В борьбе за имя финансисты дошли до суда и выиграли.
Торговый дом «Халык» больше недели стоит безымянный. Вывеску, точнее, отдельные буквы, прикрепленные к фасаду, пришлось снять. «Халык» проиграл суд Народному Банку. Фемида решила, что называться словами «народный» и «халык» в стране имеет право только одна организация — сам банк.
Суд да слово
«Народный сберегательный банк Казахстана» подал иск на компанию «24 Prime Pro Frent» (которой принадлежит здание торгового дома «Халык») несколько месяцев назад. Финансисты требовали, чтобы предприниматели сняли вывеску.
— На здании торгового дома содержится обозначение «Халық», сходное с общеизвестным товарным знаком и фирменным наименованием «Народного банка», — объяснял в суде юрист банка.
И раз бизнесмены называют торговый дом «Халыком», значит, нарушают исключительные права банка. К тому же то, что на магазине красуется название «Халык», может натолкнуть неразборчивых клиентов на мысль, что магазин входит в группу компаний банка. Что действительности не соответствует.
«Народный банк» суд выиграл. В течение нескольких дней руководство торгового дома демонтировало пять букв, ставших предметом спора.
Не обиделись
Руководство самого торгового дома вынужденное снятие вывески совсем не расстроило. Решение суда только ускорило планируемый ремонт фасада.
— Да мы и так собирались ребрендинг проводить, — говорит административный директор ТОО «24 Prime Prof Rent» Вадим Гайдаренко. — Сейчас у нас меняются управляющие компании, очень много сил мы тратим на реконструкцию здания, и было, честно говоря, не до переименований. Поэтому мы с банком не ссоримся, ничего не предъявляем.
Да и к тому же торговый дом название свое нигде не патентовал и в свидетельствах не прописывал. Вадим Олегович говорит, что суд вообще как-то прошел мимо. Ни карагандинский филиал компании, ни головной алматинский не получали никаких уведомлений. И о том, что компания проиграла суд, Гайдаренко узнал от журналистов.
— Как узнали, мы сразу позвонили в банк, сказали, чтобы они никаких действий не предпринимали, арестов никаких не накладывали, — продолжает Вадим Олегович. — Мы снимем вывеску, без проблем, тем более еще с прошлого года хотели. А у банка, наверное, менеджмент европейский, поэтому политика такая…
Знак спора
Что теперь будет написано на магазине, руководители еще не решили. Торговый дом однажды уже менял название. Сначала на вывеске значилось «Халык» (2007 год), позже — стилизованное «Halyk». Тогда бизнесмены не знали, что слово занято в обоих вариантах.
Юрист банка объясняла суду, что еще в 2006 году Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции признал общеизвестными товарными знаками сразу три обозначения — «Халық», «Halyk» и «Народный». А их владелец по закону может защищать права на эти знаки в отношении любых товаров и услуг.
— Общеизвестный товарный знак — это особая категория, — говорит патентовед Леонид Якушко. — Вот, к примеру, слово «Балтика». Это комбинированный знак. То есть он — не одно только слово, это знак в целом — с рисунком, особым шрифтом. «Балтикой» может называться, к примеру, магазин. Но использовать товарный знак так, как он зарегистрирован — с рисунками и шрифтами, — вам уже нельзя. Это нарушение прав.
А вот «армянским коньяком» или «пепси-колой» магазин назвать нельзя. Это все те же общеизвестные товарные знаки.
С долей абсурда
Если бы «народный» и «халык» были просто товарными знаками, то у банка были бы права на это название только по одному классу, к примеру, по банковским операциям.
Если знак общеизвестный, то он используется по всем классам международной патентной классификации. Это 45 видов деятельности — кафе, рестораны, винно-водочные изделия, металлообработка. То есть не может у разных хозяев существовать завода «Народный», банка и ресторана. Права на название принадлежат кому-то одному.
Но «пепси-колу» придумали, и сознание допускает, что «кола» может быть торговой маркой и общеизвестным знаком. А слово «народный», так же, как и «халык», взяли из речевого обихода и запретили называться ими. Леонид Павлович только повторяет: «здесь можно поспорить» и что «какая-то монополия получается». Если, к примеру, взять и зарегистрировать по всем правилам слово «погода». А потом запретить телекомпаниям называть так передачи с прогнозами температур и осадков. Якушко говорит, что, несмотря на долю абсурда, теоретически это возможно. Как и то, что если редакция надумает открыть бар и назвать его «Народный», нас тоже пригласят в суд повесткой.
В разных источниках, уточняет патентовед, указываются разные сроки действия прав на общеизвестные знаки. В одних это десять лет, в других срок действия — бессрочный.
«Народный банк» ситуацию пока не комментировал. Директор карагандинского филиала ответил, что готов говорить после 19 июля.
Для того чтобы признать знак общеизвестным, одного заявления в Минюст недостаточно. Нужна еще экспертиза на известность. Заявитель обычно запускает широкую рекламу по всей стране. Потом независимая организация опрашивает не меньше трех тысяч человек в шести крупных городах Казахстана, включая Астану и Алматы, узнают ли они показанный знак. Если да, то знак признают общеизвестным, а заявитель получает права на него.
Борьба за бренд
В июле 2011 года «Народный банк» уже боролся с компаниями, которые, сами того не зная, незаконно использовали его бренд. ТОО «Астана-Бизнес» использовало товарный знак «Halyk Food». А ТОО«Danone Berkut» распространяло молочный йогуртный десерт, упаковка которого была украшена товарным знаком «Халык» и «Народный».
Кстати, руководство карагандинского торгового дома «Халык» провело небольшое расследование. Они нашли в городе еще несколько вывесок, где написано «Халык». Пока верстался номер, одну из них, на торговом доме по ул. Мустафина, 6, уже сняли.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66427 материалов.
Посетители оставили 247295 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Зва́ние «Халық Қаһарманы» наверное, тоже изменят
Ха-ха-лык
18 июля, 2012 в 22:37
педерасты негодуют.
спросите с нормальных ребят…
Коркин
19 июля, 2012 в 01:00
Слово » народный»- имя прилагательное, которое входит в словарный состав как русско-говорящих так и казахско-говорящих народов Казахстана. Как можно купить слово и запретить его его употреблять?…. Это же не новое брендовое слово… есть такое понятие как » народные товары» и т.д. Я не вижу никаких путаниц или визуальных совпадений при употреблении этого слова ни с банком, ни с магазином, ни с каким еще другим зданием. У нас множество магазинов и парикмахерских и других заведений с одинаковыми названиями и ещё никто никому не запретил называть себя, как ему нравиться. Я так понимаю, «народному» банку больше денег некуда девать , как суды оплачивать.
АЙКА
19 июля, 2012 в 10:55
народный банк лучше бы не судился за название, а улучшил обслуживание и наконец то разработал конкурентоспособную линейку депозитов и кредитов, бабушкин и дедушкин банк, никакого имиджа динамично развинчивающегося банка. если бы им не досталась нахаляву сеть от Центрбанка в свое время, сейчас бы пополнили ряды обанкротившихся банков
коканов испумизан
19 июля, 2012 в 22:53
Получается и мою любимую НАРОДНУЮ туалетную бумагу в городе мы вскоре не увидим?
Pavel
22 июля, 2012 в 23:39
А вообще это правильно, «Народный банк всегда с народам», а в Халыке последнее время както пустовато было… Может Корзину откроете? Кстати, тоже бренд, и называть так проволочную сетку в других супермаркетах надо непременно запретить!!!
Pavel
22 июля, 2012 в 23:43