«Ему дали лом и предложили работать за кусок хлеба»
Она верила, что общается чуть ли не с небожителями. Боготворила все, что с ними связано. И страстно желала стать такой же прославленной. Но не успела — умерла совсем молодой. А ее наставник, известный на всю Европу художник, унаследовавший большое состояние, закончил свои дни в захудалом сельском медпункте под Карагандой – в голоде и нищете. Историю об этих двух выдающихся личностях рассказывают сегодня в областном музее изобразительного искусства. Туда из Германии привезли уникальные гравюры и картины Генриха Фогелера, Паулы Модерзон-Бекер и других лидеров знаменитой творческой коммуны, существовавшей в конце позапрошлого века в местечке Ворпсведе.
О Пауле Модерзон-Бекер мало кто в шахтерской столице слышал. А вот памятник ее учителю Генриху Фогелеру уже много лет стоит в нашем городе возле немецкого культурного центра. Оба они – люди, которые бросили вызов обществу и чьи мечты были разбиты. Однако работы художников, которые выставлены сегодня в музее, были созданы еще в те времена, когда будущее еще казалось прекрасным.
В те счастливые времена в Нижней Саксонии художники организовали колонию Ворпсведе. Германские города быстро разрастались. И пейзажисты стали перебираться поближе к природе – где работать удобнее и жить значительно дешевле. Паула была тогда экзальтированной двадцатилетней девушкой. Она впервые приехала в то место, которое называла «страной чудес». На самом деле увиденные ею скромные «красоты» ничем не отличались от других таких же топей, лесов и каналов, нередких на севере Германии. Однако Паула приходила в восторг от коричневых болот, называя их «изысканными».
— Природа Ворпсведе непритязательна, — рассказывает Александр Гехт, заведующий научным отделом. — Но она считала, что там живут боги. А боги – это художники, основатели колонии: Фриц Макензен, Отто Модерзон, Генрих Фогелер, Ганс ам Энде и Фриц Овербек (все они представлены сегодня на нашей выставке). Паула Бекер увидела, как они работают на огородах, разбивают сады. То есть это были люди, которые считали, что в жизни главное не деньги, а творчество. В их картинах были не социальные сюжеты, а идиллия, крестьянская жизнь: о том, как сельчане пасут птицу и ощипывают гусей. Паула с детства мечтала связать жизнь с искусством. Она услышала, что в Ворпсведе есть
колония свободных художников. А поскольку в те времена женщин в академию художеств не принимали, она брала частные уроки у мастеров. На выставке можно увидеть ее ранние наброски. Вопреки советам своей семьи, прочившей ее в гувернантки, Паула поселилась в Ворпсведе. И вышла замуж за Отто Модерзона. Но вскоре медовый месяц закончился. Она была очень романтической натурой. И, поскольку ей не хватало времени на домашние дела, с мужем возникали трения. Он, как и его друзья-художники, считал, что она слишком увлекается изобразительным искусством. Потому что это не женское дело. Однако Паула настойчиво продолжала учиться. Она не сомневалась, что станет великой художницей. В какой-то момент ей стало тесно в Ворпсведе. Она трижды выезжала в Париж, хотела подать на развод. Но потом забеременела и умерла после родов в возрасте 31 года. Паула Модерзон-Бекер прославилась тем, что стала первой женщиной-художницей, поломав стереотипы о том, что изобразительное искусство – чисто мужское занятие.
— Как Паула была связана с Генрихом Фогелером?
— Когда она познакомилась с Генрихом Фогелером, он начал учить ее гравюре – очень сложной технологии, связанной с травлением кислотой, к которой слабый пол до Паулы не допускали. Но она успешно осваивала эту технику. На колоннах у нас висят некоторые офорты Паулы Модерзоне.
— На представленных гравюрах мы видим тайнственные сюжеты: будто какие-то сны, легенды, сказки. Известно, однако, что Генрих Фогелер был убежденным коммунистом.
— Прежде всего он был ярчайшим представителем югендстиля, иначе говоря, модерна. У него много растительных орнаментов. Он воспевал любовь к природе. Вообще, все художники коммуны провозглашали своим лозунгом единение с природой и с простыми людьми. Они не любили богатых. То есть уже тогда где-то в их идеях просматривались зачатки социалистического мировоззрения. Генрих Фогелер среди них был единственным очень богатым человеком. Ему досталось большое наследство от отца, который торговал металлом. Отец, конечно, мечтал, что Генрих продолжит семейный бизнес. Но когда он повез сына на курорт в Баден-Баден и увидел, как тот рисует, все понял и смирился с тем, что сын не пойдет по его стопам. Отец довольно рано умер. Генриху досталось приличное состояние. На свои деньги он купил большое поместье в Ворпсведе, назвал его «Березовая роща». Деньги Фогелера шли на жизнь колонии. Я не скажу, что он всех там содержал. Другие тоже имели какие-то средства, потому что они продавали свои работы, в конце концов. Но Фогелер был единственным среди них состоятельным человеком.
