Директор областного департамента по делам религий, рассказал nv.kz о том, как новый Закон «О религиозной деятельности» сказался на карагандинских конфессиях.
Пасторы, имамы и батюшки не спешат нести в акимат документы на перерегистрацию своих религиозных объединений. Хотя большая часть срока, отпущенного государством на это дело, уже прошла. 28 июля прокуроры, полицейские и представители отделов внутренней политики обсуждали эту проблему на специальном семинаре-совещании.
, рассказал nv.kz о том, как новый Закон «О религиозной деятельности» сказался на карагандинских конфессиях.
Верующие «за бортом»
— Новый закон вступил в законную силу 25 октября 2011 года. В тот период у нас было 425 религиозных объединения. Сегодня осталось 336, — сказал Серик Куатович. — Причина одна: в новом законе нет понятия «малочисленные религиозные группы». Поэтому все объединения, которые не сумели набрать 50 последователей, прекратили свою деятельность на территории области. Это коснулось объединений всех основных направлений: мусульман, православных, протестантов, кроме католиков, потому что у католиков малочисленных религиозных групп нет.
— А что делать верующим, которые остались за бортом?
— Самое большое количество малочисленных религиозных групп приостановили свою деятельность в Бухаржырауском районе. В данном случае мы рекомендуем верующим посещать другой филиал своего религиозного объединения в близлежащем районе. Молитвы же не каждый день проходят. У кого-то по воскресеньям, где-то по средам. В исламе по пятницам намаз бывает. Но я хочу сказать, что когда закончится перерегистрация, вопрос, который вы задаете, будет повторно подниматься. И, возможно, будут какие-то изменения в закон вноситься. Чтобы за бортом никто не остался. Если поселок расположен где-то за сто километров от центра, пять домов там стоит и все пять жителей одну религию исповедуют, разве они кому-то мешают? Однако закон есть закон. Его надлежит исполнять. Прежде чем его принять, изучался опыт других государств. Например, в России для регистрации требуется 250 человек. В Узбекистане — 350. Есть и такие страны, где требуются пять тысяч человек. Так что у нас еще по-божески. Мы считаем, что 50 человек — это не много. У нас было немало примеров, когда религиозные объединения уже собирались закрываться, потому что боялись, что не смогут набрать нужного количества граждан-инициаторов. Но проходила неделя-другая, и они забирали свои заявления: мол, извините, но 50 человек у меня, оказывается, есть. (Согласно новым правилам, чтобы пройти перерегистрацию, религиозное объединение должно предоставить в акимат список своих прихожан-активистов с копиями их свидетельств налогоплательщика, удостоверений и РНН — авт.)
— Сколько религиозных объединений прошло перерегистрацию?
— Пока ни одного. Потому что тянут со сдачей документов. Все чего-то выжидают. На сегодняшний день на перерегистрацию подано всего 15 заявок. Сейчас уже первые ласточки пройдут перерегистрацию. У нас ведь обычно как делается? Сначала никто не идет. А в последний день начинается ажиотаж. Перерегистрация началась 25 октября 2011 года. И заканчивается 25 октября 2012 года. Но в прошлом году к нам никто не обращался. В январе, феврале, марте все молчали. В апреле проснулся «Грейс». И за ним остальные пошли.
— Почему до сих пор не перерегистрировали «Грейс»?
— Потому что, как говорят эксперты, у них в уставе неправильно указана принадлежность вероисповедания.
Пастор против школы
— На что в первую очередь обращают внимание эксперты?
— Ко всем религиозным объединениям нужно относиться с уважением. Но, с другой стороны, нужно иметь в виду, что где-то есть у нас и деструктивные культы, которые мешают людям. Например, есть такое религиозное объединение, которое пропагандирует пацифизм. Священный долг каждого гражданина — уважать государственные символы. Но они не признают гимн, флаг, Конституцию, уклоняются от исполнения гимна. Есть факты уклонения от службы в Вооруженных силах. Потом есть вопросы, которые касаются здравоохранения. Есть такие течения, которые отказываются от сдачи крови. Есть факты, которые касаются образования. В некоторых религиозных объединениях в субботу нельзя учиться, и родители не пускают детей в школу.
— Это все влияет на прохождение перерегистрации?
