«Chess&Work&Travel» — труд, привезенный из США. Двадцатидвухлетний карагандинец Кирилл Кудеринов отправился за океан, как и многие студенты, посмотреть и заработать. Но по пути шахматисту почти с пятнадцатилетним стажем удалось сыграть в нескольких турнирах. Поэтому в книге — вместе с описаниями природы Америки, самобытности ее жителей — мини-анализ сыгранных партий.
[nggallery id=1044]
ДЕБЮТ
— Дайте мне попробовать, — обратился Кирилл к отцу и его другу, когда они играли в шахматы. Взрослые не приняли просьбу ребенка всерьез: Кириллу было всего пять. О какой логической игре, сочетающей в себе элементы искусства, науки и спорта, могла идти речь. Но мальчик оказался настойчивым, папа начал обучение.
— У нас в семье все играли в шахматы, — говорит Кирилл, родители, мои старшие сестры, родственники. Такая, можно сказать, семейная игра.
Свой первый важный турнир сам Кирилл вспоминает с трудом. И знает о подробностях соревнования только со слов отца.
— В 1995 году в Астане проходил международный рождественский турнир. Были участники из России, Казахстана, Киргизии. Мне было лет восемь.
Первоклассник, отыграв первый тур, попросил отца прокатиться на санях. Поход на снежную горку оказался крайне неудачным — травма руки. Скорая помощь, обезболивающее, гипс и билеты на автобус до Караганды.
— Папа говорит, что когда мы ехали в сторону вокзала, я увидел здание, в котором проходил турнир. И сказал, что хочу выйти, доиграть.
Второй тур как раз только начался, и за доской уже ждал соперник. Партия была выиграна. Кириллу досталось второе место в международном турнире.
В 13 он уже играл за сборную Казахстана. Тогда же начались поездки — Украина, Беларусь, Россия, Узбекистан, Турция, Греция, Испания, Италия, Голландия, Бразилия. Теперь в список увиденных стран добавилась Америка.
РОКИРОВКА
«…Мы прилетели в Арлингтон с обратной стороны Земли, чтобы помогать американским трудящимся полноценно проводить свой досуг…» — говорится в книге Кирилла. Для него работа в Америке началась в кафе самого крупного в стране парка развлечений.
— В парке занято полторы тысячи рабочих, — говорит Кирилл, — это только студенты, приехавшие работать по найму. Из Казахстана там работали человек сорок.
— Было в твоих планах сыграть пару партий? Или ты ехал только работать?
— Нет, я очень хотел сыграть в каком-нибудь турнире. Но когда начал работать, оказалось, что отпроситься у хозяйки кафе почти невозможно. За прогулы сразу увольняли. Но однажды я увидел мужчин, которые прямо за столиком кафе играли в шахматы. Один из них оказался местной знаменитостью, шахматистом, которого никто не мог обыграть.
— Ты не упустил случая предложить ему партию.
— Да. Он не воспринял меня всерьез и согласился сыграть на пять долларов. Я быстро у него выиграл, соперник очень сильно удивился, в кафе поднялся переполох. Тут выяснилось, что наша хозяйка — почитательница шахмат. Так что я смог отлучаться на различные турниры.
— На турнирах с казахстанцами встречался?
— Да, это было очень приятно. Среди игроков были мои хорошие знакомые. В США у меня была возможность встречаться в рядовых турнирах с чемпионами Москвы, Греции, Индии, Венесуэлы, Замбии, Монголии и, как оказалось, даже Казахстана.
— Партии с ними и описаны в книге?
— Да. Я побывал в 37 штатах, было очень много впечатлений, я стал вести дневник. Потом к путевым заметкам добавился анализ сыгранных партий — как надо играть, как не надо. Шахматный материал рассчитан на профессиональных игроков, они смогут разобраться. А художественная часть с описаниями природы, истории Америки и моих приключений может быть интересна даже детям.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Сочинением карагандинца заинтересовались представители телеканала CNN. Возможно, заметки шахматиста будут переведены на английский язык, и американцы смогут взглянуть на себя глазами приезжего.
— Книга — первый писательский опыт в жизни? Или было еще что-то? Школьные сочинения не в счет.
— Первый. Раньше я ничего не писал. Только читал — Гоголя, Пушкина.
— Из современников?
— Только газеты.
— Шахматы, работа, путешествие… Что из перечисленного ближе?
— Шахматы. Это — самое близкое.
Кстати, рецензию на книгу Кирилла написал сэр Найджел Шорт, один из сильнейших шахматистов мира.
— Это известный гроссмейстер, один из ведущих, — говорит Кирилл, — мы с ним познакомились еще в 1998 году на международном шахматном турнире «Туркестан-1500». Мне тогда было всего 11 лет. Более тесно мы начали общаться в 2005 году, во время Всемирной шахматной Олимпиады в Турине. Я сидел с друзьями, подошел он и так просто спросил: можно сесть рядом? Шорт очень забавно рассказал об одном случае. Как он играл в чемпионате мира и выиграл все партии, кроме одной. И вскользь так упоминает, что проиграл одному неизвестному шахматисту. «Как его фамилия?» — хором спросили мы. «Каспаров», — спокойно ответил Шорт.
