Фекальные стоки, собираемые со всего города, поднялись на поверхность и бегут теперь по Букпе. Еще в начале февраля главный канализационный коллектор забился, обрушившись где-то в районе Панель-центра. Но до сих пор ТОО «Караганды Су» не может найти точное место обрушения. А на носу снеготаяние. Зная, что главный коллектор принимает в себя паводковые воды, хотя и не рассчитан на это, карагандинцы начинают понимать, что со дня на день юго-западную часть города может накрыть канализационный коллапс. Пора объявлять ЧС. Однако коммунальщики по непонятным причинам предпочитают замалчивать проблему. В ситуацию вмешался общественный совет области.
22 февраля председатель комиссии по ЖКХ и экологии Руслан Никонович пригласил на откровенный разговор старейшего сотрудника ТОО «Караганды Су» Николая Сеньковского и ветерана-водника Бахыт Контарбекову.
Фекальная волна
Николай Петрович, с жаром тыча в карту ручкой, объяснил, что аварийный десятый коллектор, который тянется из Майкудука, через Юго-Восток и вдоль Федоровского водохранилища – это основной канализационный хребет города. По нему уже полвека перекачивают 70 процентов всех стоков города. Он уже износился, прогнил и разрушается. Ему уже ничем не поможешь. По мнению коммунальщика, давно следует принять кардинальное решение: построить новый коллектор – но не через Юго-Восток, а в обход жилых домов – за Кунгеем.
— К сожалению, 10-й коллектор оказался в центре селитебной застройки, под улицами и площадями, а часть его лежит на пляже Федоровского водохранилища и под дачами! – восклицал Николай Сеньковский. — В любое время может случиться ЧП! И дойдет до серьезного противостояния. Я работал в «Водоканал-строй». В 1985м году мы эту проблему уже понимали: тогда начали строительство новой насосной станции КНС-7/2. Потому что существующая седьмая насосная станция – это бомба хуже, чем на Украине. Она расположена в центре малоэтажной жилой застройки микрорайона Заводской в низине – в самой низкой отметке. И если что-то случается, все будет затоплено. А если прорыв произойдет ночью, будут человеческие жертвы. Вы не успеете ничего сделать, потому что будет идти двухметровая, ростом с человека волна, которая сшибет все на своем пути. Чтобы этого избежать, мы начали строить. Главное было сделать насосную, а потом обвод, чтобы заходить на станцию аэрации с другой стороны. Но тут случилась долбанная перестройка – и планы не реализовались.
Обшивка не помогла
Общественник поначалу отнеслись к объяснениям критически. Давно известно, что канализационные сети Караганды находятся в аварийном состоянии. И ни для кого не секрет, что в 2016-м году компания «Караганды Су» получила кредит в 4,8 миллиардов тенге по программе «Нұрлы жол». На эти деньги восстанавливали тот самый канализационный коллектор №10. Но в чем заключалось восстановление? Его обшивали изнутри полиэтиленом!
— Глубина залегания коллектора — до восьми с половиной метра, — продолжил Николай Сеньковский. — Он идет под площадями, улицами, жилыми домами. Не раскопаешь! Поэтому и решили применить листы ПНД – полиэтилена низкого давления толщиной 10 мм. Где-то обшивали в два листа. Мы еще тогда говорили: нет, давайте лучше сносить какие-то здания, прокладывать железобетонные конструкции. Но нас не слушали.
Скорее всего используемый для санации полиэтилен и стал причиной нынешней аварии. Коммунальщики уверены, что паводки, в которых тонул Юго-Восток прошлой весной, послужили спусковым крючком, разрушив внутреннюю десятимиллиметровую обшивку. Похоже, что плохо припаянные листы под напором талых вод оторвались еще год назад, а теперь сбились в пробку. Однако подрядчики, проводившие пять лет назад санацию, отказываются переделывать свою работу. Говорят, что если бы по канализационному коллектору, как и положено, текли только жидкие человеческие испражнения, обшивка бы не испортилась. Но на крупный твердый мусор она не рассчитана. Николай Петрович рассказал общественному совету, что в по канализацию сегодня что только не сплавляют: недавно при расчистке из коллектора из него извлекли телевизор!
— Поток, обладающий гигантской кинетической энергией, врывался во все колодцы, — описывал наводнение прошлого года Николай Сеньковский. — Все разрушалось. Ветки, палки превращались в снаряды. При такой энергии удар простой палочки разрушает не только бетон, металл! Что и произошло!
Город не защищен
Представитель ТОО «Караганды Су» втолковывал общественникам, что проблема гораздо шире, чем аварийный десятый коллектор. Говорил, что город обязан иметь отдельную ливневую канализацию.
Ветеран водного хозяйства, инженер-гидротехник Бахыт Контарбекова полностью подтвердила позицию Николая Сеньковского: «Караганды Су» не должен заниматься ливневками. Бахыт Жумашевна рассказала, что еще десять лет назад, когда она работала в управлении природопользования, ей удалось выбить из республиканского бюджета деньги на несколько природоохранных мероприятий. В том числе на инженерную защиту Караганды от паводковых и грунтовых вод. Все уже было готово: разработали технико-экономическое обоснование, финансирование распределили по годам. Но потом местная политическая ситуация изменилась, и планы забросили в долгий ящик. С тех пор ТЭО пылится где-то в чиновничьих кабинетах.
