Караганда глазами коммунистов
Входом в преисподнюю Караганда показалась не только спецпереселенцам, которых привезли сюда в товарных вагонах и бросили замерзать в голой степи. Комсомольцы, по зову Сталина добровольно приехавшие строить угольную кочегарку, тоже испытали шок. Что потрясло первостроителей, когда они впервые увидели место будущей угольной столицы? Об этом рассказывают их живые воспоминания, хранящиеся в Государственном архиве Карагандинской области.
Им не пришлось окапываться и жить под страхом расстрела, они не затаили смертельную обиду на советскую власть. Поэтому их свидетельства некоторые исследователи считают более объективными. В то же время все понимают, что высказывания этих людей скорректированы самоцензурой в духе партийной идеологии. Как бы то ни было, «Новый Вестник» публикует выдержки из партийной коллекции, чтобы остановить упреки в однобокой подаче краеведческого материала.
Билет в никуда
Начнем с того, что молодые люди с трудом добирались до Караганды. 87 лет назад мало кто в Союзе имел представление о том, что это за место такое. Крохотный населенный пункт, затерянный на широких просторах Центральной Азии, географы своим вниманием обходили. В 1929 году все работники Карагандинских угольных копей могли бы расселиться в одной не самой большой современной пятиэтажке. Их было менее 300 человек.
«Что собой представляла Караганда, никто из нас не знал, — рассказывал Николай Твердохлеб из Донбасса. — А издававшаяся в то время Малая советская энциклопедия не давала никакого ответа. Но комсомольцев это ничуть не смущало… Отец перерыл все справочники и географические карты дореволюционного и советского периода, ничего не прояснил себе о Караганде и заявил: «И куда тебя несет в такую даль? Что, тебе на Украине работы нет?»
«В конце ноября 1932 года я и мой товарищ пришли в железнодорожную кассу Днепропетровска купить билеты до Караганды, куда нас после окончания строительного техникума направили на работу, — писал Ефим Виняр, когда-то работавший заместителем начальника Главцентрстроя. — Нам предложили билеты только до Москвы, так как Караганды не значилось у них на железнодорожных картах, а мы не могли объяснить, через какие пункты следования намерены туда добираться. Здесь же, на железнодорожной станции, в очереди за билетами нашлись «сведущие» люди, которые нам объяснили, что Караганда — это где-то в знойной Средней Азии, и порекомендовали не ехать туда в таком виде, как мы были тогда одеты и обуты — в валенках, в зимних шапках (в Днепропетровске тогда были лютые холода). До Караганды мы добрались 4 февраля 1933 года. И как мы жалели, что послушались «добрых» советов! Морозы были ниже 30 градусов, ветер валил с ног, а мы щеголяли в ботинках и в кепках, по-студенчески распрощавшись на Озерках (известном тогда в Днепропетровске рынке) со своими зимними вещами».
Кирилл Арнольд в 1929 году вез в Караганду импортное оборудование из Ленинградского бурового треста. Как и многие другие, он описывает трудности зимней степной дороги — пассажиры несколько раз откапывали свой поезд:
«Ехали по-ленинградски в ботиночках и кепочках. Молодость! В Петропавловске ощутили первое прикосновение зимы. В Боровом хотели приобрести шапки-ушанки. Но прежде чем купить шапку в местном сельпо, надо было сдать 30 килограммов шерсти. …По пути нам пришлось неоднократно останавливаться. Паровоз давал тревожные гудки. И все, кто мог двигаться, выходили из вагонов и расчищали заносы, которые достигали значительной высоты».
В окружении волков
Молодые ленинградцы, донбассовцы, днепропетровцы мерзли, надрывались, но не сдавались. И, несмотря на трудности, добрались-таки до пункта назначения — точки в степи — холодной, негостеприимной, страшной.
«Когда я приехал первый раз в Караганду, — рассказывал Василий Склепчук, — то на 55-м разъезде, где ныне станция Караганда-Сортировочная, наш поезд простоял всю ночь. Так как стрелочник не мог открыть семафор, боясь волков, которые стаей ходили вокруг его будки».
«Первое впечатление — это много железнодорожных путей, заставленных товарными вагонами разного назначения — и под жилье рабочих, и с углем, — отмечал Твердохлеб. — Поодаль виднелись юрты и нечто вроде мазанок, хаотично слепленных одна к другой, мало людей. Все это было похоже на временный табор железнодорожных строителей, передвигающихся вслед за строительством пути. Станция «Караганда» также размещалась в железнодорожном вагоне».