В том же 1993 году, после чемпионата, Гарри Каспаров и Найджел Шорт организовали Профессиональную шахматную ассоциацию (ПША). И стали проводить собственное первенство мира по шахматам. Но через три года, лишившись спонсоров, ПША свое существование прекратила.
— Часто просматриваешь партии знаменитых игроков?
— Конечно, это помогает совершенствоваться в шахматах. Они ведь не стоят на месте, постоянно развиваются. Нужно искать новые комбинации. Стопроцентно правильный вариант из какой-нибудь старинной книжки на деле может оказаться проигрышным.
— Потом в игре пользуешься только увиденным? Или приходится импровизировать?
— У каждого есть свой стиль, свои дебюты. Бывает так, что хочешь поэкспериментировать. А бывает, придешь, а экспериментирует уже твой соперник. Приходится импровизировать.
— Паника во время игры?
— Бывает, конечно, нервничаю, руки даже трясутся. Но это обычно, когда мало времени остается. Меньше пяти минут — играю плохо. Или партия важная: выиграешь — будешь чемпионом, нет — значит нет. Тут хочешь не хочешь, занервничаешь.
— В повседневной жизни часто в шахматы играешь?
— Нет, неинтересно (смеется). Мне нравится играть с профессионалами, в Казахстане их можно пересчитать по пальцам. В Караганде только один гроссмейстер. С остальными играть неинтересно — всегда обыгрываю. Да и соперникам, думаю, неприятно постоянно проигрывать.
НОТ ЦЕЙТНОТ
Сейчас Кирилл планирует вернуться к учебе. Еще год, и студенту Актюбинского государственного университета вручат диплом экономиста. Если бы не академический отпуск и год жизни в Америке, корочка досталась бы шахматисту раньше. Международный мастер, девятикратный чемпион Казахстана среди юношей и юниоров по классическим шахматам, рапиду и блицу давно научился воспринимать жизнь как шахматную игру. Жертвовать малым, чтобы выиграть большее. Как в сказочном Зазеркалье, видеть в людях шахматные фигуры, где начав путешествие пешкой, можно стать королевой.
— Свое будущее связываешь с финансами?
— Я хотел бы стать экономистом, мне это интересно. Но чтобы быть хорошим экономистом, нужно быть хорошим политологом. Это не я сказал, миллиардер американский.
— И ты мог бы ввязаться в политику?
— В принципе, да. Года два назад я даже баллотировался в депутаты Актюбинского городского маслихата. В будущем меня бы устроила какая-нибудь экономическая политика — министерство экономики или другая финансовая структура.
— В какой стране ты бы хотел жить?
— Это провокационный вопрос (смеется). Я бы, конечно, хотел остаться в Казахстане. Не будем сравнивать уровни жизни, все знают, что Казахстан пока не ведущая страна мира. Мне бы хотелось здесь остаться, чтобы сделать ее лучше.
— Тогда по-другому: какая страна нравится?
— Америка.
— Немало людей относится к ней настороженно.
— А мне показалось, что это очень приветливая и многонациональная страна. Возможно, единственная, в которой нет расизма. Действительно лидирующее государство и мировая держава с высочайшим уровнем жизни.
— Не могу не спросить, болезненно ли ты переносишь поражение? Проиграть в интеллектуальном состязании обиднее, чем в силовом? Или тут традиционно важно лишь участие?
— Для меня — главное победа, а не участие. Кто-то сказал, что лозунг о неважности победы придумали те, кто не умеет играть. Надо стремиться, готовиться к турниру. В жизни — постоянно ставить цели и добиваться их. Только тогда можно стать профессиональным шахматистом.
Справка В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года. В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. На конец 2009-го или начало 2010 года намечено проведение очередного матча, в котором примут участие Ананд и Веселин Топалов. |
Специально для женщин С 1927 года проводятся и отдельные чемпионаты мира по шахматам среди женщин (при этом женщины имеют право участвовать и в розыгрыше основного титула). Первой чемпионкой мира была Вера Менчик из Великобритании, затем до начала 1990-х годов титул принадлежал только советским шахматисткам. В 1991-2008 гг. чемпионками мира (с перерывами в 1996-1999 и 2004-2006) были в основном китаянки. С 2008 года чемпионкой мира по шахматам является россиянка Александра Костенюк. |
В шахматы по телефону Сегодня партию-другую легко можно сыграть и с компьютером, и с соперником в интернете. А в 1965 году Роберт Фишер заочно участвовал в международном турнире в Гаване, передавая свои ходы по телефону. Из-за санкций, введенных США против Кубы, Фишеру запретили выезд в эту страну, и он, не желая отказываться от участия в турнире, играл по телефону. |
Всего на сайте опубликовано 67147 материалов.
Посетители оставили 247353 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.