Для карагандинцев готовят большую концертную программу
Светловолосый парнишка мерит крупными шагами коридор, напевая сильным красивым голосом какую-то казахскую песню. Из соседнего кабинета доносится: «Раз, два, три, четыре… раз, два, три, четыре! И еще раз…» Где-то поют: « Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах…» Вдруг все эти звуки приглушает громкая музыка из концертного зала. И так на всех этажах и почти в каждом помещении. ДК горняков готовится отметить 60-летний юбилей.
На 25 ноября запланирован юбилейный вечер Дворца культуры горняков. Для зрителей готовят большую концертную программу. Пока коллективы репетируют и пишется сценарий, творческий отдел дворца собирает архивные данные.
— Ни старых фотографий, ни записей, ни пленок. Костюмы, декорации, документы — ничего этого не сохранилось. Все погибло. Во время «беляевского правления» сюда подогнали несколько грузовиков, погрузили весь архив и вывезли на свалку, — рассказывает Алла Гороховская.
То, что осталось, сейчас собирают буквально по крупицам. Несколько отчетов, документы и фотографии изгородского архива, газетные вырезки 50-х годов прошлого века из библиотеки имени Гоголя – все это уместились в трех папках. Эти три папки и несколько детских поделок – вот и все свидетельства полувековой работы дворца культуры.
«Здесь история», — Алла показывает три листа печатного текста. В них данные из Википедии, краткая информация о трех народных коллективах, два из которых распались 15 лет назад, и строки из советских отчетов: «… в 1969 году коллектив был приглашен в Москву для творческого доклада и культурного обслуживания трудящихся…».
Помимо архивных данных творческий отдел разыскивает коллективы и людей, которые были вынуждены уйти после того, как дворец продали. До 1997 года, именно тогда здание стало частной собственностью, в ДК занимались 70 коллективов, 11 из них носили звание «народный». Большинство из них новые хозяева выставили на улицу под предлогом ремонта здания. И потом так и не разрешили вернуться. Много кружков распалось. Кто-то ушел заниматься в другие места. Сейчас работники дворца приглашают старые коллективы принять участие в юбилейной концертной программе.
Люди из прошлого
— Не стало народного театра балета, старейшего коллектива ДК, образованного в 1951 году. Они такие постановки делали! «Бахчисарайский фонтан», «Вальпургиева ночь», «Болеро», «Лебединое озеро», — вспоминает Нинель Пашина. — Нет больше народного оркестра казахских инструментов, нет и народного театра драмы. Хотя ведь они были такого же уровня, как театр Станиславского. А народный ансамбль танца «Орнек», детский ансамбль «Солнышко», фотоклуб, изостудия… Сколько еще прекрасных кружков погибли.
Нинель Исаевна и ее народный шахтерский ансамбль песни и танца, пожалуй, единственный старый коллектив, который был создан в ДК и смог остаться там же. Жаль, что не в полном составе. Танцевальное отделение вместе с руководителем ансамбля пережили «беляевское время» здании ДКГ, а хоровое отделение в 90-е годы было вынуждено перебраться в ДК Нового Майкудука.
Сама Нинель Исаевна пришла танцевать в ДК в 1962 году, тогда дворцу было всего 10 лет. А танцевальный кружок, из которого позже вырос ансамбль, образовали только в 1965-м. 50 лет жизни Нинель Исаевны прошли во Дворце культуры горняков. Она с удовольствием вспоминает лучшие из них.
— Наш коллектив в те годы в Казахстане славился. Мы объездили с концертами все города. В России много выступали. Для концерта в Алматы нам выделили целый поезд. В каждом вагоне ехали артисты из того или другого казахстанского города. В вагоне мы вывешивали свои костюмы и соревновались за звание лучшего. Ходили по вагонам-городам, знакомились друг с другом. Еще была очень хорошая поездка по городам Украины. Пока добирались, на каждой станции давали концерты. Это было очень интересно, — вспоминает Нинель Исаевна.
В те годы во дворце кипела жизнь. Тогда не было ни компьютеров, ни телевизоров в каждом доме, и люди шли во дворец – заниматься и общаться. ДК был единственным культурным центром.
— И постепенно-постепенно люди добились того, что во дворце стали работать 11 народных коллективов и много разных кружков. Народный коллектив — это уже не самодеятельность, а ближе к профессионализму. Из народных коллективов вышло много людей, которые стали мастерами своего дела.
Так было до тех пор, пока здание дворца не продали.
— И где теперь все это? Теперь мы люди из прошлого. Дворец, конечно, пытается восстановить прежние коллективы. Может, со временем и получится. Но сейчас мы отброшены ровно на 50 лет назад, — говорит Нинель Пашина.