— Конечно. Потому что вступает в противоречие с законом. У нас, извините, государство светское. Как это будет неприятно, когда чей-то сын в субботу в школу ходить не будет. Или отвернется во время исполнения гимна. А если какой-то ребенок будет умирать, а родители не позволят сделать ему переливание крови, потому что это не положено по вероисповеданию? Все эти примеры взяты из жизни. А вспомните прошлогоднюю ситуацию с предметом «Самопознание», против которого выступили некоторые религиозные объединения. Разбирался и департамент образование, и мы. Беседовали с верующими: извините, «Самопознание» в учебную программу входит как факультатив. Объясняли, что предмет дает ребенку. Они отвечали: нет, все это дает Бог, а не «Самопознание». Некоторые даже детей не пускали на этот предмет. А ведь есть факты, когда не пускают на начальную военную подготовку, потому что оружие нельзя держать в руках.
— В уставе объединения должны быть прописаны эти моменты?
— Я бы так не сказал. В уставе можно написать все красиво: я, дескать, со всем согласен. А исповедовать при этом совсем другое.
— Не значит ли это, что, например, еврейская религиозная община не пройдет перерегистрацию? У них же во время Шаббата нельзя работать, носить портфель и писать. Синагоги закроются?
— В Карагандинской области синагог нет. Синагога стоит в Астане. И, сколько я разговаривал с их Ешаей Когеном (главным раввином Казахстана — авт.), он объяснял, что все в порядке. Дети обязательно посещают школу по субботам. Мы перепроверяли: действительно посещают. А кто сказал, что они пропускают занятия? Тут проблем нет, проблемы могут возникнуть у некоторых протестантских объединений, почитающих «святую Субботу».
Духовность в супермаркете
— Прихожане некоторых конфессий по своему вероучению должны распространять духовную литературу. Как решается этот вопрос?
— Сейчас готовится постановление акимата об определении мест распространения религиозной литературы. У нас в каждом районе будет один специализированный магазин, то есть угол в каком-нибудь супермаркете. Но здесь надо договариваться с коммерсантами, которые эти магазины держат. Не каждый соглашается на такое.
— Каждая конфессия откроет в назначенном супермаркете по киоску, и все вместе будут там торговать?
— Нет. Один человек будет продавать и христианскую, и мусульманскую литературу. Но при этом вся литература, которая будет там представлена, пройдет предварительно через нас. Проведение религиоведческой экспертизы — обязательное условие. То есть если наши эксперты скажут, что книгу нельзя распространять, на прилавок она не попадет. Такое встречается в исламе. Так, Коран у нас один — в переводе Валерии Пороховой. Распространение других переводов, например Кулиева, у нас не идет. Кроме специально отведенных магазинов, разрешено продавать религиозную литературу в культовых сооружениях — мечетях, церквях, молельных домах.
— Что делать тем, кто арендует помещения на время проведения служб?
— В арендованных залах продавать нельзя.
— А если кто-то захочет почитать, допустим, буддийские книги?
— В Карагандинской области есть те, которые косят под буддистов, но настоящих буддистов у нас нет. Другое дело — кришнаиты. У нас зарегистрировано два Общества сознания Кришны — в Балхаше и в Темиртау. У тех и у других культового сооружения нет. Но в Балхаше они купили несколько дачных участков, переоборудовали, устроили подсобное хозяйство. Там была одна проблема: они хотели строить свой монастырь. Но потом передумали. Это же большие деньги. Поэтому они успокоились. Может, видели, они в желтых одеждах продают книги возле «Абзала»? Теперь это будет запрещено. Только в стационарных помещениях.
— Сколько книг прошло религиоведческую экспертизу?
— 341 наименование за год. Это мало, я считаю. Потому что к нам поступило где-то 1600 материалов.
— Есть ли в Караганде экзотические религии?
— Не знаю. Йоги тоже экзотика у нас. Они зарегистрированы как общественное объединение. Но совершают религиозные обряды. Со временем, как наведем порядок с перерегистрацией, мы будем поднимать все организации, которые имеют религиозную направленность. Они тоже должны будут зарегистрироваться как религиозные объединения.
Напомним, что местное религиозное объединение могут создать не менее 50 верующих, региональное — не менее 500, республиканское — не менее 5 тысяч граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение.
Если эти объединения не пройдут обязательную перерегистрацию до 25 октября, то они будут лишены права на существование и ликвидированы в судебном порядке.
Всего на сайте опубликовано 66673 материалов.
Посетители оставили 247321 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.