Наконец к составлению вопросов для единого национального тестирования привлекли тех, кто лучше всего разбирается в школьных дисциплинах. То есть практикующих учителей. Команда карагандинских преподавателей впервые приняла участие в подготовке базы данных ЕНТ. За десять дней наши учителя составили несколько сотен вопросов. При этом дали расписку, пообещав ни под каким видом не рассказывать о содержании заданий.
— В республике знают, что педагогический состав у нас творческий и активный, к нашему профессиональному уровню относятся с уважением, — хвалит карагандинских учителей директор Центра развития образования Раиса Гейнц.
Раиса Петровна подчеркивает, что при составлении вопросов, которые позже пополнили базу данных национального центра тестирования, преподаватели подходили крайне тщательно.
— Чтобы была корректность формулировки, чтобы ребенок мог правильно ответить и не растеряться. Ведь даже один балл может решить судьбу ученика. Педагоги-практики об этом знают. Они постарались подойти к работе максимально объективно.
«НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ, МАЛОЗНАЧИМЫЕ ФАКТЫ»
— Раньше вообще непонятно было, кто готовил эти вопросы. Авторы учебников были известны, а составители тестов — нет, — рассуждает учитель истории гимназии №38 Олег Баланецкий. Олег Федорович входил в группу, составлявшую вопросы по истории Казахстана. – Когда поработать над этим предложили нам, практикам, мы, с одной стороны, обрадовались. Мы ведь сталкиваемся с этими учебниками, готовим детей к тестированию. А с другой стороны, если бы наши учебники были нормальными, то и вопросы можно было бы нормальные подбирать. Получается, что учебники нового поколения хуже старых. У меня даже сложилось мнение, что нужно или отменять на время тестирование по истории Казахстана, или тщательнее составлять вопросы. А что мы имеем в учебниках? Процентов 20-30 удобоваримой информации, остальное – несущественные, малозначимые факты. Ведешь урок в шестом классе и думаешь: вот возьмет кто-нибудь, и лет через пять вынесет эту ересь на ЕНТ. В книгах обилие дат, имен. Не выделяется, что существенно, а что второстепенно.
За десять дней Олег Баланецкий и трое его коллег составили 400 вопросов, посвященных средневековью. Остальные исторические периоды достались учителям других регионов.
— Мне за свои вопросы не стыдно, — говорит Олег Федорович. – Среди них есть и сложные, и легкие. Это тот минимум, который, по моему мнению, должен знать нормальный образованный человек.
— Вопрос о том, как зовут лошадь Аблай-хана, тоже будет?
— Нет. Вопроса о лошади лично я не встречал в тестах никогда. И вообще, по-моему, это байка. Другое дело, если это вуз в каком-то регионе в свое время включал этот вопрос в задания.
— Какие ошибки чаще всего встречались в тестах?
— Опечатки при написании имен. Некорректные формулировки: двусмысленные вопросы, на которые можно дать два ответа. Например: «Как называли саков в персидских источниках и как — в иранских?». Но ведь Персия и Иран – это одно и то же! Сейчас таких вопросов с каждым годом становится меньше.
— У вас наверняка есть методика, по которой вы готовите учеников к ЕНТ?
— На мой взгляд, надо уже начиная с 5 класса понемножку готовить детей к ЕНТ. Нужно напоминать им: вот эти записи не теряйте, это будет через шесть лет на тестировании. В 11 классе мы повторяем пройденное. В сентябре – материал пятого класса, в октябре – шестого и так далее. Разумеется, берем не весь учебник, а выбираем вопросы, которые наверняка встретятся на ЕНТ. Ежегодно вопросы тестирования повторяются на 90 процентов. Многое зависит и от учителя. Он должен понять, что детям надо учить, а что нет.
