«Товарищи девушки! Я призываю вас стать в ряды тружеников угольного фронта, смелее осваивать профессии горняков»
С седьмого класса школьников отправляли на шахты и заводы, а тех, кто оставался за партой, учили на гранотометчиков и танкистов. Документы о том, как жили карагандинские дети в годы войны, собрали сотрудники областного архива в новом сборнике, который был презентован в среду.
В книгу вошли документы наркомата просвещения об эвакуации и размещении детей в детских домах области, партийные распоряжения о перестройке работы комсомольских и пионерских организаций на военный лад, отчеты прокуратуры о создании приемников-распределителей для беспризорников.
Также приведены газетные публикации. Например, критическая заметка «Социалистической Караганды» . Осенью 1944 года издание ругало председателей колхозов, которые не спешили организовывать места, где мамы могли бы оставлять своих малышей: «Многие руководители еще не поняли той большой роли, какую играют ясли в жизни колхозов, освобождая сотни женщин для работы в поле. Женщины сейчас – решающая сила в сельском хозяйстве. В 1943 году только в одном небольшом колхозе «Трудовик» Тельманского района, матери, дети которых посещали детские ясли, выработали свыше 1100 трудодней, а по всему району 137 трудодней».
С пяти-шести лет дети начинали помогать родителям, их брали на производство и в поле. Школьников вывозили на сбор шиповника и грибов. Дети постарше ходили на железную дорогу собирать кусочки угля, выпавшего из проехавших составов.
Работать начинали с 12 лет. Детей забирали со школ по разнарядке. Тот, кто мечтал о высшем образовании, обращался в ГорОНО. Но к этим просьбам не прислушивались. Для Победы требовался, в том числе, и детский труд.
В военные годы даже изменилась форма статистических бланков. В отчетах о количестве трудящихся появилась графа, в которой фиксировались работники, не достигшие 14 лет. В Карагандинской области на первое января 1945 года только на предприятиях угольной промышленности работало 140 детей до 14 лет, 650 подростков до 16 лет. На металлургическом производстве было задействовано 200 детей до 15 лет.
Рабочих рук не хватало. Школьники готовились встать за станки и спуститься в забой. В 1942 году старшеклассница из школы №18 М. Сидельникова написала в газету статью под названием «Буду работать на шахте»:
«Товарищи девушки! Я призываю вас стать в ряды тружеников угольного фронта, смелее осваивать профессии горняков. Поступайте в горные институты и техникумы, в учебные комбинаты. Заменяйте на производстве ушедших на фронт мужей и братьев. Осваивайте мужские профессии!»
Вместе со сборником «Дети тыла» вышла «Книга памяти» — с фамилиями карагандинцев, не вернувшихся с войны. Это уже второе подобное издание, предпринятое карагандинскими архивистами. Первое было еще в девяностые годы прошлого века. Тогда вышло три тома, в которые вошли 18 тысяч фамилий. На этот раз «Книга памяти» включает в себя 1148 фамилий, там размещены фотографии и биографические справки.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66867 материалов.
Посетители оставили 247334 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Так было вгоды воины
Но сейчас многие дети вынуждены бросать школы или в место летнего одыха на каникулах работать
Сейчас провительство боится озвучить сколь детей до 12 лет не посящают школу потому что вынуждены работать
Провительство боится провести обследование всех детей школьного возраста с опросом почему они не посящают школу
А причина низкий социальный статус родителей
А кода в школе что то натворит ребенок полицейского или бизнесмена виноватым остается ребенок рабочего завода или дворника
По этому сейчас многие дети поятся ходить в школу
Еще одна проблема сейча
vas
01 мая, 2015 в 12:35
Сейчас в школах нет професиональных педагогов
Перво клашек родители котрорых много работают мало зарабатывают
И не могут сами подготовить к школе и не могут на нять репетиторов
С первого класса признают умствено отсталыми и принудительно отпровляют в интернат отказываяются принимать ребенка в обычную среднию школу обьясняя
Если вы не можите удилять внимание на ребенка то и мы не обязаны его отстованием от школьной прогрымы портить себе статистику
vas
01 мая, 2015 в 13:22
Когда я учился в школе учитель давала задание успевающим заниматься с отстающими е если у отстающего оценки улутшаются то тому кто ему помогал ставились пятерки
