Вылетающие из-под колес камни разбивали лобовые стекла и фары, оставляли сколы на дверцах. А все из-за того, что во время первого снегопада подрядчики, оказывающие Караганде услуги по уборке автомобильных дорог, засыпали проезжую часть некачественной песко-соляной смесью. После чего водители засыпали акимат и полицию жалобами.
Первой реакцией дорожников стало отрицание очевидного. Заместитель руководителя подрядной организации Саулет Абильжанов не постеснялся заявить на камеру, что к зиме они в этом году подготовились, сертификаты все имеются, балласт мелкой фракции и «таких больших камней нет». Его линия защиты еще больше разозлила карагандинцев. Люди стали поднимать с дорог камни величиной с пол-ладони и фотографировать. Фото безобразия они размещали в социальных сетях, именуя его «булыжниками». Владельцы побитых авто заявили, что будут обращаться в суд. Их намерение поддержал аким города.
«На дорогах есть камеры фиксации, — сказал Ермагамбет Булекпаев. — Найдем, когда и где произошло, и будем через суд наказывать их».
В свою очередь департамент полиции Карагандинской области, обязанность которого контролировать состояние дорожного полотна, отчитался, что подрядчик, не справившийся со своей работой, наказан. За невыполнение требований по содержанию дорог руководитель ТОО «ТазалыкЭксперт» был оштрафован на 15 МРП, то есть на 47 тысяч тенге.
Однако ни пополнение госказны штрафами, ни частные судебные разбирательства не являются теми мерами, которые могут быстро избавить дороги от щебня. Опасаясь, что машины будут всю зиму подвергаться «обстрелу» камнями, карагандинцы даже стали предлагать вовсе отказаться от посыпки дорог. Но тут под давлением акимата подрядчик вынужден был приобрести «грохот» — машину с вибрационными ситами для разделения сыпучего материала по размерам кусков.
— Факт попадания в автомобили камней из пескоразбрасывателя имел место, — сказал «Новому Вестнику» заместитель акима Караганды Мейрам Кожухов. — Я предполагаю, что был некачественный материал. Может быть, новая разработка карьера была. Может, где-то еще какие-то нюансы. Но на сегодняшний день подрядчиком «ТазалыкЭксперт» закуплена специальная дробильно-сортировочная установка, которая не допускает попадания камней большой фракции — более одного сантиметра в диаметре. Она их отсеивает. Сейчас вся масса заготовленной балластно-песковой смеси проходит через эту сортировочную установку. Дали команду в ближайшее время весь полугодовой запас смеси, которая есть у подрядчика, прогнать через установку. Помимо этого, сейчас при загрузке смеси в кузов ставят дополнительные сетки малого пропускного диаметра, чтобы не пропускать эти камни. Теперь что касается вопроса, нужно ли вообще сыпать. Здесь мы не будем изобретать велосипед. Если единичный факт повреждения авто случился, это не говорит о том, что мы теперь весь город должны оставить в гололедице. Потому что количество транспорта, который ходит по городу, огромное. За счет большого потока у нас днем температура на дорогах поднимается. И к ночи мы получаем накат: дорога может превратиться в сплошной каток. Посыпая песко-соляной смесью, мы тем самым не даем образовываться ледяной корке. Без посыпки мы сразу получим всплеск ДТП, это неправильное решение. Конечно, материальный ущерб есть: где-то стекло разбито, на бампере скол, но цена человеческой жизни намного выше, чем любой бампер и лобовое стекло, вместе взятые. От смеси мы никуда не уйдем. Она работает за счет того, что машины колесами ее двигают. И через четыре-пять часов после посыпки проходят трактора, сметают на обочину эту уже поработавшую смесь. Это обязательное условие. Потому что если вовремя песко-соляную смесь не смести, она превращается в шишки — такие же, как на старых стиральных досках. Мы шишек не допускаем. Серая масса лаповым погрузчиком собирается и вывозится. В итоге мы с вами практически всегда имеем черное асфальтное покрытие. За счет этого дорожно-транспортных происшествий меньше. И наши нерадивые водители, которые ездят, кто на летней резине, кто на совсем плохой резине, не совершают аварии. Песок дает лучшее сцепление с дорогой. Реагент лед растапливает, собирает в комочки. День-два, и мы опять будем иметь черную дорогу в городе. Эта технология не нами изобретена и не нам ее ломать.
— Почему нельзя отказаться от песка вовсе? Возможно ли посыпать дороги чистым реагентом?
— Конечно, есть различного рода реагенты, которые сыплются без песка. Но они очень дорогостоящие. Такое даже столица себе не везде позволяет. Условно: на тонну балласта мы засыпаем 300 килограммов соли. Получается 1300 килограммов готовой смеси. А если мы будем сыпать тот же объем чистым реагентом, будет удорожание до пяти раз. Это затратно и не настолько целесообразно, как может представляться. Гораздо целесообразнее сейчас организовать полный контроль за тем, чтобы камень не попадал на дороги. К тому же не стоит забывать, что любая химия вредна. Она разрушает структуру дороги, тротуарную плитку, бордюры, также она попадает на землю, что приносит ущерб окружающей среде. Общеизвестно, что использование стопроцентной химии в больших городах, таких как Петербург и Москва, приводит к тому, что там машины ускоренными темпами снизу гниют. Дырявые днища, дырявые крылья и двери — привычная картина в столицах. Песко-соляную смесь использовали, когда я еще ребенком был. Замену ей люди придумали, но она приносит больше вреда, чем пользы. Отмечу, что сейчас мы полностью справляемся с дорогами. Акимом города дано поручение, и оно исполняется.
Всего на сайте опубликовано 66437 материалов.
Посетители оставили 247297 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.