Стоит ли отдавать свое чадо в новомодные кружки и секции
В последнее время стало безумно модным водить ребенка на десяток кружков и секций, хвастаясь перед подружками новыми достижениями своих чад. А предприимчивые педагоги и находчивые бизнесмены только рады стараться — вот вам и методика Монтессори, и бейби-йога, и ментальная арифметика… Да только нужно ли все это детям?
Безусловно, каждый родитель в глубине души уверен, что его ребенок не такой, как все: он и красивее, и умнее, и талантливее прочих. Порой эта уверенность подстегивает мам и пап отдавать огромные деньги за обещания сделать из ребенка гения.
Сейчас у многих на слуху школы ментальной арифметики. В Караганде их сегодня уже около десятка. Мода на этот вид детского досуга пошла после того, как шестилетний мальчик из Казахстана снялся в передаче Андрея Малахова, где продемонстрировал поразительное умение складывать и вычитать в уме огромные числа. И действительно, ментальная арифметика дает такие возможности. За относительно недолгий срок в год-полтора ребенок научится оперировать в уме четырех- и пятизначными цифрами.
Таких результатов достигают при помощи счет — абакуса. Создатели методики уверяют, что подобный счет заставляет работать оба полушария мозга, развивает мелкую моторику и память. В карагандинских школах к этому прибавляют усидчивость и появление небывалого интереса к учебе. Ну и бонус — пройдя курс ментальной арифметики, ваше чадо «подтянется» не только по математике, но и по остальным предметам.
Однако, несмотря на видимые результаты, у этой методики немало противников, в том числе и среди родителей, чьи дети пытались заниматься ментальной арифметикой. По большому счету критика сводится к тому, что привычка считать на скорость, не вычисляя и не фиксируя промежуточные результаты, а сразу выдавать ответ, ведет к тому, что ребенок зачастую просто не понимает самой сути и принципов решения некоторых математических задач и уравнений.
«Задания по ментальной арифметике сын делал молниеносно, перебирал абакус, карандашом писал ответы в тетради. Началось все потом — наш первоклассник перестал понимать суть заданной, написанной, прочтенной в учебнике задачи по математике. Читает и не понимает, как в голове сложить текст и как произвести правильное решение — что надо делать: отнимать, прибавлять, умножать или делить. Не находит решения поставленной задачи, не рассуждает, отсутствует логика, отсутствует мышление, внимание и понимание. Наняли репетитора по математике, она сказала — полный «отстой» в голове у малыша, это мы виноваты, взрослые», — пишет одна из мам в обсуждении темы ментальной арифметики.
Справедливости ради стоит отметить, что количество восторженных отзывов все же больше, чем негативных. Еще бы: не часто встретишь шестилетнего ребенка, способного в уме сложить то, что мы, взрослые, затрудняемся посчитать без помощи калькулятора.
«Успехи реально есть, мне самой даже не верится. Дети складывают и вычитают двух-, трехзначные цифры в уме, да еще и быстро. К примеру, 56-23+48+29+103-9= и сразу дают ответ. Я бы без калькулятора не справилась. У старшего сына большие успехи в школе. Думаю, по этой причине он быстрее стал соображать, по математике сильно подтянулся, в данный момент даже лучший в классе. Недавно по математике была олимпиада, он занял 2-е место среди вторых классов, допустил одну ошибку, и то это даже не ошибка, а сделал каракулю, и ему снизили балл. Вот о младшем такого не скажу, списываю на возраст, усидчивости пока нет, внимание рассеянное, но тоже результаты неплохие — такие же числа складывает, но иногда допускает ошибки», — делится еще одна мамочка, чьи дети занимаются ментальной арифметикой.
Цены на занятия ментальной арифметикой в Караганде варьируются от 15 до 18 тысяч тенге в месяц, и это с одним уроком в неделю. Учитывая такие расценки, вполне можно предположить, что создателям подобных школ просто невыгодно рассказывать и показывать минусы инновационной методики, зато, расхваливая сильные ее стороны, они могут зарабатывать все больше и больше.
