Художница Лилия Ким: «Я была в легком шоке»
Лилия Ким вернулась из Объединенных Арабских Эмиратов с ярким разноцветным кубком и грандиозными планами заявить о себе на мировом уровне. Победа на международном конкурсе «Art Holidays» вдохновила ее по-другому взглянуть на творчество. Художница поняла, что сейчас больше всего на свете хочет научиться зарабатывать на своих картинах. «Мне интересно доказать себе и своим детям, что художник может жить достойно!» — говорит карагандинка.
Конкурс искусств «Art Holidays», который патронирует местное министерство культуры и туризма, проходил в Абу-Даби уже в третий раз. В столицу ОАЭ съехались живописцы, фотографы, дизайнеры и ремесленники из десяти стран. Было несколько участников из Казахстана.
Самовар из детства
Наш город представляла Лилия Ким. В Караганде она известна прежде всего как мастер батика и владелица галереи хэнд-мейда «Артвэй». Однако на арабский фестиваль расписные шелковые платки Лилия не повезла, решив заявить о себе как о серьезном живописце. На конкурс карагандинка выставила две картины маслом. Обе работы – натюрморты с, казалось бы, самыми прозаичными наборами предметов. На одном холсте изображены самовар, абажур и коньки. На другом – только черные женские полусапожки.
— Тут важен уровень мастерства, — объясняет Лилия. — Не имеет значения: самовар это, ботинки или помидоры. Для меня очень важно – проявиться именно как профессионал. Я хочу вырасти в этом. Я уже поставила себе цель и начала двигаться в этом направлении.
— Но все-таки картинки не очень патриотичные получились.
— Я просто подумала, что это будет вразрез всем сложившимся представлениям о Казахстане и вообще о живописи. Когда я пишу, стараюсь брать незаезженные темы. Например, где вы видели коньки рядом с самоваром? Это же надо догадаться их вместе поставить. Но мне понравилось, как предметы выглядят в пространстве. А потом я поняла, что для меняони прежде всего ассоциируются с детством: воспоминания о зимнем катке и о запахе дыма. Я так и назвала картину «Детство». Вторая работа — это «Начало», или «Шаги», это некая готовность начать свой путь. Мои полотна сразу выделялись. Они вообще ни на что не были похожи. Я реально была на контрасте. Остальные казахстанские художники из Алматы, Астаны, Актобе привезли то, что у нас продают в магазине «Азия»: коняшек, беркутов – то, что мы каждый день можем увидеть.
Участие в «Art Holidays» влетело художникам в копеечку. Конкурс сочетался с отдыхом на Персидском заливе со всеми вытекающими отсюда затратами: кроме регистрационного взноса нужно было платить за проживание, питание и трансфер. Впрочем, Лилия восприняла все эти расходы как выгодные инвестиции в будущее, которое художница теперь связывает с одной из самых престижных и богатых азиатских выставок.
Рынок АРТ
Дело в том, что одновременно с «Art Holidays» в Арабских Эмиратах проходила всемирная ярмарка искусства Art Dubai 2015, которую патронирует премьер-министра ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум. Попав в выставочный комплекс, карагандинка была поражена предложениями современного арт-рынка и теми суммами, которые возможно на нем заработать.
В этом году на Art Dubai приехали 92 галереи из более чем 40 стран. Восемь лет назад в первой Art Dubai участвовало лишь 40 галерей. Но с каждым годом их количество растет, и теперь, чтобы попасть на ярмарку, приходится проходить строгий отбор. В этом году экспертный совет возглавила Кейт Фаул, куратор московского Музея современного искусства «Гараж».
Любую из экспонируемых работ можно приобрести. И организаторы выставки, и галереи имеют неплохой доход. За одну картину можно выручить целое состояние. Ценится актуальность идеи и востребованность автора. Так, например, российская галерея привезла серию московского концептуалиста Павла Пепперштейна, чьи произведения хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и центре Жоржа Помпиду. Его злободневный коллаж «In God We Trust», в котором эксплуатируется тема всевидящего ока и египетских пирамид, предлагался в Дубае за 37, 5 тысяч евро.
