«Его называли Мюнхгаузеном»
До 14 лет Аубакир Исмаилов пас баранов в ауле №6 под Долинкой. Но вскоре его судьба резко изменилась. Молодой степняк вдруг попал в московскую элиту, общался с Всеволодом Мейерхольдом, Константином Станиславским и Владимиром Маяковским. Он окончил ГИТИС и при жизни получил звание народного художника Казахстана.
Вчера в Караганде прошли пышные торжества в честь 100-летия Аубакира Исмаилова. Карагандинцы считают знаменитость своим земляком. Хотя в нашем городе он бывал разве что проездом. С Карагандой художника связывает прежде всего его детство, прошедшее в 30 километрах от города в безымянном ауле, от которого уже ничего не осталось.
В начале прошлого века аульному самоучке достать краски было нереально. Первые свои рисунки Аубакир делал углем на векселях. В 14 лет родственники помогли ему поехать в Омск, чтобы поступить в художественно-промышленный техникум имени Врубеля. А еще через год в жизни начинающего художника произошел переворот.
Он вернулся домой, куда как раз приехала первая передвижная выставка, организованная немногочисленной в те годы группой казахстанских художников. Когда энтузиасты прямо на юртах развешали свои картины, к ним подошел местный паренек и предложил пополнить экспозицию его собственными рисунками.
— Ему было всего 15 лет, — рассказывала на открытии юбилейной выставки в музее изобразительного искусства младшая дочь художника Гульзамира Исмаилова. – Он провез свои картины от Омска до Новосибирска, тогда ни машин, ни самолетов не было. Но Ауке пришла интересная мысль: он уговорил своих родственников, выпросил четырех полуторагодовалых верблюжат. И погрузил на них свои картины. Молодого художника впервые оценили. Выставка сразу дала резонанс.
За участие в выставке юное дарование щедро наградили. Аубакиру подарили белый костюм и направили в Московское художественное училище.
— В 15 лет Ауке попал в Москву, – продолжала Гульзамира Аубакоровна. – Он встречался с ведущими художниками: Валентином Серовым, Александром Герасимовым, Кукрыниксами. Видел живого Чарли Чаплина. Здоровался с Дугласом Фербенксом. Это было оживленное время. Он учился в ГИТИСе на режиссерско-актерском факультете вместе с Всеволодом Мейерхольдом. Мейерхольд говорил на немецком. И у Ауке не было проблем. Он русским владел не так хорошо. Но с Мейерхольдом мог запросто общаться. Потому что в его родном ауле жили немцы. И он с детских игр научился говорить по-немецки…
…Вернувшись в Казахстан, Исмаилов обосновался в Алматы. Работал режиссером и художником-постановщиком в Казахском академическом театре драмы, был руководителем ансамбля народного танца при Казахской Государственной филармонии, ставил танцы в Республиканском ТЮЗе. Первым описал знаменитый танец «кара жорга» (который художник видел в родном ауле №6, где жил народный исполнитель Дюсенбек). А еще Аубакир Исмаилов снимался в кино и был первым председателем Оргкомитета союза художников Казахстана.
— Он был безумно талантливым человеком, — вспоминала на творческой встрече в кинотеатре «Сарыжайляу» Бибигуль Тулегенова, с которой Аубакир Исмаилов играл в фильме «Ангел в Тюбетейке». — Его в хорошем смысле называли Мюнхгаузеном. Он был страшным фантазером, человеком вне времени. Мог найти общий язык и с детьми, и со своими сверстниками, а также с аксакалами. И всегда вокруг него люди хохотали. Он всех развлекал. Моментами хватал домбру, начинал играть или вдруг пускался в пляс. Его работы находятся в музее Костеева. Кстати, я бы после нашего аксакала Костеева поставила Аубакира Исмаилова. Костеев действительно самородок, не имевший образования. Аубакиру Исмаилову повезло больше. Возможно, поэтому все стороны его таланта развились так ярко. Какую ленту «Казахфильма» ни возьми, везде он создавал какой-то образ. Я видела его веселым, жизнерадостным. Не помню, чтобы он когда-нибудь один ходил или был грустным. Сейчас смотрела кадры из документального фильма, где Аубакир Исмаилов гуляет в одиночестве. Действительно, художнику нужно побыть одному, чтобы с природой соприкоснуться. Но в городе он всегда был в компании, он был ее душой.
— Евгений Евтушенко посветил Ауке свои стихи, — рассказывала Гульзамира Аубакировна. — Евгений Евтушенко и Андрюша Вознесенский совершенно случайно приехали в Алматы на какой-то из форумов союза писателей. Их спросили: «Чего вы хотите?» — «У вас бильярдный стол есть, давайте сыграем». И наши молодые поэты сначала растерялись, а потом пригласили Ауке. Он обыграл москвичей. После чего Евтушенко спросил: «Ауке, что мы вам должны? Как мы расплатимся?» И Ауке ответил: «Ты же поэт, напиши стихи». Евтушенко сдержал слово. Мало кто знает, что его стихи «Людей не интересных в мире нет» посвящены моему отцу.
Дочь художника сообщила о том, что в Мюнхене недавно вышла 28-томная энциклопедия о художниках всего мира. И в одном из томов на букве «i» рассказывается о творчестве Аубакира Исмаилова. Это единственнй художник из Средней Азии, чье имя попало в 28-томник.
— Конечно, мы попытаемся выкупить энциклопедию. Но тут нужны евро. Потому что это Европа. Там не дарят так просто. Однако мы решили сделать красивый светский жест. Мы приедем, покажем им красивую выставку. Оставим им картины бесплатно на месяц. И тогда они красиво подарят нам все 28 томов.
Юбилейная выставка акварелей Аубакира Исмаилова будет работать в карагандинском музее целый месяц.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=E4EUqEL_oOs&feature=youtu.be[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66874 материалов.
Посетители оставили 247339 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
родителя рассказывали, он бывал у них в гостях в конце 60-х.
ARTI
06 сентября, 2013 в 20:27
Ангел в тюбетейке…школоте не понять.
Табигат
07 сентября, 2013 в 10:36