Вопрос, который рано или поздно начинает волновать умы практически всех родителей, — в какую секцию отдать ребенка? Решать за него, понятное дело, не хочется, а разглядеть скрытые таланты в 4-6 лет можно далеко не у всякого сорванца. Помочь с решением этой задачи предлагают наука дерматоглифика и новомодное тестирование по отпечаткам пальцев. Пока аппарат для такого анализа в Караганде всего один, и реклама его активно «крутится» в городских автобусах. В ней говорится, что, пройдя тестирование, вы с вероятностью 99,9 процента узнаете, к чему склонен ваш ребенок. Вам расскажут, каких болезней ему стоит опасаться и в какой сфере деятельности его ждет успех. Согласитесь, отличный вариант. Скажут, что он талантливый музыкант, — вот тебе рояль; сообщат о том, что он способный боксер, — держи, малыш, перчатки. К тому же стоит услуга совсем недорого — от тысячи тенге до двух тысяч. Все данные якобы подтверждены научно и базируются на дипломной работе некоего россиянина. Он провел исследование, протестировав 4000 человек, и выяснил, что по папиллярному узору вполне можно делать выводы об их взаимосвязи с характером и потенциалом человека.
Первое, что ставит под сомнение методику, — ничтожно малая, по научным меркам, выборка тестируемых. Второе — слишком уж явное сходство с хиромантией.
Однако ответить на это в Караганде не смогли. Аппарат для тестирования, расположенный в торговом центре «Проспект», мирно покрывается пылью в отсутствие человека, который бы проводил анализ, а номер мобильного, указанный в рекламных листовках, на протяжении недели был отключен.
Поэтому за разъяснениями пришлось лезть во Всемирную путину. И вот через несколько запросов обнаружилась статья, согласно которой подобное тестирование очень возмутило специалистов из комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, что создана Президиумом РАН. Как оказалось, такой же анализ активно рекламировали жителям доброй половины городов России, включая Москву и Санкт-Петербург.
«В начале XXI века публике предложен новый способ гадания — тесты по отпечаткам пальцев, — говорится в документе за подписью академика РАН Евгения Александрова, который возглавляет нынешний состав комиссии. — От традиционной хиромантии, гадания по кожному рельефу ладоней он отличается лишь внешним наукообразием, призванным завоевать доверие клиентов. Научных подтверждений тому, что по отпечаткам пальцев можно определить предрасположенность человека к распространенным заболеваниям, его способности, особенности его личности или дать какие-либо рекомендации по выбору видов спорта, профессии или партнеров, не существует».
Отсюда можно сделать вывод, что новая услуга, которую предлагают в нашем городе, хороша лишь в качестве развлечения. Однако попытка обмануть доверчивых горожан как-то отбивает желание развлекаться подобным образом.
Любому адекватному человеку совершенно понятно, что любые занятия, от пения до той же самой ментальной арифметики, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. И далеко не всегда положительных сторон больше. Порой грамотные маркетологи пускают нам пыль в глаза, научив наших детей, к примеру, моментально запоминать стихи, но не объяснив, что при этом хорошо бы понять смысл произведения.
Время от времени критика подобных новшеств всплывает в СМИ и в Сети, но родители по-прежнему гонятся за модой и стремятся воспитать в своем ребенке если не гения, то хотя бы круглого отличника и одаренного спортсмена.
Почему же так происходит? Психологи сходятся во мнении, что зачастую мамы и папы, готовые сутками возить свое чадо по кружкам и секциям и читающие ему Ницше вместо сказки на ночь, стремятся удовлетворить свои собственные нереализованные амбиции. Но это не делает их плохими людьми или жестокими родителями. Так уж мы устроены. Оценивать ситуацию «через себя» для многих единственный способ вообще как-то ее оценить.