Самая громкая продажа вернисажа произошла на стенде галереи Isabelle van den Eynde. Работу иранского художника Рокни Хери-заде приобрел коллекционер из Саудовской Аравии за130 тысяч. Остальные сделки колебались в ценовом диапазоне от пяти до сорока тысяч долларов.
Кучи и мысли
— Я была потрясена, — рассказывает Лилия Ким. — Все, что выставляется на мировом уровне, абсолютно не похоже на то, что делаем мы. Сначала я была в легком шоке.
— Что вас удивило больше всего?
— Я искала настоящую профессиональную живопись. Но с этим было сложно. Видела много инсталляций. Кучу битой посуды. Выложенные в ряд бывшие в употреблении стирательные резинки. Или непонятный мятый шланг с торчащей из него человеческой ладонью. Мы с вами смеемся. Но у художника, создавшего эти объекты, есть какая-то мысль. И все это продается.
— Отрадно, что мысль все-таки есть.
— Конечно. И я просто решила для себя, что не буду впечатляться. А буду продвигать то, что хочу. Потому что это хорошие деньги.
— Так вас, может, не оценят. Все хотят купить жеваные резинки. А тут вы с устаревшим реализмом. Или вы тоже какую-нибудь полисемантическую кучу организуете?
— Нет! Я бы, конечно, смогла. Но мне такое не интересно. Я во все эти инсталляции включиться не смогу. Однако я очень обрадовалась, когда нашла несколько близких к живописи моментов. То есть какие-то картины все-таки были. И я подумала: раз картины выставляют, значит это реально. При том, что картина, которая на мой взгляд ничего из себя не представляет, стоит там 22 тысячи долларов. Я собственными ушами слышала. И люди при этом спокойно спрашивают, прицениваются. Там работают специальные менеджеры. Цель – продажи. Приезжают шейхи, принцы, принцессы с колоссальными деньгами. Я хочу туда попасть. Но не знаю, пройду ли отбор.
Туда выходят только очень известные галереи мира. Моя задача – впечатлить кого-то из галеристов.
Талант и комфорт
— Что же все-таки потребуется от художника для того, чтобы попасть в общую арт-волну? Есть ли некая супер-идея, общий смысл всех этих интересных инсталляций?
— Самое главный смысл в том, что, странно это или не странно, но они это выставляют. И полмира собирается, чтобы посмотреть. Экономика двигается. Художникам и их объектам создаются все условия. То есть они там кроме нефти и газа качают таланты из разных стран мира в свою страну. С одним из членов жюри нашего конкурса я поговорила, предложила сотрудничество. Он меня сразу спросил: «А в каких музеях мира выставлены твои картины?» Я, конечно, широко заулыбалась: «Думаю, это все в перспективе». Я устала стесняться. И прямо сказала, что хочу на «Арт-Дубай». На что он сразу ответил, что персональный павильон будет стоить от сорока тысяч долларов. Но мне не нужен персональный. Пусть мои картины висят вместе со всеми. Я знаю, что у меня есть тот талант, который можно туда выставить. И я готова работать. Тогда он сказал, что для начала я должна приехать в его резиденцию. На самом деле там много таких мест – оазисов в пустыне, где созданы все условия. Небольшой отель с бассейном, питанием, пальмами. В это чудесное место приезжают художники и начинают писать. Хозяин дает им кисти, краски — только пиши. И ставит условие, что четыре лучшие картины он заберет себе. Он потом их выставляет и выгодно продает. Это его легальный бизнес. Когда мы там были, в резиденции как раз работала группа художников из Литвы. Было очень интересно. В Эмиратах искусство поддерживается на уровне шейхов. Это просто потрясающе.
— Разговор у нас выходит какой-то меркантильный.