Бахыт Жумашевна считает, что нужно немедленно реанимировать планы по строительству ливневой канализации. Причем этим должен заниматься областной акимат, в чьем ведении находятся вопросы экологии, но никак не ТОО «Караганда Су», отвечающий за канализацию.
Другое дело – способы реконструкции прогнившего десятого коллектора. Инженер-гидротехник раскритиковала решение использовать полиэтиленовые листы. Нельзя было обшивать то, что разрушалось. Следовало сразу решать проблему кардинально – строить новый коллектор на месте старого. Причем не в одну линию, как сейчас, а в две, как того требуют строительные нормы и правила – чтобы на случай аварии имелся резервный трубопровод, который в случае аварии предотвратил бы сброс фекальных вод в реку.
— Ладно питьевая вода! – возмущалась Бахыт Жумашевна. – Закрыл кран — и нет проблем. А канализацию мы перекрыть не можем. На нас все пойдет! Какое глупое решение – обшивка! Следствие должно разобраться с этим делом! Коллектор должен существовать на старом месте, мы должны привести его в порядок. Потому что даже если построить новый коллектор, он со всем объемом не справится.
Телефонное право
Специалисты настаивают на том, что дальнейшее промедление смерти подобно. Проблем накопилось много, и они все сразу требуют безотлагательных решений. Нужно и ливневку срочно построить, и новый канализационный коллектор, и еще выполнить реконструкцию старой железобетонной трубы. Только в этом случае беду можно будет отвести.
Тем более, что Караганда расширяется. В ближайшем будущем у нас будет город-миллионник. Здесь поселятся еще 500 тысяч жителей. И каким образом все они будут справлять нужду, если не будет канализации? Вопрос о том, что в городе давно нет технической возможности для подключения новостроек к существующим сетям, общественный совет поднимает не первый раз. Руслан Никонович удивился тому, что само ТОО «Караганда Су», достоверно зная о нехватке мощностей, выдает разрешение на подключение новых домов к канализации. Причем выдает не всем, а выборочно. Почему так происходит? Ничего не ответил на этот вопрос Николай Сеньковский, только с досадой всплеснул руками и отвернулся.
— Звонок аксакалов все решает! – прокомментировал член общественного совета Марат Тусупов.
— О канализации не думают вообще! Главное получить деньги, продать любыми путями! — проговорил Николай Сеньковский. — А надо заниматься основой, коммуникациями!
«Иначе будет трагедия»
Прямо сейчас сточные воды сбрасываются открытым способом по руслу Букпы. По отрезку напротив городского пляжа текут нечистоты, но, благодаря сооруженной на прошлой неделе перемычке, в Сокур они уже не попадают. Одновременно коммунальщики чистят колодцы. 15 из них уже опорожнили. Осталось еще столько же. Подрядчик — ТОО «СанМир Астана» — за приемлемую цену согласился залезть внутрь коллектора. На восемь метров уже продвинулся. Но затор пока не нашел. Работа у него опасная.
— Вчера у нас разорвало заглушку полутораметровую. Если бы в коллекторе были люди, они бы погибли. Потому что из трубы не выскочишь, — пояснил Сеньковский. — Мы перекачиваем по байпасным линиям. Это непростая штука. Точно сказать сроки завершения можно будет, когда они туда дальше залезут. Во что бы то ни стало, до паводков обязательно нужно сделать. Иначе будет трагедия.
Пока сточные воды отравляют только Букпу, прибрежные земли и подземные воды. Но когда начнется снеготаяние, нечистоты поднимутся к Юго-Востоку: фекальной грязью зальет и новую мечеть, и дома, и КарГУ. Вся надежда на расторопность подрядчиков. Если успеют – считай, что городу повезло.
А иначе беды не миновать. Коммунальщики пока стараются проблему замалчивать, поскольку для ее решения требуются десятки, если не сотни миллиардов тенге. И если завтра им придется заявить о ЧС, в первую очередь всех собак будут вешать именно на них. Почему так долго молчали? Почему довели до крайности? Зачем морочили голову и транжирили деньги на бесполезную обшивку?
Как бы сейчас ни оправдывался монополист, вывод будет один: полумеры опасны. В самое ближайшее время общественный совет намерен провести встречу с акимами города и области. Строительство коллектора и ливневки – огромные деньги. Потянет ли такие колоссальные суммы регион самостоятельно, потратив те сборы, которые платят крупные промышленные предприятия за выбросы в окружающую среду? Или придется просить помощи у правительства? Вопросы будут решаться в авральном режиме.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65652 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Дохозяйнувались…
Цветочек Аленькай
23 февраля, 2023 в 20:24
Все понимают, что будет беда. Но с согласия властей продолжается строительство жилья на Юго-Восток, а Караганды Су выдает технические условия на ВиК понимая что сети, построенные при СССР уже отработали все сроки. И что теперь делать? Вопрос у всех на устах. Миллиардов нет, деньги виноваты (((.
Абеке
24 февраля, 2023 в 16:59