Конфеты «Мишка косолапый», «Мишка на севере» и «Красная шапочка» могут встать казахстанским кондитерам поперек горла. С удовольствием их будут есть только на алматинской кондитерской фабрике «Рахат». Дело в том, что алматинцы ухитрились зарегистрировать названия этих популярных конфет в «Казпатенте» и получили на них исключительные права. И теперь пытаются всем остальным кондитерским фабрикам Казахстана выпуск «Мишек» запретить.
Помимо «Мишек» и «Красной шапочки» «Рахат» прибрал к рукам еще два десятка всем известных наименований: «Буревестник», «Ласточка», «Премьера», «Тузик» и так далее. Последствия подобной «приватизации» представить нетрудно. Кондитерские фабрики Караганды, Актобе и Костаная потеряют огромный кусок конфетного рынка и понесут колоссальные убытки. А алматинцы, став монополистами, могут беспрепятственно диктовать свою цену на популярные сладости…
— Только по одному нашему предприятию ущерб составит более 500 миллионов тенге в год, — подсчитывает генеральный директор ОАО «Конфеты Караганды» Виталий Пахненко. — Объем производства придется сократить на 40 процентов. По меньшей мере 180 человек потеряют работу. А бюджет Карагандинской области не дополучит 110 миллионов тенге налогов. Разве это правильно?
Новый фантик для старой «Шапочки»
Алматинские кондитеры утверждают, будто ничего страшного не произошло.
— Есть закон о товарных знаках, который предусматривает регистрацию торговых марок, — сообщили «Новому Вестнику» в юридической службе ОАО «Рахат». — Сейчас названия «Мишка косолапый», «Мишка на севере», «Красная шапочка» регистрируют в Белоруссии, в России и в других странах. Ждать пока к нам приедет чужой дядя, оформит «Мишку» на себя и мы вообще не сможем изготавливать конфеты под этими наименованиями, нет смысла. Наши карагандинские коллеги устраивают ажиотаж на пустом месте. Пусть изготавливают те же самые изделия, но под другим названием. Трудностей здесь никаких, просто надо рекламировать свой товар. Если люди их продукцию берут, то будут брать и в новой обертке…
«Мишка» как брэнд
— К сожалению, на самом деле не все так уж и просто, — возражает начальник юридической службы акционерного общества Конфеты Караганды» Лариса Константиниди. — Дело в том, что АО «Рахат», получив свидетельства о регистрации товарных знаков на наиболее «узнаваемые» наименования конфет, фактически не только зарегистрировало свое исключительное право пользоваться данными наименованиями, но и лишило другие кондитерские фабрики возможности пользоваться рецептурами этих лакомств. Если я изготовлю конфету на основании унифицированной именной рецептуры «Красная шапочка» и попытаюсь назвать ее «Девочка и волк», то Госстандарт просто не выдаст мне сертификат соответствия. И потом, почему мы должны отказаться от названий, которые хорошо знакомы потребителю? Давайте обратимся к истории вопроса. «Красную Шапочку» как и «Мишку косолапого» выпускали все кондитерские фабрики Советского Союза с 1939 года. Первыми были российские кондитеры. А в Казахстане жизнь этих конфет началась именно с нашего предприятия, созданного в 1943-м году. То, что сегодня казахстанского «Мишку косолапого» и «Красную шапочку», знает вся Республика и зарубежье — прежде всего наша заслуга. Это мы, Карагандинская орденоносная кондитерская фабрика раскрутили «Мишку» как брэнд. Также как, например, казахстанскую карамель сделали популярной кондитеры Костанайской фабрики «БаянСлу». Из казахстанских кондитерских фабрик «Рахат» наиболее молодая и только начинает приобретать популярность на внутреннем рынке. Но, по неясным причинам, исключительное право выпуска конфет, популярность которым десятилетиями нарабатывали и продолжают нарабатывать кондитеры Караганды и других кондитерских фабрик Казахстана, отдано АО «Рахат». Претендовать на то, что не тобой создано и не тобой «раскручено»- по меньшей мере недобросовестно. Именно поэтому наша фабрика никогда не делала попытки присвоить право, принадлежащее всем фабрикам Казахстана в равной степени. Возмущает позиция, занятая по этому вопросу «Казпатентом». Ведь это государственная организация, и вопрос о правах на классические унифицированные наименования (и классические рецептуры) конфет должен был решаться на государственном уровне. Во-первых, по меньшей мере все казахстанские кондитеры должны были сесть за стол переговоров. В России сделали примерно так — собрали производителей и поделили между ними права пользования прежними «советскими» рецептурами. Во-вторых, согласно казахстанскому закону о товарных знаках, права на «Мишек» и «Красных шапочек» вообще регистрировать нельзя. Ведь товарный знак — это обозначение, служащее для отличия товаров одних юридических лиц от однородных товаров других предприятий. Названия, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида и ставшие общеизвестными регистрации не подлежат. Потребитель различает алматинские и карагандинские конфеты «Красная шапочка» не по наименованию, а по «картинке» на этикетке и имени производителя. И, естественно, по качеству и вкусу, которому он в конце концов и отдаст предпочтение.