Один из самых простых и доступных способов справиться со своим желанием вырастить не просто человека, а музыканта, художника или физика-теоретика — это быть честным с самим собой.
Для этого можно попробовать вспомнить свое детство и свои наивные мечты. Вы хотели быть балериной, но не сложилось? Или мечтали бороздить космические дали, но в итоге зарабатываете на хлеб частным извозом? Безусловно, это немного грустно, но подумайте: разве ваш ребенок в силах это исправить?
Кроме того, психологи в один голос заявляют, что чрезмерная загруженность ребенка может привести к невротическим расстройствам или же поспособствует приобретению соматического заболевания. Очень важно понять, что задача любого родителя — прежде всего вырастить счастливого ребенка. И если прямо сейчас его счастье заключается в простой игре в прятки, то почему бы и нет?
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63833 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Мне кажется, всё это от глупости родителей. Очевидно, что гениев производит только наследственность и жизненные обстоятельства, а никакие не кружки. С первым у матери, как правило, и так всё ясно — если она знает, в чём талантлива она сама, и в чём талантлив отец, а не завела от него ребёнка потому, что отец просто красиво болтался на турнике во дворе. Очевидно, что в семье спортсменов вряд ли родится великий математик, а в семье математиков вряд ли родится великий спортсмен. О втором, если речь идёт о ребёнке, говорить пока рано. Да и надо ли, учитывая, что все гении, ставшие таковыми в результате жизненных обстоятельств — люди, как правило, несчастные. Тут уже надо выбирать — счастье или гениальность.. Корень проблемы, мне кажется, в том, что мамочки нового поколения (20-30 лет), читающие всяких Сола Моновых, как правило сами не знают, а в чём же они талантливы. Да, они на продажах (как учит Сола Монова) не зациклены — хотя, по-моему, обычная профессия, не хуже и не лучше других. Но они и на науке не зациклены. На искусстве не зациклены. На бизнесе не зациклены. То есть вообще ни на чём не зациклены. То есть они нули, дилетанты, бездарности — стараясь быть не зацикленными, ничего полезного или значимого они не делают лучше всех. И, понимая это, пытаются сделать из ребёнка гения вопреки логике и законам реальности по описанным здесь «чудесным» методикам..
По существу же вопроса. От того, что ребёнок научится быстро считать в уме — хуже ему не будет. Лучше что-то уметь, чем этого не уметь. Но и каких-то чудес от этого, имхо, ждать тоже не стоит. В частности то, что ребёнок станет гением — нет, он просто научится быстро считать в уме. Как считать, что считать, и в какой момент — его там вряд ли научат. Нужность данного знания в век, когда всё считают компьютеры, вызывает сомнения. Но всё равно — лучше уметь, чем не уметь. Хотя, если думать, в какой кружок отдать — был бы предпочтительней кружок, где дети решают некие задачи от начала до конца, и получают значимый результат — типа моделирования, программирования, и т.п. По поводу же диагностики по отпечаткам пальцев — хиромантия, бред полный. Как я говорил выше, талантливые родители и так знают, в чём талантлив их ребёнок — в том же, что и они. Таким не нужна никакая диагностика. То есть, это — занятие для бездельников..
Александр
22 января, 2017 в 19:11
Ну, наверное нужно начать с того, что стоит прислушаться к самому ребёнку, почувствовать его интересы и влечения. Не стоит следовать стереотипам, что еврейский мальчик должен уметь играть на скрипке и т.д. Дайте ребёнку максимум из того что сами знаете и развивайте то, чем он более всего заинтересовался.
Мамашки читающие Солу, у них и мышление новомодное. Они и деток называют то Диана, то Эвелина и плевать что отчество Андреевна и что Фамилия ну самая что ни на есть простецкая. (Фемистоклюс вспомнился!) Они и детей не в привычный кружок отдадут, а на какой нибудь супер модный, чтобы понтануться в разговоре с подружбайками.