— Почему речь зашла о деньгах? Не потому что я хочу только продавать. Вовсе нет. Я получаю неимоверное удовольствие от того, что каждый день пишу. Я не придумываю каких-то высоких материй про Байтерек. Я пишу просто о моей жизни. Думаю, мы порой недооцениваем то, что есть в нашем окружении — предметы, ситуации, люди, ценности. А мне это как раз интересно. Но при этом мне еще интересно достойно жить. Я из тех художников, которые имеют смелость выходить заграницу, имеют смелость сметь. Здесь в Караганде я задаюсь вопросом: «Кому нужны мои картины?» И отчаянно смотрю по сторонам. Но мы сидим в своем маленьком мирке и не знаем, что на самом деле в мире это интересно людям. Это бизнес.
Ниже фото с Арт-Дубай 2015:
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66325 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Конечно же я ничего не понимаю в живописи.
Вот и здесь мне совершенно не понятны эти инсталляции и эта абстрактная мазня.
Например, Чёрный квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, одна из самых обсуждаемых «картин» в русском искусстве.
Я всегда нахожусь в неком недоумении, когда люди на полном серьёзе обсуждают то, чего никак нельзя назвать картиной.
Когда мы с женой были в Эрмитаже, я еле уволок её из галереи Пабло Пикассо.
Зато с большой неохотой уходил из галереи Рембрандта.
Какие мы все разные, что даже не всегда можем понять близких нам людей.
Roma
02 апреля, 2015 в 16:42
Это конечно все хорошо, вот только я так и не понял где выставка была? вроде написали что в Абу-Даби, а название «Арт-Дубай»
Еще интересно есть ли информация кто выбирал победителей? а то кроме нам знакомых лиц я увидел только пару иностранцев. как будто свои для своих выставку делали.
Почему вы не следите за другими нашими выходцами культуры?
вот например (что на уровень выше) http://www.inform.kz/rus/article/2606372
zozo
02 апреля, 2015 в 17:41
Zozo, вы почитайте статью полностью. Противоречий нет.
Анастасия Машнина
02 апреля, 2015 в 18:33
док. кино в тему: «Выход чере2з сувенирную лавку» — стОит посмотреть — «что такое искусство и как из этого денег наделать :)»
Дурак который на Плюке правду думает
02 апреля, 2015 в 17:41
Лилия, поздравляю!!! Потрясающий мастер с огромным потенциалом, из всего способна сделать шедевр- и речь не только о картинах. Успехов!!!
Злобный енотик
02 апреля, 2015 в 18:22
В плане современного искусства очень показателен фильм «1+1». Мне тоже инсталляции и мазня (не могу назвать некоторые произведения картинами) часто не понятна вообще. Если это — внутренний мир художника, то он убогий и выставлять его на показ не надо!
Жексон
02 апреля, 2015 в 18:38
Прочитав заголовок, я грешным делом обрадовался, что наконец то у нас начали хоть чтото производить качественное из одежды. А тут такой облом. Перепишите заголовок на — Мазня нашей художницы удостоена награды. И не вводите людей в заблуждение, вселяя в них надежду на лучшее такими заголовками.
Да уш!!!
02 апреля, 2015 в 18:58
Ну да-ну да,там на конкурсе же одни идиоты собрались,а Вы сидите здесь и рассуждаете об искусстве.Подскажите,милейший,где о Вас можно статейку почитать или гениальные шедевры увидеть?
Злобный енотик
02 апреля, 2015 в 22:16
Я не лезу со своими тараканами на выставку. А вещи называю своими именами. А остальное ищите в соцсети. То что делают мои руки я не выставляю на показ. Кстати енот это собака, если что.
Да уш!!!
03 апреля, 2015 в 09:40
Из той же тупой серии- «да уш» пишется, как «да уж». Ну вот и возьмите себе фланелевую тряпочку и молчите в нее. Вот лишь бы смешать с д***мом людей и все, что они делают. Вы не задумывались, что автор работ это читает? Художника, как известно, может обидеть каждый.
