Как понравиться работодателю? Что сказать ему на собеседовании, чтобы занять желаемую вакансию? Учить людей отвечать на подобные вопросы все чаще приходится психологам телефона доверия «Сенiм».
Психологическую телефонную службу создали для того, чтобы спасать отчаявшихся от депрессии. Профессиональные собеседники выводят из подавленного состояния тех, кто сам уже не видит выхода и, кажется, безнадежно страдает из-за несчастной любви, болезни, интриг за спиной… Да мало ли из-за каких неприятностей можно еще страдать.
В последнее же время в «Сенiм» все чаще стали звонить с одной и той же проблемой. Нетрудно догадаться, что это люди, которых достал пресловутый кризис и которых из-за него уволили. Сейчас уже треть всех стрессовых ситуаций, что обсуждаются по карагандинскому телефону доверия, касается безуспешных попыток устроиться на работу.
Психологи не только убеждают в том, что жизнь прекрасна, но и помогают составить грамотное резюме, учат, как вести себя на собеседовании.
— Раньше увольнение не воспринималось как неразрешимая ситуация, — говорит психолог службы «Сенiм» Виталий. — И здесь не последнюю роль играет нагнетание проблемы в средствах массовой информации, не в обиду вам будет сказано. Но это констатация факта. Это программа, которая закладывается в человека, и он уже иначе воспринимает ситуацию. Раньше, уволившись, человек считал, что работы вокруг много, что он сможет устроиться на другое место. Теперь он думает прежде всего о том, что везде сокращения.
— Вы в самом деле можете помочь?
— Если человек реально оценивает свои возможности, но при этом потерял жизненный ориентир, тогда мы можем назначить очную консультацию. И уже не просто утешить человека, а направить его в определенное русло. Помочь правильно составить резюме. Подготовить к тому, какие вопросы задает работодатель. Потому что многие не умеют вести себя на собеседовании.
КАВЕРЗНЫЕ ВОПРОСЫ
«Каковы ваши личные и профессиональные планы на ближайшие пять лет?» — «Хотелось бы, конечно, выйти замуж за олигарха и забить на такую ерунду, как работа. Но олигархов мало, а таких умных, как я, — навалом. Потому думаю, что пока поработаю у вас, если возьмете. А потом решу, что делать дальше» — «Что, по-вашему, требуется от человека на том месте, на которое вы претендуете?» — «Конечно, честность. И умение вовремя сказать начальству: «Да, конечно, Петр Петрович, я с вами полностью согласна! Вы такой умный!».
Такой диалог ради смеха поместил «честный соискатель» на одном из интернет-форумов, где общаются пользователи, пытающиеся избавиться от статуса безработного.
Но, разумеется, на реальном собеседовании не стоит быть настолько откровенным и свою язвительность лучше спрятать подальше.
Как учат психологи, к интервью с потенциальным работодателем не стоит относиться легкомысленно, к шагу, который может перевернуть всю вашу жизнь, следует тщательно готовиться.
ПРОДУМАЙТЕ СВОЙ КОСТЮМ
— Во-первых, очень важен сбор информации о компании, куда вы собираетесь устроиться, — говорит Виталий. — Ее можно узнать из объявлений, из статей в газетах, из телепередач, от друзей и знакомых. Нужно выяснить, какой начальник, что за коллектив. Отсюда мы уже сделаем какие-то выводы о том, как себя вести, во что одеться. Ваш внешний вид очень важен. Помню, как набирали людей в один очень серьезный ресторан в нашем городе. И девушкам было предложено одеться как официанткам — предполагалась белая блузка и темная юбка. Но те поняли это по-своему. В итоге или юбка была задрана высоко или декольте слишком глубокое на цветной кофточке. Пришла лишь одна девушка, одетая так, как требовалось: в аккуратной юбке чуть выше колен, в белой блузке и не с распущенными, а с убранными волосами. В первый же день ее усадили за барную стойку, сфотографировали на рекламу ресторана и взяли на работу. Хотя ее рост был всего 160 сантиметров. В то время как туда требовались девушки не ниже 170. То есть человек смог себя преподнести.
ГОВОРИТЕ УВЕРЕННО И РАЗВЕРНУТО
— Человек, который устраивается на работу, должен быть уверен в себе. Поэтому важно заранее продумать ответы на возможные вопросы. К примеру, работодатель интересуется: «Как вы видите свой первый рабочий день в нашей компании?» Что отвечать? В зависимости от рода деятельности компании мы можем это продумать. Но существуют и общие рекомендации. Неплохо, если соискатель ответит пространно и длинно, примерно так: «Извините, я думаю, что одного дня мне будет мало, чтобы я смог плодотворно работать. Мне нужно будет очень серьезно ознакомиться с вашей продукцией». То есть тем самым мы показываем работодателю, что серьезно настроены на перспективу. Бывает, работодатель уходит в дебри своих размышлений. Вспоминает, допустим: «А у меня такой специалист хороший работал». Поддержите его, скажите: «Очень обидно, что вы расстались, я бы многому мог у него научиться».
