От пафосных шахтостроителей до базарных торговок.
Сегодня областной музей изобразительного искусства представил 55 полотен кисти своего бывшего директора Мингиша Абылкасова. Выставка проводится по случаю юбилея художника. Ему исполнилось 70 лет.
Мингиш Мауленович вспоминал, что когда-то был по возрасту самым младшим в карагандинском союзе художников. В ответ коллеги уважительно назвали его «дядей Мишей» и дарили букеты. Кто-то рассказал, как ездил с юбиляром на рыбалку. Кто-то признался, что подражает его живописной манере. Художники принесли имениннику небольшую картину, на которой изображен проспект имени Нуркена Абдирова ночью. На последнем этаже высотки в окнах горит свет. Эта мастерская Абылкасова. Все знают, что художник очень часто задерживается там допоздна.
В советское время Мингищ Абылкасов очень плодотворно работал. Сегодня его картины хранятся в музеях и частных коллекциях в Москве, Алматы, Астане, в Украине, Германии, Франции и Польше. И до сих пор, будучи уже на пенсии, оборотов художник не сбавляет. На вернисаже много свежих работ.
— Он очень много пишет, это способ его существования, — сказала искусствовед Наталья Иванина. — Это единственный в Караганде живописец, который понимает, что такое живописность, что такое колорит, как могут соединяться цвета. Он единственный, кто пишет, а не красит холст. Живописание — это вложение эмойций в каждый мазок. В одном цвете он увидит десятки оттенков, передаст их правильно. И получится живая работа, а не мертвое пятно. Это редкий дар.
— Из сотен работ, которые вы создали, есть ли что-то особенно важное для вас? — поинтересовался nv.kz у Мингиша Абылкасова.
— Есть в музеях полотна, которые я уже плохо помню. В Москве, допустим, хранится картина «Шахтостроители». Это было еще в молодости. Мы работали в группе, я ее сделал и у меня сразу купили. Сейчас я просто скучаю по той работе. Это ведь целый этап в моей творческой жизни. Могу сказать, что «Шахтостроители» — одна из лучших моих картин. Потому что мне дали за нее специальный приз, медаль. Но время менялось, и требовались новые решения. Тот подход, который был раньше, меня уже не устраивал. Потому что в советский период нас постоянно теребили: указывали, как надо работать. Сейчас же полная свобода. И вот как-то в начале этой свободы я немного растерялся. Переживал: как теперь быть? Старый образ мыслей во мне еще оставался. Потому что большая часть жизни прошла при Союзе. Но я себя переборол. Немного раскрепостился, освободился от всяких обязанностей. И начал больше времени уделять размышлениям. Одна из последних картин называется «Продажа рыбы». Многие спрашивают: что это значит? А все очень просто. Я показал совершенно другую реальность. Наши женщины, казашки, которые сидели когда-то в юрте, спокойно разливали чай гостям, теперь вдруг выходят в большой город, чтобы зарабатывать деньги для семьи. На ту же современную тему есть вторая картина — «Новая жизнь». Сидит казашка, на ней почти национальная одежда. Возле ее ног — весы, яблоки, груши. Продает фрукты, хотя она степная женщина, которая до того все время доила кобылу. Как дальше будет развиваться наша жизнь? Что будут делать люди? Вот о чем мои сегодняшние работы.
— Много портретов, особенно детских. Это ваши родственники?
— Да. Вот, например мой внук (показывает на портрет задумчивого мальчика в белом кимоно). Я ходил к нему на секцию. И даже поехал в Астану на международные соревнования. Он там проиграл, сел и задумался. Этот момент мне запомнился. Так я его и нарисовал. Но нарисовал не потому, что он мой внук, а потому, что он наш современник. Ведь раньше казахи не знали восточных единоборств. Исконное занятие кочевников — скотоводство. Мы все знаем историю. В портрете запечатлен образ новой эпохи.
— Судя по представленным картинам, в советское время вы много поездили. Были в Турции и в Польше. Хорошо тогда жилось и работалось?
— Да. Потому что все это было засчет союза художников СССР, то есть за все платило государство. Допустим, в Польше мы два месяца жили в городе, где проходили песенные фестивали. Наслаждались музыкой. Билеты, гостиница, питание, краски — все нам давали. Только работай, дорогой. И мы работали. Это было здорово. Мы выполняли монументальные заказы. Я занимался настенными росписями, мозаикой. Мы очень хорошо зарабатывали. Нас не обижали. При Советском Союзе художникам жилось очень хорошо. Сейчас совершенно другая обстановка. Заказов нет. А если они появляются, художники их друг у друга рвут. Зато есть свобода. Тебе дается возможность творить: что хочешь, то и делай. Художник должен этим воспользоваться.
— Какое все-таки время вам больше по нраву? Советский период или то, что происходит теперь?
— Тогда было очень хорошо. А сейчас еще лучше. Потому что сейчас я вполне обеспечен, у меня приличная пенсия и мои работы покупаются. Я никому ничем не обязан. Разве это плохо? А некоторые бегают, ищут, переживают, как бы заработать. Начинающим художникам трудно. Но, думаю, когда-нибудь мы создадим какой-нибудь фонд, чтобы поддержать молодые таланты.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_2WmyM3ABig&feature=youtu.be[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Автору спасибо за интересную статью. Картина с мальчиком в кимоно прекрасна)
Merry
26 февраля, 2013 в 20:03