Снаружи и внутри
За те десять лет, когда во дворце хозяйничала компания «Валют-Транзит», распались не только творческие коллективы, пострадало и само здание дворца. Не везде сохранились детали интерьера, внутренняя отделка залов, лепные розетки, барельефы и карнизы. Дубовые сиденья в концертном зале, которые можно было отреставрировать, оказались на свалке. Тканый занавес был заменен на новый, китайского производства. Лишь частично сохранились ажурные дверные проемы. Осталась только резная перегородка в фойе. Это произошло из-за того, что новые владельцы делали в здании ремонт, превращая гостиные, залы и студии в офисные помещения. Здесь появился китайский линолеум, стандартные двери, пластиковые панели на стенах и потолки без карнизов и украшений. Лепнину отбивали и выравнивали, резные двери и перегородки сносили и ставили обычные.
— Совершенно пошлый евроремонт. Его нужно делать только в морге, — констатирует искусствовед Наталья Иванина. — А чего можно было ожидать от хозяина, который ничего не понимал в культуре, не ценил ее. У него был только один фетиш — деньги.
В ДК сохранился нетронутым плафон в концертном зале. В то время его не стали закрашивать, потому что это было очень дорого. А когда здание дворца вернули городу, потолок отреставрировали специалисты из Алматы. Первоначально плафон был выполнен карагандинскими мастерами под руководством Виктора Крылова, первого председателя Союза художников. Потолок расписали в западной классицистической манере, берущей начало еще с 17 века.
— Это не просто плоский потолок, а глубокое голубое небо в перспективе, дается вся глубина пространства, — объясняет Наталья Ивановна.
Только тема росписи соответствовала советскому времени: демонстрация, флаги, советские трудящиеся, пионеры.
Снаружи здание дворца, к счастью, не менялось, если не считать цвет фасада. Дворец был построен по проекту двух архитекторов, И.Бреннера и Я.Яноша, в 1952 году. Во внешнем облике архитекторы сумели соединить две архитектурные традиции: западноевропейскую классическую и восточную.
Неизменными остались и шесть скульптур на портике дворца, изображающие обычных советских граждан: шахтера, строителя, пастуха с ягненком, колхозницы со снопом, акына с домброй и солдата. Автором эскизов был московский скульптор Евгений Вучетич. В натуральную величину их изготовили мастера в его мастерской. Скульптуры были сначала сделаны из гипса, но в 80-х годах начали осыпаться. Карагандинские художники изготовили их точные копии, тоже из гипса, но лучшего качества. Их срок службы определили в 80 лет.
После того, как ДКГ снова стал собственностью города, фасад здания перекрасили в изначальный цвет. В 50-е годы он был выкрашен в «благородный серый».
— Благородный серый означал, что это здание общественное. Не государственное, где заседает исполком или горком. Не учебное заведение, не жилое здание, а именно общественное, — объясняет Наталья Иванина.
Новое на старом
Сейчас во дворце работают от 23 до 26 художественных коллективов. Именно такие цифры называют в творческом отделе. Какие-то группы пока оформляют документы, кто-то еще не определился, хочет ли остаться во дворце, и пока просто арендует помещение. Администрация ДК пытается вернуть ушедшие коллективы «под родное крыло». Восстанавливаются распавшиеся группы и создаются новые. Вокально-инструментальный ансамбль – это новый коллектив, созданный во дворце с оглядкой на прошлое. Валерий Роголев сам играл в ВИА «Горизонт» в 80-90-е годы. Сейчас он является художественным руководителем двух музыкальных групп: «Элегии» и «In the groove».
— Мы объявили кастинг среди молодежи на участие в ВИА. Был день открытых дверей. Каждый мог прийти и показать, как умеет играть или петь, — вспоминает Валерий Станиславович.
Группа «Элегия» существовала и до этого кастинга, их взяли сразу же полным составом. Группу «In the groove» набрали из талантливых одиночек.
— С «Элегией» я начал формировать новую программу, состоящую только из собственных песен. И 10 июня 2010 года состоялся их первый сольный концерт «Ставка на Zero», — рассказывает Валерий.
24 октября на сцене ДК прошел рок-спектакль «В день рождения Лёвы», приуроченный к 60-летнему юбилею. Автором идеи этой постановки был Валерий Роголев, а его группы создавали рок-атмосферу на сцене.
— В спектакле мы хотели рассказать, что рок — это культура, это искусство. Играя рок, можно обойтись без выпивки и сигарет. Спектакль получился очень музыкальным и светлым. Родители молодых актеров, участвующих в постановке, сначала относились с настороженностью к нашей затее, когда же увидели все воочию, были просто в восторге, — вспоминает Валерий.
Этот спектакль был первым в серии постановок и концертных программ, которые будут приурочены к юбилею.
Таймлайн
1940 год. Начало строительства ДК горняков.
1941 год. С началом Великой Отечественной войны строительство ДК приостановлено.
1948-49 годы. Строительство возобновлено.
