«Обычно учат танцевать горизонтально. Я же предлагаю двигаться сразу в трех направлениях. Подпрыгивать и падать на землю и снова подпрыгивать».
Вывернуть себя наизнанку, двигаться так, чтобы зритель обнаружил все самые интимные тайны души артиста. Этому учил карагандинских танцоров американский хореограф Пол Эмерсон. Он провел во Дворце горняков мастер-классы по современному танцу.
«Если хотите снять комедию про балет, зовите меня!»
В Казахстан Пола Эмерсона пригласил Национальный театр оперы и балета в Астане для подготовки новой балетной труппы. При этом сам гость уверяет, что никакого отношения к классическому балету не имеет. «Я самый худший балерун во всем мире! – смеется он. – Если хотите снять комедию про балет, зовите меня!».
Мистер Эмерсон специалист по contemporary art – современному искусству. Вообще, с казахстанскими коллективами он сотрудничает уже три года. В Алматы для театра «Самрук» уже подготовил постановку под музыку «Радиохэд». А для столичного коллектива планирует поставить танец «Пустыня» на музыку одного из казахстанских композиторов.
— Театр Астаны просто отправил мне музыку и предложил сделать с ней все, что я захочу, — рассказывает Пол Эмерсон. – И я решил воплотить в танце свои впечатления от путешествия по разным пустыням. То, что я ставил на этот раз в Астане – это рассказ о нескольких птицах, полет которых вы наблюдаете. О том, как они носятся по воздуху. И это напоминает движение песков.
Голос Ирака
Мистеру Эмерсону есть, что вспомнить о пустынях, поскольку он много ездил по странам Ближнего Востока. В 2009 году хореограф участвовал в проекте «Голоса Ирака». Тогда общественная организация отправила восьмерых представителей американского искусства в тур по Иордании, Ливану и Сирии. Поэты, журналисты, художники и хореографы встречались с иракскими беженцами для того, чтобы затем сделать истории реальных людей предметом своего творчества.
— Миллионы людей пережили жуткую гражданскую войну, — рассказывает американец. – Но в Соединенных Штатах на их проблемы не обращали никакого внимания. Нас послали туда на три недели. И мы общались с каждым, кого встречали. А затем рассказали о своем опыте языком искусства. Получилась большая постановка, в основе которой была идея ожидания. Человек сидит в комнате и ждет своей очереди на собеседование, чтобы получить статус беженца и право въехать в Америку или в Канаду. Танцоры передавали своими движениями подлинные истории человеческих судеб. В Дамаске мы встретили одну женщину, которая продавала золотые коронки со своих зубов, чтобы накормить свою семью. В танце это показали так, будто она теряет полностью весь свой рот. Танцоры двигались как бы на столе, вокруг которого сидели зрители. Такое расположение сцены понадобилось опять-таки для того, чтобы повторить атмосферу комнаты ожидания: будто ты один из тех, кто там находится и все смотрят на тебя. Частью декораций тогда был стол, через который тот или иной герой беседовал со зрителем. Лицом к лицу. Потому что многие истории были настолько сокровенные, что подразумевали только разговор с глазу на глаз. Мы показывали эту постановку в Вашингтоне для членов Конгресса. Получилось очень сильно. Тогда было очень много слез.
Зрители были под впечатлением. И это было началом большого публичного разговора о проблеме беженцев.
Разговор с отцом
В творчестве Пола Эмерсона танец иногда пересекается с политикой. Живя в Вашингтоне, хореограф много лет работал в правительстве. Коллеги в шутку говорят, что танцам он учился не в балетной студии, а в коридорах конгресса. И сейчас, посвятив себя искусству, мистер Эмерсон сотрудничает с госдепартаментом, ездит по всему миру, чтобы привезти из разных стран лучшие образцы фольклорных произведений, чтобы затем использовать их для своего коллектива. Но, работая с отлично подготовленными танцорами с классической базой, хореограф продолжает считать, что техника в танце – это не главное. Современный танец, как считает мистер Эмерсон, это возможность выразить свои собственные чувства, рассказать, кем являешься конкретно ты сам, что тебя тяготит и о чем ты мечтаешь.
— Мы делаем очень много импровизаций, но они всегда подчинены определенной цели, — продолжает хореограф. — Два года назад у нас была постановка «Разговоры с моим отцом». Мы попросили каждого танцора использовать импровизацию, чтобы объяснить его взаимоотношения со своим отцом. Одна танцовщица сказала, что ее отец никогда с ней не разговаривал и ей приходилось общаться с ним через мать. Поэтому весь ее танец заключался в том, что двигался другой человек, в то время как она лишь стояла позади него. Отец другого танцора учил его готовить. Поэтому танец был посвящен кухне. А у третьего, Джейсона, не было отца. Поэтому он не двигался. А затем мы собрали их вместе на одной сцене. И зритель понимал все без слов. Танец длился 45 минут. Мы сделали проекцию на большой экран, там транслировалось кино о Джейсоне. И в финале на сцене оставался только Джейсон, который танцевал сам с собой. На сцене двигался он, на экране – его изображение.
— Почему именно разговор с отцом?
— Потому что нет ничего более личного в ваших отношениях с родителями. А я хотел лучше узнать танцоров, с которыми работаю. Мы просим, чтобы артисты проявляли в танце свой внутренний мир. Самая важная вещь для меня – это человеческая сущность танца.
— Если техника не имеет значения, чему вы учите на своих мастер-классах?
— Есть много особенностей современного танца. Например, обычно учат танцевать горизонтально. Я же предлагаю двигаться сразу в трех направлениях. Подпрыгивать и падать на землю и снова подпрыгивать. Это пришло из джаза. Но это технически очень сложно. Неподготовленный человек может получить серьезную травму. И тут самое важно именно в том, как ты приземляешься, а не как подпрыгиваешь. Когда ты подпрыгиваешь изо всех сил, на максимальную высоту, то на обратном пути можешь просто разбиться. Поэтому я не говорю своим студентам о прыжке, я говорю им о приземлении, о том, как следует падать. О правой руке и левой ноге, которые должны в этот момент работать синхронно. Во время репетиции мы постоянно отрабатываем какие-то двиджения. Однако при этом всегда говорим, что техника должна быть на службе у человеческой истории, на службе у сердца, а не наоборот.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=EwJRiiFoMSM&feature=youtu.be[/youtube]
Всего на сайте опубликовано 63832 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.