Злобный енотик
03 апреля, 2015 в 10:51
Если вы воспринимаете мой логин как фразу, то это ваши проблемы. Что хочу, то и пишу. Каждый судит в меру своей испорченности. А вещи нужно называть своими именами. Если это .., то уж никак не светская львица. И если это картина, то никак не Казахстанские ботинки. Я замечание сделал писаке с высшим образованием, а никак не мастеру. Чувствуете разницу? Что за манера всё вверх дном переворачивать?!
Да уш!!!
03 апреля, 2015 в 14:36
Согласна с Вами …глупые ,злые люди..все на что способны…СОБАКА ЛАЕТ,КАРАВАН ИДЕТ
Елена
06 апреля, 2015 в 06:48
Не тратьте свои нервы! Взгляните по иному: творчество должно вызывать эмоции, значит художник достиг цели — люди не остались равнодушными. А уж какое сообщество, такая и реакция, увы…
У меня давно зреет предложение к редакции: сделайте серию интервью со знаменитыми людьми города (пусть юбилей и позади), с его уроженцами. Ведь есть актеры, музыканты, художники! Первую кандидатуру предлагаю — Олег Дроздов! Когда проезжаю и вижу билборд к юбилею города с использованием его пейзажа, меня охватывает благодарность к человеку, это предложившему! Если это чиновник из акимата — я хочу знать его имя! Это великолепная идея! Город славен своими людьми, и не только политиками.
NV
03 апреля, 2015 в 11:26
А по моему отличная картина.
mancubus
03 апреля, 2015 в 11:54
Картина должна называться не «начало» , а » Баба Зина пришла с магазина!»
БаЗи
02 апреля, 2015 в 22:29
А с каких это пор арабы стали искусствоведами? ОАЭ, Сауды, Катар — это государства-паразиты, которые веками примитивно пылили по пескам на верблюдах с точки А в точку Б без малейшего социально-экономического и культурного развития, пока не пришла американская нефтеразведка и не ткнула их носом в нефтяные жилы. «Ваша земля-наши технологии». Вот и начали арабы строиться и развиваться, вытянули, так сказать, счастливый билет в лотерее. А нынче и в искусство полезли. Одно горе от таких искусствоведов! P.S. Повезло им, что на дворе не 15 век, а то бы амеры и не чикались с ними, а поступили, как с индейцами.
Правельный ариентир
03 апреля, 2015 в 00:44
Все искусствоведы высказались и вновь вскарабкались на диван пить пиво с кириешками и смотреть про происки запада.
Франкенштейн Малевич
03 апреля, 2015 в 08:38
Эх, в заголовке ботнки…. Я тоже подумал, что у нас обувь начнут достойную делать.
Ms
03 апреля, 2015 в 12:59
старая обувь всегда очеловечена, одушевлена…она несет отпечаток личности хозяина.
Хэтти
04 апреля, 2015 в 02:30
счастливый билет в лотерее. А
это не счастливый билет. Это судьбоносное отсутствие двух страшных росийских(и наших)зол. В эмиратах НЕ ПЬЮТ и НЕ ВОРУЮТ!!! Не пьет народ и не воруют чиновники. Отсюда их успехи.
Хэтти
04 апреля, 2015 в 02:35
Я грешным делом подумал, что в Караганде обувная фабрика заработала…
Гоголь
04 апреля, 2015 в 12:11
Кстати, фабрика обувная есть и работает…выпускает линию мужской обуви…адрес прежний..
Елена
06 апреля, 2015 в 06:43
Классно, хоть глас народа можно услышать! Номинирует название про бабу Зину….
Lili
04 апреля, 2015 в 20:44
Интересно, мне одной картина с ботинками напомнила картину Ван Гога «Башмаки»?
Тот самый Тай
08 апреля, 2015 в 16:07