«…Блиндаж, в котором пишу, трясет от силы взрывов…»
Карагандинская библиотека имени Гоголя уже три месяца собирает военные треугольники. Пожелтевшие от времени, исписанные чаще всего карандашом листочки бумаги аккуратно сканируются или фотографируются. Оригиналы писем сразу возвращаются владельцам. А их электронные копии размещаются в интернете – в специально созданном для этого блоге http://geroy70.blogspot.com/.
…Наш земляк Владимир Васильевич Донсков писал родным с передовой: « Грохот канонады не прекращается. Блиндаж, в котором пишу, трясется от силы взрывов. Но ничего, скоро все это кончится. Уничтожим фашистскую гадину и будем жить не в блиндажах, а в избах». Владимир Васильевич погиб 22 октября 1943 года. Захоронен юго-западнее деревни Черновцы Лужского района Ленинградской области.
Павел Бецков
Старший сержант Павел Бецков свою последнюю весточку отправил матери перед наступлением: «Дорогие, родные, я жив и здоров, того и вам желаю. Находимся на отдыхе, скоро в бой… Дорогая мама, обо мне не беспокойтесь, если долго не будет писем, не волнуйтесь…» Погиб Павел Бецков 28 июля 1944 года. Захоронен северо-западнее села Поток в Польше.
31 июля 1943 года ефрейтор Алексей Харламов отправил треугольник сестрам Нади, Тани и брату Вове: «…В первых коротких строках я Вам сообщаю, что я пишу Вам последнее письмо. И пока Вы мне не пишите. Я ухожу сегодня на переднюю линию фронта. Передавайте прощальный привет всем товарищам и знакомым. Ну, а пока движемся в бой, за родину нашу родную, на окончательный разгром Гитлера и его войска…» 27 марта 1944 года Алексей Федорович пропал без вести…
В Казахстане подобный проект проводится впервые. Он приурочен к 70-летию Победы. Однако это вовсе не значит, что после того, как 9 мая отгремят салюты, блог закроется.
— Мы решили эту акцию продолжать, — рассказывает Ирина Ельцова, заведующая сектором информационно-сервисного обслуживания. — Еще остались неохваченные семейные архивы, в которых хранятся солдатские письма. Их просто надо найти. Это очень важно. Ведь письма – по большому счету единственный на сегодняшний день источник, где действительно отражены настоящие события. Сейчас в связи с фальсификацией военной истории, это становится особенно актуально. Из писем мы знаем, где проходили бои, в какое время. Это все живые свидетельства.
— Сколько писем уже собрано?
— Около 30 писем от 20 бойцов. Есть нечитаемые фрагменты, но читаемых, конечно, больше. Например, совсем молодой парень Николай Попов рассказывает родным, что его часть находится под Берлином. «У нас здесь погода теплая, уже наступила весна…» — пишет рядовой. Это было его последнее письмо, датированное 7 апреля 1945 года. Он буквально месяц не дожил до Победы. Когда вчитываешься в побледневшие строки, невольно представляешь себе этих людей. И так берет за душу, что словами не передать! Это необходимо передать будущему поколению. Поэтому наша акция продолжается. И я обращаюсь к вам, уважаемые карагандинцы , с большой просьбой — сохраните в вечной памяти имена ваших отцов, дедов, прадедов, приносите письма, фотографии и другие документы военных лет!
Секретный код и цензура
Как работала полевая почта
Объем почты, поступавшей на фронт, во время войны был колоссальным – 70 миллионов писем каждый месяц только в действующую армию. В начале войны было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий – полевые почтовые станции (ППС).
Во Вторую мировую появились современные цифровые обозначения военных частей. Сначала адрес писался так: Д.К.А. (действующая Красная Армия), номер ППС, номер полка и место службы. Однако быстро выяснилось, что такая схема позволяет врагу раскрыть местоположение частей действующей армии, особенно если захватить почту вблизи места дислокации. Поэтому каждой военной части был присвоен пятизначный или четырехзначный секретный код, который и указывался после номера ППС.
Почтовые отправления на фронт, кроме посылок, доставлялись бесплатно. Для доставки писем использовались все возможные способы. В Севастополь почту возили на подводных лодках, в осажденный Ленинград – по Ладожскому озеру. Существовала и военная голубиная почта, которая отвечала за официальные документы. Для ловли советских почтовых голубей немцы выпускали специально обученных ястребов.
Треугольники, ставшие символом фронтового письма, родились из-за дефицита бумаги. Письма не заклеивали, потому что знали – их будет читать военный цензор.
Перлюстрацией личных писем солдат занимались сотрудники Отделения военной цензуры Особого отдела НКВД. В политуправления фронтов регулярно подавались статистические отчеты. Из них видно, что процент писем с негативной оценкой ситуации был крайне низким. И это с учетом того, что к отрицательной информации цензоры относили не только откровенно пораженческие высказывания, но и критику условий службы и действий командования (нередко здравую), и даже попытки оценить военную силу противника. Например, строчки о том, что у немцев хорошая авиация, расценивались как «восхваление противника».
http://army-today.ru
Всего на сайте опубликовано 67200 материалов.
Посетители оставили 247362 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.