один из массы
22 января, 2017 в 22:08
Фемистоклюс мне, кстати, вспоминается уже давно) И, кстати, не только это. Если вспомнить Манилова, то можно найти много общего..
Александр
22 января, 2017 в 22:57
А вокруг меня целая куча знакомых с детьми, которые которые мечутся по всяким таким вот «развивашкам». А я чувствовала себя какой-то неправильной мамашей, потому что мы никуда не ходим — я сама с ними занимаюсь -рисуем, считаем, гуляем много. Спасибо за статью, повысили мою самоценку
Холодная
23 января, 2017 в 11:15
И за коментарии спасибо)
Холодная
23 января, 2017 в 11:16
Прочла сначала статью и офигела- чей заказ? Потом коментарии и вторично потеряла дар речи.
У меня трое. 20,5… 19.. 12… Соответственно это и школы и садики и огромный круг общения. Так вот- чем бы дитя не тешилось, лиж бы своих не делало! И хотя очень часто, создается впечатление, что наше государство заинтересованно в тюрьмах и приютах больше чем в развитии собственного народа я все же верю в разум депутатов… Но это так лирика, а теперь практика- у математиков вполне может родиться музыкант, у художников поэт. И так далее. И пусть лучше ребенок будет по максимуму загружен всякой*ненужной*хренью, чем слоняется без дела по дворам. Дети, которые чем то заняты они другие! Их в 11 интересует что то конкретнное и им не до игр-папа-мама и прочей групповой бездеятельной ерунды. Эти дети более организованы и ответственны. И даже если бунтуют в переходном возрасте с ними легче, ибо ты не один, есть тренера и команда единомышлеников. Любой кружок, секция это контроль времяпровождения ребенка. Физическое и интелектуальное развитие еще никого не сделало деградатом. Да, бывают срывы, спортсмены ломаются художники спиваются., но разве нет срывов у простых детей? Кому их взрослых в жизни пригодились тангенсы? (уроки с ребенком 8-11)класса делать не в счет. Само делание уроков в этом возрасте с иодителем уже вызывает шок. Моя старшая успевала все сделать на перемене с 5го класса, так как в день две тренировки! Учится на гранте. Средняя.. Я вообще незнаю делала ли она их, она не помнит. Две тренировки. Но тоже грант! Сколько слез было, нежелания и бунта, но прошло два года после школы и мне сказали *спасибо* за настойчивость и терпение. Простая встреча с бывшими одноклассниками по простой школе, а не спортинтернат, где они учились. Просто встреча с бывшими до 5го класса подружками и друзьями расставила все по своим местам. :-«Мамочка, спасибо за всё! Мы были не правы, прости» …
А ваши дети, сказали вам спасибо?
Нина
23 января, 2017 в 12:08
Сначала родители таскают своих детишек по разным развивающим новомодным кружкам, а потом возмущаются задачам о траектории движения в учебниках по естествознанию и изучению скелета человека в начальной школе. Если родителя пугают такие задачи, то ему самому место в какой-нибудь развивашке.
Учеба — дело нужное, но дошколятам нужнее родительское внимание. Дети отлично развиваются, причем бесплатно, измеряя вместе с родителями сугробы вокруг дома и подсчитывая собственные следы.
Думаю можно проследить некую закономерность, чем тупее (и ленивее) родители, тем большее количество кружков посещают их дети. Только вот, ты хоть в Гарвард отдавай ребенка, но если у него наследственное отсутствие работающего мозга, то всё бесполезно.
Фуагра
23 января, 2017 в 12:16
Ой. ну тогда я сейчас буду, как здесь выразились, понтоваться. Мой ребенок в этом году идет в первый класс. Дома я с ним сейчас занимаюсь чтением, чистописанием, математикой, логикой, знакомством с окружающим миром. Вожу на танцы и в творческую мастерскую,потому что этому я сама научить не могу. Планирую еще отвести на ушу.И кто тут тупой и ленивый? Так что не говорите за всех.
Анастасия
24 января, 2017 в 10:00