Огни из-под земли
Даже местным жителям Караганда поначалу казалась местом инфернальным. Первый директор Казахского драматического театра Такир Бакишев описывал, как однажды — еще до того, как коммунисты заполонили Караганду — ехал он из Акмолинска домой — на Спасский завод:
«Ночью, проезжая через Караганду, вдруг замечаю, что под ногами видны огни и слышен тупой звук. А лошадь фыркает и поворачивает в другую сторону. Вижу под ногами свет в окне. Оказывается, я заехал на землянку, где в это время жили рабочие Карагандинской угольной копи».
«Летом 1930 года я 14-летним мальчиком добровольно приехал в Караганду в поисках работы, — рассказывал коммунист Диканбаев. — С помощью знакомого моего отца устроился коногонщиком в частную артель. Артель добывала уголь на бывшей шахте №1. Здесь трудились горнорабочие, ранее находившиеся под властью англичан. В это время они добывали уголь для жителей близлежащих аулов и деревень. Деньги за проданный населению уголь делили между собой. Уголь доставался на-гора бадьей, укрепленной на тросе. Трос наматывался на барабан, вращаемый управляемыми мною лошадьми. Здесь я работал немного. Люди разбегались быстро, боясь остаться на зиму. В суровых зимних условиях, присущих Караганде, работать было невозможно».
Однако люди работали. По сообщению Сергея Прибыловского, «в 1931 году до шахты №3-26 от поселка добирались по протянутой от столовой до шахты веревке. Были случаи, когда люди сбивались с пути и погибали».
«…Много хлопот доставляла нам погода, — писал ленинградский бурильщик Кирилл Арнольд. — Бураны не прекращались. А надо было три раза менять смены. И вот только благодаря инициативе старшего конюха Семена Емельяновича Кривогуза, который закрепил за нами три лошади, нам удалось проработать зиму без блуждания в поисках буровой и своей базы. Лошадь сама находила буровую и дорогу домой. За что товарищ Кривогуз ежемесячно получал поощрения».
На четвереньках
Люди вгрызались в застывшую землю. Пробирались сквозь буран. Отбивались от волков. Спускались под землю в кромешную тьму. Поначалу условия работы советских шахтеров не отличались от тех, что были при англичанах.
«Иногда вспоминаешь, в каком аду приходилось работать в те годы, — рассказывал Диканбаев. — Однажды я попросил Кизир-агу сводить меня в подземный унгур, что означает по-русски «пещера, где добывается уголь». Ползком рабочие добирались до забоя и работали там при тусклом освещении. Уголь лопатами грузили на деревянную площадку и также ползком тащили площадку до места погрузки в бадью».
«На санки грузили 150-180 килограммов угля, — вспоминал коммунист Байткен Орумбаев. — Саночник надевал лямки и на четвереньках по почве волок до откаточного штрека… Было очень тяжело… Часто светильник тух. Приходилось в кромешной тьме волочь санки, вручную откатывать вагонетки до ствола — 800-1000 метров».
С флагом на картошку
И, конечно, с питанием у первостроителей были большие проблемы. За три года население Караганды увеличилось в 250 раз и достигло 80 тысяч человек. Миниатюрный поселок превратился в место массового скопления людей — удаленное от остальной цивилизации, практически изолированное. Так были созданы идеальные условия для цинги. На многие годы это смертельно опасное заболевание, вызванное недостатком витамина С, стало бичом молодой угольной столицы.
Коногон
«…Начались самые непредвиденные трудности, — отмечал Арнольд. — Единственное сельпо в Большой Михайловке ежедневно не торговало. Рынка в селе не было. А наши наряды застряли где-то в пути. Дело в том, что в Москве знали о затруднительном положении с хлебом и продовольственными продуктами, поэтому поставили нас на централизованное снабжение с получением фондов в Акмолинске. Но нам пришлось дней 15-20 питаться одним мясом, соли не было, само население остро нуждалось в соли».
Впрочем, вскоре из рациона исчезло и мясо — комсомольцев стали кормить пустой баландой с минимальным содержанием жиров. Рабочие чахли, иной горняк уже был не в состоянии держать кайло, а строитель еле тягал лес. Чекисты в срочном порядке стали выводить на чистую воду директоров убойных пунктов, которые регулярно продавали баранов на сторону, оставляя рабочих голодными. Врачи же доказывали, что людям требуется растительная пища. По настоянию докторов в рабочих столовых начали готовить экстракты из кореньев, из Белоруссии выписывали клюквенный концентрат, из Борового и Каркаралинска привозили хвойные иголки для настоев, которыми на первых порах насильно поили карагандинцев.
Вскоре власти осознали, что и без овощей народ оставлять нельзя. Получив директиву сверху, коммунисты с энтузиазмом взялись за дело.
