В Караганде проводят летнюю школу для учителей религиоведения
Этот факультатив в казахстанских школах появился пять лет назад. С тех пор серьезных изменений в преподавании этого предмета не произошло, а учебники по нему оставляют желать лучшего. Руководитель управления образования Карагандинской области Асхат Аймагамбетов объяснил, что в этой сфере назрела необходимость изменений.
— Мы в течение года проводили анализ, — объясняет Асхат Канатович,- выяснилось, что большая часть учителей, которые ведут религиоведение, не имеет отношения к этому вопросу. Факультатив вели учителя музыки, технологии или физкультуры. Сразу возникает вопрос, может ли преподаватель музыки качественно преподнести такой материал. Поэтому с сентября этого года религиоведение в школах по всей области будут вести только учителя истории. Это часть решения. В школах бывает несколько историков, поэтому в одном году дают предмет одному преподавателю, в следующем году другому. И переходит как эстафета. Понятное дело, что здесь качество снижается. Человек должен специализироваться, и мы решили, что этот предмет должен вести один учитель постоянно. Мы каждый год проводим какие-то семинары, а в следующем году опять собираются другие люди. В результате у нас получается «сизифов труд». Учителям тоже нужно двигаться поэтапно и по программе. Ситуация в мире меняется, обновляются знания. Так что, мы надеемся на хороший результат.
На то, чтобы освоить большой пласт знаний у педагогов есть всего четыре дня. Именно столько будет длиться семинар. Приглашенные специалисты из университетов объяснят философию и психологию религии, методику преподавания. Так же, участники встретятся с представителями духовенства. Лилия Тимошенко уже несколько лет преподает в джезказганской школе религиоведение. Педагог отмечает, что в сегодня такие курсы необходимы.
— Все время происходят какие-то обновления, и нам нужно адаптироваться, — говорит Лилия Алексеевна,- главное, что на семинаре у нас есть не только теория, но и практика. Интересные тренинги на разную тематику. Как определить, подвержен ли ты влиянию тех или иных религиозных организаций. Насколько ты внушаем и как с этим бороться. Есть множество пошаговых инструкций, которые помогают определить такие склонности у детей. Учителя могут определить и выяснить это гораздо быстрее. Потому что иногда мы с детьми общаемся даже больше, чем родители. На этом фронте мы в передовых. Тема религиоведения сейчас очень актуальна, не только в нашей стране. Сейчас наше молодое поколение важно воспитывать в рамках грамотного отношения к религии. Пока факультатив по религиоведению начинается в 9 классе, но он обязателен для всех. В новом стандарте, с 2017 года, ожидается, что будет уже с 7 классов. Пока по этому предмету есть некоторая проблема с материальной базой. Пособия есть, но они требуют доработок.
Курсы в летней школе проходят не только для религиоведов. Сейчас свою квалификацию повышают психологи и социальные педагоги. Как объясняет Асхат Аймагамбетов, к ним тоже есть определенные вопросы.
— По области в наших школах работает более пятисот психологов, — говорит Асхат Канатович,- а проблема с суицидами стоит по-прежнему остро. Тот же самый религиозный экстремизм это отчасти психологическая проблема. Но у нас летнюю школу посещают не только учителя. Мы собрали всех заведующих районных и городских отделов образования, и по моему заданию они тоже сидят на занятиях. Детям постоянно твердят, что нужно всю жизнь учиться. Я думаю, что мы первыми должны показывать им на своем примере. Да у нас есть курсы, которые проходят, раз в пять лет, или трехэтапные курсы повышения квалификации. Но о предметной компетенции там речи не идет. В летнюю школу мы пригласили лучших специалистов и практиков. Потому что, нам не нужны люди, которые будут читать лекцию несколько часов. Подобную информацию можно найти и в интернете, нам нужны именно практические знания.
Так же руководитель образования поделился планами по летней школе. Повторно на курсах соберутся учителя математики и физики. Ждут на курсах и преподавателей казахского языка. А уже в середине июня со всей области приедут историки. В августе этого года откроется летняя школа для учителей начальных классов.