— Разумеется, должна быть и психологическая подготовка, — продолжает учитель. — Ведь можно все выучить, накануне отвечать на все 30 вопросов, а прийти на экзамен и растеряться. Был несколько лет назад один случай. Тогда еще не было ЕНТ, абитуриенты при поступлении в вузы сдавали тесты. Одна девушка, которой я помогал готовиться, переволновалась и накануне экзамена наглоталась успокоительных таблеток. И, уже отвечая на вопросы, около часа или полутора не могла даже разобрать текст. Перед глазами все «плыло».
«САМА РЕШАЛА ИХ ДО НОЧИ»
О том, насколько пагубным может оказаться волнение, рассказывает и учитель математики Аклима Капбасова.
— В прошлом году, помню, несколько ребят получили «двойку». Они настолько разволновались, что просто забыли заполнить лист ответов. Хотя в черновиках решение заданий было.
Сама Аклима Капбасовна вместе с коллегами работала над составлением вопросов по математике. Кроме того, она – эксперт национального центра тестирования. Несколько раз была членом апелляционных комиссий, куда уже после проведения ЕНТ приходят с претензиями недовольные абитуриенты.
— Помню, как ученик смог отстоять свою правоту. В одном из заданий была опечатка: за скобкой не был проставлен знак квадрата. Из-за этого математический смысл потерялся. Ученик доказал это и апелляционная комиссия добавила ему один балл.
Претензий к вопросам ЕНТ у самой Аклимы Капбасовны за эти годы накопилось достаточно. Например, она обратила внимание, что в последнее время тесты на казахском языке почему-то сложнее тех, что изложены на русском, хотя должны быть идентичными. В эпоху внедрения единого национального тестирования педагог постоянно сталкивалась с заданиями, решить которые было под силу разве что выпускнику математического класса.
— Это и решение иррациональных уравнений, и решений уравнений с модулями. В обычных школах такое если и проходят, то вскользь. Встречались задания, которые вообще выходили за рамки школьной программы. Помню, как сама одну задачу решала до часу ночи. Решение искала во всех сборниках. А сейчас тесты ведут к тому, чтобы задания нельзя было решить простой подстановкой готовых вариантов ответов. Сейчас подбираются задания, которые невозможно решить, если предварительно не выполнить какое-либо действие: например, найти сумму или произведение корней. А если не решишь эту задачу, то правильный ответ «методом тыка» не угадаешь. Но в последнее время я, когда готовлю учеников, вижу, как растет их уровень.
Кстати По сложившейся практике, уровень сложности вопросов ЕНТ обязательно «привязан» к успехам (или неудачам) прошлогоднего тестирования. Если учащиеся показали низкие результаты, то на следующий год стоит ждать «облегченных» заданий. А если школьники добились значительных успехов (как, например, в прошлом году), следует ждать более сложных вопросов. |
Советы психолога КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ * Для того, чтобы сосредоточиться, перестать беспокоиться о чем-либо и настроить себя на нужную волну, необходимо научиться правильно дышать. Сядьте на стул, выпрямите спину, расслабленные руки положите на колени ладонями вверх, голову держите прямо. Перед выполнением упражнения сделайте полный и глубокий выдох. Затем плавный медленный вдох через нос (4 – 6 секунд), задержите дыхание на вдохе (2 – 3 секунды), теперь плавный медленный выдох через нос (4 – 6 секунд). Повторяйте упражнение через каждые 2 – 3 секунды. Продолжительность выполнения упражнений – 4 – 5 минут. Выполняя их регулярно, вы научитесь управлять своим эмоциональным и физическим состоянием. * Тренировка памяти и внимания тоже очень важна. Упражнения эти несложные, не займут много времени и не потребуют посторонней помощи. 1.Читая текст (1 страница), попробуйте сосчитать количество предложений в нем. Проверьте себя. 2.Подсчитайте во время чтения все глаголы. Проверьте себя. 3.Прочитайте 15 – 20 предложений. Перескажите текст, запишите свой рассказ на диктофон. Прослушайте его. Еще раз прочитайте и перескажите. Если с третьего раза пересказ будет максимально близок к тексту, значит, у вас неплохая зрительная и смысловая память. 