаз Онiмдерi».
— В апреле мы обратились в Агентство по защите конкуренции с просьбой отменить этот незаконный приказ, — сообщил Болат Ауетаев. — Потому что он нарушает Закон «О конкуренции» и права предпринимателей. На каком основании единственным поставщиком выбран «КазМунайГаз Онiмдерi»? Какие были критерии отбора? Как определили этого поставщика? А недавно нам из «КазМунайГаза» пришло письмо. В нем говорилось, что членам нашей ассоциации могут поставить 92-й бензин по 103 тенге за литр. А зачем нам такое дорогое топливо? Мы на российской границе можем взять его по 89 тенге за литр. Получается, государственная компания хочет на нас навариться!
Сейчас этот совместный приказ еще действует, но в ассоциации надеются, что АЗК и Генеральная прокуратура отменят его.
Кому дешевый бензин?
Каждый месяц правительство выделяет всем регионам Казахстана, в том числе и Карагандинской области, определенный объем удешевленного горючего. А чиновники на местах распределяют его среди покупателей в своем регионе. Эта процедура должна быть прозрачной, считает глава Казахстанской топливной ассоциации. Однако управления предпринимательства областей не спешат публиковать информацию о распределении ГСМ ни в прессе, ни на своих сайтах.
— Например, выдали вашей области 1000 литров бензина, а акимат должен разделить его между всеми игроками рынка по количеству АЗС, — объяснил владельцам автозаправок Болат Ауетаев. — А как он делится на самом деле? Неизвестно. Эта информация должна быть размещена на интернет-ресурсе акимата. Там должно быть написано, кому и сколько литров бензина распределено. Потому что есть случаи в некоторых регионах, когда чиновники выделяли ГСМ тем организациям, у которых нет АЗС. У вас в Караганде есть такая проблема?
Хозяева автозаправок в ответ утвердительно помахали головами, но развивать тему не стали. Никто из бизнесменов не стал жаловаться на недоступность информации об объемах и ценах на государственный бензин и солярку.
Корреспондент «НВ» попытался найти информацию о распределении удешевленного горючего в Карагандинской области. Однако поиски ни к чему не привели. На сайте управления предпринимательства нашего региона таких данных нет. Получить информацию по телефону нам тоже не удалось. Впрочем, как и объяснений о том, по какому принципу происходит распределение государственного бензина.
— Чтобы решить эту проблему, мы направили письма в акимат Астаны, — сообщил Болат Ауетаев. — Если результат будет положительным, то мы внедрим этот опыт во всех регионах Казахстана.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Владельцам заправок надо бы поумерить свои аппетиты! Бодяжут бензин так что машины уже наши наверно на воде ездят! Бенза стоит дороже чем литр свежей парнушечки (парного молока)!)))))
Хрю
04 июня, 2014 в 09:40
Мне кажется, что государство, повышая цены, тайно заботится о здоровье нации — как и с сигаретами, но тайно, а не явно. Нюхать бензин не так популярно, как курить — но тем не менее очень вредно.
mancubus
04 июня, 2014 в 09:54
Хорошим делом занялись, если будет результат только честь и хвала ему.
Слава Шахтер
04 июня, 2014 в 13:40
17 процентов? Мало? Нифигасе!
10 процентов во всем цивилизованном мире- самая крутая прибыль!
2-3 процента от завода до потребителя! И всем барыгам хватит!
А то понапладили халявщиков! Потом они( барыги) утверждают, что заработали честным путем!
Пусть лучше в шахту идут работать или баранов пасти!
Alex
04 июня, 2014 в 13:43
Самое верное это следить за качеством бензина.Я Уже за 4 месяца два раза бак чистила.Учитывая то, что у нас своих запасов хватает, то цена и так завышенная, а качество вообще желает лучшего.Когда ввели мораторий на проверки в частном бизнесе нужно было подумать основательно, т.к. своим же и дали поблажки, учитывая то, что простые люди не держат АЗС.
Ева
06 июня, 2014 в 09:32
Pingback: Управление предпринимательства Карагандинской области скрывает информацию о том, кому и как распределяют удешевленный бензин? | NV.KZ