Учитель обязан в классе создовать дружественную рабочию атмасферу
А не так двоишник в интернат В детях надо как раньше воспитывать чувства патриотизма и отведствености
Сейчас учителя ученикам говорят он получает пятерки потому что умныи и его родители нанимают репетиторов
А ты получаешь двойки потому что дурак и родители не нанимают репетиторов
А в советское время учителя укоряли если один учится на пятерки а другой на двойки
Учительница проводила разяснительные беседы обьясняла что есть люди которым надо просто по лучьше обьяснять что нет дураков есть плохие учителя и плохих учителей выгоняют из школы если в ее классе есть двоишники
Таким образом она обьясняла нам что от наших знаний зависит судьба не только нас но и всего человечества
Мы сами сторались учиться так чтоб нашу учительницу не уволили
И в нашей школе реально наказывали учителей если в классе были отстающие
А учеников которые хорошо учились поощеряли зо помощь учителям в работе с отстающими учениками по школьной програме
vas
01 мая, 2015 в 13:37
Индивиадулизм порождает тягу к соперничеству
Соперничество ребенку наносит психологическую травму
Потому что в соревнованиях должен быть победитель
Ребенок не способныи побиждать теряет в себе увереность
И ежегодная сдача эгзаменов травмирует детей
Я считаю подтверждение успиваемость должно быть по тякушим оценкам
Не какой экзамен или ЭНТ не покажет уровень знаний ученика и качество работы учителя
Все экзамены надо отменить чтоб не травмировать детей
vas
01 мая, 2015 в 13:48
«Ежегодная сдача экзаменов» травмировала тебя больше всех,наверное это было давно,но травмирован ты до сих пор,и вряд ли тебе доктор поможет,здесь нужен Айболит,который животных лечит.(Без смеха,эти пачки блювантийных комментариев надоели наверное уже всем)
139
03 мая, 2015 в 19:16
139
03 мая, 2015 в 19:16
Если ты хоть что то в жизни добивался(лась) твой пол по нику 139 не определить надеюсь ты не относишься к бесполому роду
Ты бы знал(а)о) какого ты рода наверное и сам(о) не знаешь по этому подписался(ась)ось) 139
Так Вот многие люди экзамены сдавали а не разводили
Вот если ты хоть раз попыталось сдать а не развести экзамен за папины или мамины деньги ты бы знало как это влияет на психологическое здоровье человека
Человек закончивший школу не может обсалютно знать все что проходили по школьной программе
vas
04 мая, 2015 в 16:45
Каждый ребенок должен иметь право на получение Высшего Оброзования не по результатам ЭНТ а по знаниям
Если ребенок учится на одни пятерки в школе после 5класса то ВУЗЕ должен учиться за счет государства без вступительного экзаменв
После окончания школы
Экзамены вступительные должны здавать только те кого по нескальким премэдметам оценки ниже пятерки
Это повысет контроль с стороны родителей за качеством преподовательского состава в школах
Сейчас получил ребенок двойку не страшно исправит
А надо чтоб плохая оценка влияла на поступление по гранту в ВУЗ
Поступление в Вуз должно быть по такому принципу
С 5 -го класса до выпускного по всем предметам 5-ки учеба в ВУЗЕ полностью за счет государства
Одна оценка ниже пятерки оплата учебы в ВУЗЕ 50%
За каждую оценку в школе ниже 5 -ки
+10% к оплате за учебу в ВУЗЕ
Казахстану нужны специалисты а не люди с дипломами
vas
01 мая, 2015 в 14:02
У тя в 30-ом лифт упал. А ты тут 3,14аришся.
Да уш!!!
01 мая, 2015 в 21:53
Дауш!!!
01 мая, 2015 в 21:53
Про лифт НВ ники написали оперативно и подробно
Дабавить нечего
И он не упал а резко остановился
Это заводской брак обслуживающая компания не виновата
И тем боле в этом нет вены адменистрации больницы
Постродавшим оказана помощь у них сейчас нет притензий к адменистрации больницы
vas
02 мая, 2015 в 19:14
Дауш!!!
01 мая, 2015 в 21:53
То что это заводской брак говорит спонтаная сработка уловителей
Которые срабатывают когда уменьшается натяжка тросов
А этот не электронное устроиство а мехоническое
Которое не имеет подвижных механизмов в процессе эксплутации а значит не могло выйти из строя из за износаса
Срок эксплутации лифта говорит о том что при мантаже небыло нарушений
Вина обслуживающей компании будет доказуема только в том случае если с лифтом проводились работы не больше недели назад
И именно с этими узлами об этом должны быть документальные подтверждения
Если крайний раз обсуживщая компания проводила работы с дифтом больше мясяца то вины нет
vas
02 мая, 2015 в 19:27