Оппозиционеры, «несогласные» и просто граждански активные горожане читали стихи у памятника Абаю. Сегодня исполняется 167 лет со дня рождения великого казахского поэта и философа.
Сегодня в 19:00 у памятника Абаю, что напротив концертного зала «Шалкыма», собралось семь человек: три члена незарегистрированной партии «Алга», один так называемый «несогласный», один оппозиционный журналист, пара политически активных, но нигде не зарегистрированных девушек. Это активная группа, которая собралась устроить в Караганде первые нестандартные (в смысле, что не в библиотеке и не в клубе при заводе) абайские чтения. Идея принадлежит журналисту портала janaozen.net Серикжану Маулетбай.
— В Алматы же постоянно проводятся абайские чтения, каждую неделю, по пятницам. И в Москве сегодня Абая вспоминают. Вот и мы решили выйти, почитать, — рассказывает Серикжан. И добавляет: «Навальный и его компания нашего Абая раскрутили. Сечас Абай — это модно». Речь о том, что в мае этого года московские оппозиционеры устроили акцию «ОккупайАбай». Они разбили палаточный лагерь возле памятника Абаю на Чистых прудах и прожили там неделю. Сами они называли это «народными гуляньями», а партийцы из «Единой России» окрестили тусовку «вакханалией». «Оккупай» прекратил свое существование по решению суда.
— Вы из любви к литературе решили собраться или из политических соображений?
— Политики вообще здесь нет. Мы свою политическую миссию выполнили вчера и сегодня продолжили, — отвечает председатель карагандинского отделения «Алги» Валентина Махотина. Вчера около полуночи «алгинцы» горящими свечками выложили фразу » С днем рождения, Володя!» на берегу озера в Центральном парке. Поздравление было адресовано Владимиру Козлову, лидеру «Алги», он сейчас сидит в Актауском СИЗО. После этого оппозиционеры полночи объяснялись со стражами порядка. А сегодня днем четверо активистов проехались веломаршем по Бухар-жырау от здания КНБ до «Казахтелекома», тоже в поддержку Козлова.
— Когда читаешь Абая, его слова настолько проникают в душу… Вот почему он стал символом свободы, символом несогласных. Настолько он переживал за свой народ, ему было больно за свой народ. В каждом слове печаль за свой народ. Жалко, что мало сегодня пришло людей. Мне жалко так же, как Абаю Кунанбаеву, свой народ, который не может почтить память своего акына, своего мыслителя, — начала свою речь Валентина Махотина.
Она и остальные участники чтений декламировали «Слова назидания» и просто стихи Абая и об Абае.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3h2NKQKcG_8&feature=youtu.be[/youtube]
Через минут 15 после начала чтений к памятнику пришел пресс-секретарь «Экомузея» Руслан Телегин с маленькой дочкой. Он здесь оказался единственным, кто ни к каким оппозиционерам себя не причисляет. Он просто очень любит Абая, «Слова назидания» — его настольная книга. Руслан достал потрепанный томик и обратился к остальным участникам, которые читали стихи с распечатанных листочков: «Вы не настоящие библиофилы. Настоящие пишут: «Эта книга украдена из библиотеки такой-то». Посмеявшись, прочитал 15-е Слово:
«Разница между умными и глупыми людьми представляется мне своеобразным эталоном для сопоставления противоречивого.
И действительно, умный человек стремится принести пользу людям; его уши открыты советам, а память — кладовая светлой грусти. Он постоянно ищет в мире удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни.
Глупый же никак не найдёт своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не думает об этом. Предавшись потехам, он становится ненасытным и однажды, слишком поздно, замечает, что время согнуло его. Вот и получается, что лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием. <…>».
Между Русланом и остальными тут же завязалась беседа о том, что Абай всегда был оппозиционером и, если бы казахстанские власти внимательно читали его книги, не стоять бы этому памятник, как и всем остальным.
— Он спорил с властями, он спорил с коллегами по цеху. Неспроста москвичи выбрали его основной фигурой противопоставления, нонконформизма, сделали там лагерь этот. Интересно, что Абая вначале (когда только задумывался «ОккупайАбай» — авт.) никто не знал. Навальный сказал: «Собираемся возле памятника кокому-то непонятному казаху». Потом они все узнали, что писал Абай и поняли, что этот человек пропустил через себя философию, жизненный опыт большой. Он великий человек. Мы через него можем как через увеличительное стекло, рассмотреть что-то маленькое и через него, как через подзорную трубу, рассмотреть мир.
Потом Руслан поведал забавную историю: оказывается, когда разгоняли московский «ОккупайАбай», алматинские блогеры скинулись, отправили деньги в ресторан при казахстанском посольстве и попросили испечь много баурсаков. Те напекли и в последний день лагеря раздавали участникам «Окупая». «Это был такой стеб». Потом алматинцы ходили и смеялись: «Мы кормим российскую оппозицию».
Через час чтения закончились. Прошли они удивительно мирно: из наблюдателей был только один чиновник из отдела внутренней политики при акимате.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66309 материалов.
Посетители оставили 247282 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Ты кто такой?
Давай назидания!
damirsat
11 августа, 2012 в 12:44