Он мог себе позволить путешествовать. Ездил на Цейлон и в Англию. Художники в Ворпсведе менялись, туда приезжала поэты (например, знаменитый Рильке), писатели, композиторы. К сожалению, длилось это недолго. Коммуна просуществовала около десяти лет. И возникли какие-то творческие разногласия. В 1900 году эта коммуна в том составе, в котором она создавалась, распалась. Но Фогелер продолжал жить в своем доме в Ворпсведе. А позже заразился социалистическими идеями. Участвовал в первой мировой войне, добровольцем ушел на фронт. Но когда увидел весь страх этой войны, всю грязь, стал пацифистом. Он считал, что все люди в мире одинаковые, все должны быть счастливы и воевать нельзя. После того как был подписан Брестско-литовский мир, в результате которого Россия лишилась больших территорий, Фогелер отправил кайзеру Вильгельму II письмо (озаглавленное «Сказка о любимом Боге», — авт.) о том, что мирный договор нужно пересмотреть. Кайзер сильно удивился и подумал, что Фогелер психически больной. Какое-то время художника лечили в клинике как сумасшедшего. Только благодаря влиятельным друзьям он вышел оттуда.
— Но это испытание не помешало его увлечению социалистической утопией.
— Не помешало. Первый удар он получил еще до того — от своей жены Марты Шрёдер, которая ушла от него к молодому студенту и забрала с собой детей. Одинокий Генрих Фогелер ударился в идеи русской революции. А после первой мировой войны он все свое поместье в Ворпсведе разрисовал коммунистическими символами. И для некоторых это стало подтверждением того, что художник все-таки не в своем уме. Фогелер же стал ездить в Советский Союз, где начали реализовываться грандиозные планы первых пятилеток. Сначала как гость. Его приглашало советское правительство, понимая, что знаменитый художник может послужить коммунистической пропаганде. И Сталин даже предоставил ему временную квартиру в Кремле. Ему дали возможность посещать всесоюзные стройки. Романтический югендстиль остался в прошлом. Фогелер понял, что в Советском Союзе романтики нет, нужно строить социализм. Он писал так называемые комплексные картины. То есть приезжал на лесоповал и делал, проще говоря, коллажи: здесь лесорубы, там – пилильщики досок. Абсолютно неромантическая тема, зато везде счастливые лица: потому что не существовало богатых и бедных, все были равны и так далее. Потом, когда Гитлер пришел к власти, Фогелер окончательно переехал в Советский Союз. Ему дали квартиру в доме на набережной, где жили наркомы, композиторы, великие писатели.
— А закончилось все в богом забытой деревушке в Казахстане.
— Когда появилась угроза второй мировой войны, Фогелер начал активно заниматься антифашисткой пропагандой. Он писал листовки, обращался по радио к немцам, чтобы они остановили фашизм. А во время войны эти его выступления транслировались над окопами фашистов. Но когда был издан указ Сталина о депортации немцев, для Фогелера исключения не сделали. Интересно, что вторая жена Генриха в то время работала в красной армии в особом отделе. И его сын тоже служил в красной армии. Но они ничем не могли помочь. Художнику тогда уже было 69 лет. Представьте, когда его сюда привезли, он очень долго пешком шел до села Хорошевское. Село Хорошевское было в то время бедное, к тому же случился неурожай. Местные сами голодали. Художнику дали лом и предложили работать за кусок хлеба на строительстве плотины. Но он уже не мог заниматься физическим трудом. Генрих Фогелер рисовал для местных жителей портреты. Вскоре он был госпитализирован в сельскую больницу и через несколько дней умер. Такая печальная история. Романтик, который строил иллюзии относительно коммунизма и от него же и пострадал.
— Когда Караганда открыла творчество Генриха Фогелера?
— В восьмидесятых годах. Благодаря его сыну Яну, убежденному коммунисту, профессору МГУ. Он приехал и сказал, что где-то здесь похоронен его отец. Карагандинцы нашли захоронение художника и установили первый крест. Буквально недавно там поставили памятник.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Хорошая статья об интересном и талантливом человеке. А вот заголовочек о превратностях судьбы, так и намекает на то что » от судьбы и тюрьмы не зарекайся» и «богатые тоже плачут».
Война шла жестокая, не делались тогда исключения, не было VIP персон тогда. Знаменитая Русланова тоже сидела в Карлаге. И от истощения тогда умирали не только узники, но и вольняшки — весь народ недоедал. И работали все от мала до велика, не считаясь со временем и выходными, возрастом и здоровьем. Печальная история, не случись этой войны жил бы себе и дальше этот романтик в плену своих коммунистических иллюзий, обласканный режимом. Немецкий романтик хоть умер на больничной койке, по человечески, а сколько наших талантов безвестно сгинуло по таёжным делянкам, по своим и по немецким концлагерям?
.
04 июня, 2016 в 13:08
Нормально закончились в 69 лет. Заголовок статьи намекает на то, что автор собирается жить вечно. Хорошо закончились мечты талантливого человека.
животное
05 июня, 2016 в 02:52
А где же легенда о том, что местное население кого-то там принимало, помогало, не давало умереть с голоду?
ссвсвс
05 июня, 2016 в 08:38
Я чувствую сарказм? Вы считаете, что истории о том, что казахи делились последним, чтобы помочь депортированным легенда/миф? Не жила в те времена, не знаю и родные с репрессированными не сталкивались, но ехала лет 15 назад с кореянкой старенькой в поезде, которая рассказала, что их семье не дала пропасть от голода и холода беднейшая, многодетная казахская семья. Я слышала это с первых уст. Но конечно не все такими были, к одних и на себя то не хватало, другие жадничали, но доброта и гостеприимство национальная черта казахов, так же как кумовство и любовь к хвастовству. Человек был пожилой, умер… в старости.
Асем
06 июня, 2016 в 09:15
А окажись Генрих Фогелер в наше время в современной Караганде? Что на него слава и заказы так и обрушились бы? Перебивался бы где нибудь дворником и если бы не умер от истощения, то и не шибко бы поправился.
Ильдар Репкин
05 июня, 2016 в 09:17