ГОВОРИТЕ О СВОИХ УСПЕХАХ
— Работодатели любят спрашивать: «Какие ваши достижения?» Часто сталкиваешься с хорошими специалистами, которых подобный вопрос ставит в тупик. Допустим, женщина 25 лет проработала экономистом, но фирма лопнула. И теперь она не может устроиться из-за своего возраста, она устала получать отказы. Но в какое время она работала? Она попала как раз в тот период, когда у нас процветали рэкет и взятки. Какие отношения царили тогда в компаниях? Я сам работал в одной такой фирме, где шеф разговаривал с подчиненными страшным громовым голосом, образно говоря, пинал людей. Отношение тогда было бросовое к людям. Можно представить, какой стереотип сложился у этой женщины в отношении руководителя. Она боится не так сказать, не то сделать. Таким людям требуется помощь. Человека нужно учить обстоятельно рассказывать о своих профессиональных навыках и заслугах.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТИКЕ
— Отвечая на вопрос: сколько вы хотите зарабатывать, люди часто допускают стандартную ошибку. Они называют конкретную цифру. Но, по идее, есть штатное расписание, и больше указанной там суммы вам платить все равно никто не будет. На самом деле, задавая этот вопрос, работодатель просто хочет выяснить, насколько человек себя оценивает. Оптимальный ответ может быть такой: «На последнем месте работы я зарабатывал 120 тысяч. Я думаю, что с этой заработной платой я мог бы стартовать и в вашей компании». Второй вариант звучит так: «Есть штатное расписание. И меня интересует сейчас сам факт устройства на работу». В некоторых случаях работодатель не говорит, сколько вы будете получать. И вы вынуждены сами задать этот вопрос. Приведите его в такую форму, чтобы он звучал корректно. Потому что фраза типа «Сколько я буду получать?» вряд ли работодателю понравится. Лучше выразиться иначе: «Извините, можно уточнить, поскольку этот вопрос мы с вами не обсуждали, какой оклад предусмотрен на этой должности?».
Кстати НЕПРИЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ Психологи сходятся во мнении, что лучший союзник успешной беседы в отделе кадров — это спокойствие и уверенность соискателя. Но зачастую наниматель, желая испытать претендента, начинает задавать ему неприличные вопросы. Интересоваться о хронических болезнях, о судимости родственников, о причинах развода и т.д. Описаны случаи, когда некоторые чересчур пытливые менеджеры по персоналу огорошивали соискателя вопросом типа «когда вы последний раз занимались сексом?» Как реагировать на подобные выходки? Профессионалы советуют прежде всего оставаться вежливым. В конце концов, слишком интимную тему вы можете просто отклонить. Чтобы сохранить доброжелательность, можно сформулировать свой отказ примерно так: «Могу я не отвечать на этот вопрос?» или «Давайте вернемся к этому позже». А чтобы создать у работодателя положительное мнение о ваших профессиональных качествах, рекомендуется также задать ему несколько вопросов. Понятно, что это должны быть приятные вопросы: 1. Спросите будущего работодателя: «Как у вас относятся к «профобразованию» и повышению квалификации?» Каждый работодатель ценит в сотруднике желание к повышению своего профессионального уровня. 2. Выясните, какие задачи и планы будут поставлены перед вами. Одно из важных качеств, которые ищет начальник в сотрудниках, — это умение двигаться к цели. 3. Подарите вашему собеседнику несколько приятных минут: попросите его рассказать о внутренней корпоративной культуре компании. 4. Поинтересуйтесь: «Какие планы у компании в своем рыночном сегменте?» Так вы с первых шагов продемонстрируете интерес к новой работе. |
Телефон доверия «СЕНIМ» работает круглосуточно. Совершенно бесплатно квалифицированные психологи готовы вас выслушать и помочь. Набирайте номер 97-35-51. Анонимность гарантируется.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66271 материалов.
Посетители оставили 247277 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Уважаемая редакция!
Обратите пожалуйста внимание на существующую в Караганде группу мошенников, якобы предлагающих работу.
Они публикуют объявления в газетах Из рук в руки и Газете бесплатных объявлений предлагая административно-кадровую работу.
Они собираются на Бухар-Жырау 49 ( Бизнес центр Валют- транзита офис 318 по будням.
В их анкете которую они требуют заполнить много любопытных пунктов, например предлагаемая к заполнению анкета содержит не только сведения о соискателе, но и имя человека привлекшего его, а также вышестоящего, то есть налицо сетевая пирамида.
Считаем этих граждан мошенниками обманом привлекающих граждан к занятию сетевым маркетингом.
Просим Вас провести журналисткое расследование по данным фактам.
С уважением Ваш постоянный читатель и юрист.
professional-law
27 марта, 2009 в 18:05
раздвигать ноги почаще надо . глядишь и работу дадут
валя
28 марта, 2009 в 00:49
Валя, какой вы ужас пишете…Противно!
Гульдика
30 марта, 2009 в 02:25
Валя, а где раздвигать надо, не подскажете? Ну, чтоб уж наверняка, ну не на главной площади же возле ВОКЗАЛА?!
Просто Я
31 марта, 2009 в 01:35
professional-law
Я с тобой согласно на все 100%
ТТ
31 марта, 2009 в 14:24
Валя, понятно, как вы устроились!
Шокированная
31 марта, 2009 в 14:41