«В 1933 году на основании решения горкома партии мы должны были сажать и выращивать картофель, — вспоминал Баймулда Аширбеков. — Раньше казахи не занимались этим делом. И многие рабочие были против этого мероприятия. Тогда приехал к нам второй секретарь горкома партии товарищ Амиров Кусаинбы. Провел собрание коммунистов и комсомольцев шахты и обязал вести агитационную работу среди рабочих. После собрания товарищ Амиров вместе с парторгом ЦК товарищем Киселенко пошли сажать картофель. А мы, коммунисты, отправились по квартирам и объясняли значение картофеля. И в 1933 году 5 мая со знаменем в руках во главе с Амировым и Киселенко все рабочие двинулись в поле. Выделена была специальная комиссия по уходу во главе с коммунистом Ильиным… Вырастили большой урожай. За хороший уход такому товарищу, как Кулымпайков, подарили козу, а другим — ценные подарки и деньги».
«В те годы по инициативе комсомольцев и при активной помощи партийной организации началось озеленение города и разведение индивидуальных огородов, — добавлял Василий Склепчук. — И тогда было доказано, что в Караганде при должном уходе и соблюдении правил агротехники можно выращивать хорошие овощи. И ни одной демонстрации в честь Великой Октябрьской революции не обходилось без овощей — многие выезжали с показом выращенного урожая — картофеля, морковки, помидоров».
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66461 материалов.
Посетители оставили 247307 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Картошка…. В советские времена она была во всех овощных магазинах не зависимо от времени года по цене 16 копеек за килограмм. Но тем не менее все предпочитали выращивать свою. У каждого предприятия были земельные наделы для огородов и они распределялись среди работников. Если это было далековато, то предприятие организовывало транспорт для выезда и сбора урожая. У жителей этажек в незатопленных и не загаженных как сейчас подвалах были там оборудованы кладовки под эту картошку. Люди бочками солили капусту и закатывали банки с огурцами и помидорами. А вот варенья в те годы почти никто не варил! Не могу сказать почему, наверное было много дешевых джемов и повидла. Из детской памяти воспоминание о вкуснейшем болгарском клубничном конфитюре.
)
Бураны! Ах, какие были бураны! Недельные, да такие что света Божьего не видать. Зима 1971 года. Хлеб к магазинам подвозили на военных тягачах. А вот потопов не припомню. И крыши с многоэтажек не сносило. Их, эти старые крыши и сейчас не сносит. Бураны были внезапные и если такой застигал нас на занятиях в школе, то возвращались домой организованно, провожая все вместе друг друга по пути местожительства.
Одежда. .. Валенки!! самая главная и самая обычная зимняя обувь. Начальство или люди со связями щеголяли в унтах. Овчинные полушубки, немыслимые сейчас, были обычным делом, а ватник самой распространенной спецодеждой. Шапки были непременно ушанки, для пацанвы кроличьи, для взрослых котиковые, у начальства ондатровые и пыжиковые. А варежки были или домашние вязаные или магазинные байковые ( на резинке, через рукава
читатель
01 апреля, 2017 в 10:55
Спасибо. Тут же вспомнилось про то, как зимой меня в валенках, двухлетнего, на санках везут, и снег падает.. Очень хорошо написали. А насчёт участков — так раньше считалось, что домашняя картошка лучше. Не уверен, что так оно и было — но тогда не было интернета и прочего, и гедонизм людей проявлялся в выборе картошки, возможно..
Александр
01 апреля, 2017 в 16:44
Вы, конечно, правы. И всё рассказываете как есть.
Вот только маленькая поправочка. Вы рассказываете про 70-е. А в 40-50-60-е не было, увы, ни земельных наделов — ни картошки в магазинах по 16 копеек.
В начале 50-х в Караганде даже хлеб и мука были проблемищей.
KO
01 апреля, 2017 в 19:26
В пятидесятых не жил, по этому и не пишу личных воспоминаний. Но из воспоминаний отца (которые частично уже здесь публиковались) скажу, что огородов вокруг поселков было великое множество и картошку выращивали все, кто только не ленился и до войны, и во время и после. На том и жили. А еще почти все держали коз, почти при каждой землянке была парочка. Это и молоко и шерсть и мясо. Вывели их почти напрочь лишь глупейшие Хрущевские реформы. На счет цен — они на товары первой необходимости были фиксированные (в гос.торговле конечно) и каждый год было обязательное снижение, о котором объявлялось и печатно и по радио. Люди знали и ждали этого.
В 1947 г. отменили карточки на хлеб, вначале были давки, но потом стабилизировалось положение и хлебного дефицита больше не было. А мука почему то долгое время была в дефиците и только во второй половине пятидесятых стала в свободной продаже, правда на вес, — мешками почему то не давали и приходилось брать тот же мешок в несколько приёмов.