4.Во время чтения текста подсчитайте, сколько в нем существительных и глаголов. Проверьте себя. А теперь несколько слов о зубрежке. Психологи доказали, что зубрежка – не такой уж плохой способ выучить материал, особенно если пользоваться следующей схемой: — повторите фразу, которую надо запомнить, про себя; — подождите секунду и повторите ее снова; — подождите еще 2 секунды и опять повторите фразу; — через 4 секунды повторите еще раз; — через 10 минут повторите фразу снова; — через 2 – 3 часа еще раз повторите ее (для перевода в долговременную память). Теперь можете не сомневаться: вы будете помнить вызубренный материал даже через год. * Перед вами экзаменационные задания. Во рту пересохло от волнения, и вы не помните ни единого слова? Перестаньте паниковать. Сделайте несколько упражнений на ритмическое дыхание. Двух минут буде достаточно. Вот вы успокоились и вспомнили все, что надо. * Важен правильный настрой. Следует повторять себе «я все знаю, все вспомню». Думать об этом надо спокойно, страстное желание хорошо сдать тестирование может породить тревогу и ненужное волнение. * За неделю до ЕНТ абитуриенту нужно создать комфортные психологические условия в семье. Требования родителей: «Ты должен поступить туда-то и туда-то!», «Ты обязан сдать экзамены только на одни «пятерки!» — это прямой путь к неврозам, а то и нервным срывам. Поэтому лучшее, что можно сказать своему ребенку: «Мы в тебя верим, но если не получится, повторишь попытку позднее». * За двое-трое суток до ЕНТ абитуриенту нужно строго соблюдать режим. Если абитуриент не будет высыпаться, это повлечет цепную реакцию: тело слабеет – ум притупляется – а там и до нервного срыва недалеко. В последний день перед тестированием лучше вообще ничего не учить. Потому что в этом случае абитуриент во время ЕНТ может зациклиться только на знаниях, изученных за последние сутки. * И, наконец, во время ЕНТ рекомендуется сначала ответить на легкие вопросы и только затем переходить к более сложным. Это называется «методом тройного прочтения». Выпускник открывает задание и начинает отвечать на вопросы по тому предмету, который он знает лучше всего. Читает первый раз, отвечает, не задерживаясь над теми заданиями, которые кажутся сложными. Так три раза. С каждым прочтением память все больше активизируется и выдает новые знания, количество правильных ответов растет. (По информации сайта http://rus.goruo.kostanay.kz, www.ng.kz, www.liter.kz) |
Только цифры 14703 школьника в этом году примут участие в едином национальном тестировании. Это 93 процента от общего количества выпускников. 59,72 – таким в прошлом году был средний балл по области. 61,75 – таким, как ожидают, он будет этим летом (цифра была получена в ходе пробного тестирования). 110 баллов – автоматически получат участники международных олимпиад по общеобразовательным предметам текущего года. Которые, как известно, освобождаются от сдачи ЕНТ. Правда, «олимпийцы», изъявившие желание, все же могут попытать свои силы и сдать тестирование. Но в таком случае, в сертификат пойдут баллы, заработанные во время ЕНТ. |
Вспомнить все КОМУ ЭТО НАДО? ЕНТ – дело добровольное, рассчитанное на выпускников школ. Учащиеся, рассчитывающие в этом году поступить в вуз или колледжи, призеры республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам, претенденты на знак «Алтын белгi», аттестаты особого образца должны пройти единое национальное тестирование в обязательном порядке. Ну а тем, кто по той или иной причине не будет участвовать в ЕНТ, придется сдавать экзамены по старинке – это государственный язык в школах с русским языком обучения (устно), русский язык в школах с казахским языком обучения (устно), родной язык и литература (сочинение, а для вечерних школ — диктант), алгебра и начала анализа (письменно), история Казахстана (устно), предмет на выбор (устно). |
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.