1950 год. Закончено строительство 1-й части дворца.
1951 год. Центральные части ДК введены в эксплуатацию.
1952 год. Открытие Дворца культуры горняков.
1975 год. Во дворце работают 48 художественных коллективов, 4 из них носят звание «народный».
1983 год. Дворцу культуры горняков присваивают статус памятника архитектуры.
1994 год. Во дворце работают 11 народных коллективов.
1996 год. Аким Карагандинской области Петр Нефедов разрешает приватизацию дворца культуры.
1997 год. Здание дворца культуры выставлено на продажу. ДК покупает ТОО «Аргус», дочерняя фирма компании «Валют-транзит».
26 февраля 2007 года. Межрайонный экономический суд признал приватизацию ДК незаконной.
25 апреля 2007 года. Экономический суд вынес решение о возврате здания Дворца культуры горняков в государственную собственность.
Народные коллективы Дворца культуры горняков на 1994 год
1. Народный шахтерский ансамбль песни и танца
2. Народный театр балета
3. Народный театр драмы «Поиск»
4. Народный цирк «Молодые сердца»
5. Народный ансамбль современного бального танца
6. Народный фотоклуб «Караганда»
7. Народный клуб композиторов
8. Народный оркестр «Гасырлар Сазы»
9. Народная студия декоративно-прикладного искусства
10. Народный ансамбль танца «Орнек»
11. Народный клуб бардовской песни
Какие коллективы работают в ДК горняков сейчас
1. Ансамбль «Козкоргендер»
2. Народный шахтерский ансамбль танца
3. Изостудия
4. Хореографический коллектив народного танца
5. Вокально-инструментальный ансамбль
6. Ансамбль «Казачья вольница»
7. Азербайджанский национальный центр «Намус»
8. Чечено-ингушское этнокультурное объединение «Вайнах»
9. ОО НКЦ «Дагестан»
10. Грузинский национальный центр «Джорджия»
11. Армянский НКЦ хореографический ансамбль «Аястан»
12. Вокальная группа ветеранов «Поющие сердца»
13. Хор ветеранов войны и труда «Вдохновение»
14. Студия актерского мастерства
16. Народный клуб авторской песни «Марианна»
17. Народный клуб самодеятельного композитора
18. Клуб ветеранов «Оптимист»
19. Шоу-балет «Жасмин»
20. Танцевальный центр «Мерей»
21. Танцевально-спортивный клуб «Зерек»
22. Студия «Грация»
23. Английский язык
24. Студия вокала «Суйимбике»
25. Пение с домброй
26. Театр-студия «Антреприза»
27. Айтыс
[youtube] http://www.youtube.com/watch?v=nUcsR_sLUf0&feature=youtu.be[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=jmPDxezOSZo&feature=youtu.be[/youtube]
Фотографии предоставлены творческим отделом ДК, Нинель Пашиной и Валерием Роголевым. Фото с рок-спектакля Валерия Калиева
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 67189 материалов.
Посетители оставили 247362 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
однобокая статья. Возможно все так и было, но принижать значение Валют-Транзита тоже не стоит. Если бы эта компания не переехала туда, здание вообще развалилось бы. Почему Наталья Иванина умалчивает про пол, который на сцене проваливался? а мыши? а просевшие кресла?
opponent
06 ноября, 2012 в 20:59
Я тоже считаю обвинение Беляева необосновано! В каком состоянии ему досталось это здание? Да без слёз не глянешь! Он привел его в порядок, на сколько это было возможно. А то, что сами работники ДК не позаботились о сохранности своих архивных данных, это их вина! Не в один день состоялась продажа и оформление документов. Если бы сами были заинтересованы, организовали бы вывоз архива не «на свалку». Бесит прямо, что всех собак на него спустили!!! Государство в своё время привело это здание в плачевное состояние, а когда более-менее облагородил чужой дяденька, теперь можно грязью поливать!
Читатель
07 ноября, 2012 в 09:04
Занимался в 80-ых в народном театре драмы «Поиск», у Марка Фридмана. Прекрасное время, прекрасные люди… Отличные спектакли ставились, по качеству превосходящие профессиональные. Из-за сроков подготовки. У профессионалов на спектакль дается два месяца, у нас готовили 10-12 месяцев. Профи работали за деньги, мы на энтузиазме. Мы проживали каждую минуту спектакля.Из-за малого бюджета художники-декораторы творили шедевры. Капустники какие организовывались на Новый год. Все коллективы со своими номерами. Хор ветеранов, балет, народный цирк, шахтерский ансамбль и многие другие. Восстановить былую славу ДКГ, достойная задача.
Игорь
19 февраля, 2015 в 20:45
Где сейчас Марк Семёнович Фридман. Я посещал его занятия и читки, на сцену так и не вышел, забросил это дело.
Вадим
25 сентября, 2020 в 16:14