— Мы пытаемся идти системно,- рассказывает Асхат Канатович. — Один раз провели такие курсы, но не собираемся бросать эту работу на полпути. В прошлом году проводили тесты, выявляли проблемные зоны. И уже на основании этого ориентировались, какие темы провисают. У нас любят проводить акции, один раз сделали, и забыли. Пока планируем, что эти курсы будут хотя бы два или три года. Чтобы люди вошли в свою тему, и на самом деле были специалистами. Дальше мы уже будем выбирать другие целевые группы.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66309 материалов.
Посетители оставили 247282 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Надо в этот «лагерь» занести иконку из космоса
Да уш!!!-2
15 июня, 2015 в 09:31
Непонятно, какую цель они преследуют. То ли решить проблему суицидов, привив детям религиозное самосознание, то ли решить проблему экстремизма, выработав у детей иммунитет к возможной религиозной пропаганде — т.е. урок научного атеизма, ибо дети не смогут в словах профессионального пропагандиста отделить здравое зерно от вранья, если не научить его не общаться с пропагандистами как таковыми. Но нельзя двигаться в противоположных направлениях — прививать и отвивать сразу. Либо это просто исторический курс — но тогда зачем? Дети не историки, и на их социализацию исторический курс религии никак не повлияет. Тем не менее проблема, могущая быть решённой при помощи преподавания религии в какой-то форме, есть. Достоевский сказал «когда Бога нет — всё дозволено», и сказал в принципе верно — хотя человек и связан всё больше обществом, законом, и рамками светского гуманизма, тем не менее бывают ситуации, когда «никто не видит», и тогда и человек совершает всякие штуки, от гадостей до преступлений — причём ведёт себя так до старости, и, самое прискорбное — в том же духе воспитывает детей, некий Бог может придти в голову современному среднему ребёнку разве что случайно, по божьему промыслу. Тем не менее, в профессиональном преподавании (священниками) тоже кроется опасность — страна многоконфессиональна, как минимум две крупных конфессии (всякие язычества не считаю, ибо они решают не духовные, а вполне человеческие задачи, только псевдодуховными способами), и можно таким образом ещё с детства спровоцировать некое противостояние, чего делать нельзя. Поэтому мне кажется разумным выработать некую общую программу для преподавания на уровне межрелигиозного взаимодействия, преподающую некие общие постулаты монотеистических религий — 1) есть Бог 2) он всё видит 3) на него можно надеяться 4) и т.п., — а остальное дети при желании спросят в церкви или в мичети. При этом без акцентах на каком-то загробном мире — дети начинают жить, поэтому только применительно к будущей жизни, и с минимумом истории..
mancubus
15 июня, 2015 в 12:37
Вообще запретить такую чушь преподавать. Важно что бы человек сам понимал границы дозволенного, и сам проводил рамки морали и законности, сам понимал что хорошо, а что плохо, а не делал это лишь потому что там какой-то воображаемый чудик, у которого свой замысл (в который входит все: от рака у новорожденных до массового геноцида), и он тебя накажет. потом. Человек, в том числе и несовершеннолетний, должен сам понимать что украсть и убить — это плохо, а быть прилежным ребенком и не мусорить на улицах — это хорошо.
А то потом многие начинают буквально понимать «Бог все простит», и за после какой-нить ерунды идут в церковь и со спокойной душой выходят.
А уж сколько психических нарушений у детей в плане доведения до абсурда в плане целомудрия, и все такого, что держутся, держутся, а потом сразу после школы замуж, и рожать. Развод, мать одиночка, все дела, потому что времени на раздумья нет.
Инвер
24 июня, 2015 в 12:22
ужас, что и у нас в школах есть такое предмет? и что там именно изучают? чушь про Бога? хорошо если только как ограждать себя от экстремизма, а там же наверняка и всякую ерунду говорят. Блин, у меня ребенок растет, скоро в школу, у нас и так образование оставляет желать лучшего, а так еще это… пора включать Боба Хендерсона
нет, серьезно, а где можно найти методички или что-то такое, по поводу того какие именно темы там проходят?
Инвер
24 июня, 2015 в 12:08