Лучше хором
Карагандинские, актюбинские и костанайские кондитеры не стали сидеть сложа руки, ностальгируя о добрых советских временах когда все было общее, а объединились и обратились в Правительство республики и в Генеральную прокуратуру. Прокуратура, проанализировав сложившуюся ситуацию, дала однозначный ответ: товарные знаки, зарегистрированные ОАО «Рахат», действительно относятся к общеизвестным.
— Таким образом, ОАО «Рахат» были зарегистрированы в качестве товарных знаков общеизвестные товарные знаки не подлежащие регистрации, — отписал кондитерам Премьер-министр Казахстана. И предложил отечественным производителям, пострадавшим от «приватизации» конфет, обратиться в апелляционный совет комитета по правам интеллектуальной собственности и опротестовать незаконную регистрацию.
— Мы сразу же написали жалобу, но, как выяснилось, апелляционное разбирательство — процесс очень длительный, — рассказывает Лариса Константиниди. — Лишь на днях, наконец-то, состоялось первое заседание. На нем выступил представитель «Рахата». Он сразу же принялся расхваливать продукцию своей фирмы и хаять нашу. Не выдержав, я встала и предложила: «Если вы так ставите вопрос, то давайте я съезжу в Караганду, привезу все наши медали за качество и мы на весах взвесим у кого их больше». «Рахатовцы» растерялись и замолчали. Тогда члены апелляционного совета, посовещавшись, отложили рассмотрение дела на неопределенное время. Им, якобы, требуются доказательства того, что карагандинская кондитерская фабрика существует более шестидесяти лет и уже в те, в незапамятные времена, производила «Мишек» и «Шапочку».
«Если понадобится, до международного суда дойдем!»
-Создается впечатление, что патентное бюро играет на стороне «Рахата», — говорит генеральный директор АО «Конфеты Караганды» Виталий Пахненко. — Иначе вся эта история с регистрацией просто не имеет смысла. Чиновники ссылаются на то, что не зарегистрируй они «Мишек» алматинской кондитерской фабрике, это сделала бы Россия и тогда могли пострадать все казахстанские производители. Но их версия не выдерживает критики. Россия не является серьезным соперником для наших кондитеров. Мы конкурируем только между собой. И эта акция направлена не против России, а против Караганды, Актобе и Костаная. Думаю, будет чудо, если в итоге апелляционный совет все-таки вынесет решение в нашу пользу. Впрочем, мы в любом случае не сдадимся, и будем отстаивать свои права на «Мишку» и в Верховном суде, а если понадобится, то и до международного суда дойдем!
Ставить точку на этом месте пока еще рано. Конфетный скандал только разгорается. «Новый Вестник» намерен следить за дальнейшим развитием событий, так что не пропустите.
Всего на сайте опубликовано 66290 материалов.
Посетители оставили 247281 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.