читатель
01 апреля, 2017 в 23:08
Созвонился с одним знакомым дедушкой и выяснил на счет муки, почему мешками не продавали. Оказывается так государство пресекало возможности предпринимательства. Что бы не было возможности малого бизнеса, в смысле продажи пирожков или пышек. Боялись экономической независимости граждан. Поэтому и приусадебные участки ограничивали шестью сотками. Гражданин должен был работать на благо Родины, а огородик там или еще чего, только подспорье, а никак не основа благосостояния.
читатель
02 апреля, 2017 в 11:54
Во-во-во.. Именно это я и подразумевал. Но и 6 соток массово появилось не сразу — при Сталине душили сильно, при Хрущеве шарахались из стороны в сторону, при Брежневе давали уже вовсю.
Я не поленился — даже в Вики залез.
«Принятое в феврале 1949 года постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства.»
KO
02 апреля, 2017 в 22:31
На счет что при Сталине душили садоводство — не соглашусь. Просто оно было неорганизованно, хаотично, но тем не менее никак не каралось. Все близлежащие пустощи были засажены огородами (если имелась возможность полива) или просто картошкой. В Майкудуке эти огороды (вдоль железной дороги) частично просуществовали до строительства Восток1 — Восток2 и гаражных массивов.
Власть, не замечая мелких нарушений лукаво закрывала глаза на это, понимая что не доплачивает на производстве. Так же было и в конце пятидесятых, когда стали давать плановые участки под строительство домов, власть желая быстрого благоустройства и обжитости района не замечала калымящих шоферов и подворовывания стройматериалов.
читатель
03 апреля, 2017 в 10:09
«Ехали по-ленинградски в ботиночках и кепочках. Молодость! В Петропавловске ощутили первое прикосновение зимы.»
А вот и откровенная ложь…
Что значит «по-ленинградски в ботиночках и кепочках»??? С каких пор Ленинград находится в тропиках? Зима в Ленинграде не намного мягче чем в Караганде. На минуточку, Ленинград находится практически на границе полярного круга.
Ересь полная.
Хрупкий орех
01 апреля, 2017 в 22:08
Ну что вам сказать, географические широты это ещё не все. Вы были в Питере? Я бывал и неоднократно и по большей части именно зимой. Холодно, слов нет, но в ботинках проходить можно и в пальтишке не сдохнешь. А у нас, хоть и южнее на 3000 км, но климат почти чукотский. А раньше еще суровей было. Здесь валенки, тулуп и малахай единственное спасение от пронизывающих степных ветров. Никаких морей поблизости нет и зима наступает раньше чем на ленинградском севере.
читатель
01 апреля, 2017 в 23:50
В Питере зима «мягче»…и не забывайте про наши ветра…
Шал
02 апреля, 2017 в 08:49
Вранья там хватает
serikkrg13
02 апреля, 2017 в 10:17
Кому это надо было? Жили люди, не тужили в Днепре, в Питере… им впарили пропаганду, и поехали они в надежде… местным тоже досталось… кочевники знали как жить здесь — не трогали бы их образ жизни, они юы делились мясом так, что вся страна сытая была бы. И зачем перевернули вверх дном все? Сколько трагедий? Сколько разочарований … Чей весь этот гешефт?
ХБ
01 апреля, 2017 в 12:06
Наверно можно было бы обвинить советскую власть в настойчивой интеграции казахов в советскую государственность, если бы эта интеграция не началась бы ещё за долго до коммунистов, в конце XVIII века.
«А просвещённой интеллигенции России, была свойственна философия европейского Просвещения, ее концепции о трех стадиях развития человеческого общества (дикость, варварство и цивилизация).В практиках российских властей был просвещенческий настрой в отношении казахов, попытки улучшить благосостояние кочевников на основе их образования и пропаганды оседло-земледельческого типа ведения хозяйства.» (О.Е. Сухих Степь и казахи-кочевники)
Так, что советская власть воспринимала казахов как свой, российский народ.
Все претензии к интеграции казахского народа в российскую государственность предъявляйте к царской России, а не к Советам и коммунистам.
Уважаемый «Читатель».
И тем не менее
01 апреля, 2017 в 17:09
Извиняюсь.
Мой пост выше обращён к пользователю «ХБ»
И тем не менее
01 апреля, 2017 в 17:20
попробую ответить на ваш вопрос. надо было всей стране. Не будь Караганды с её угольком, то плохо бы пришлось стране во время войны, Донбасс был в оккупации, а металл нужно было плавить и паровозы без угля не ездили. Да и не будь войны, — есть такая наука Логистика, так вот согласно ей совсем невыгодно тот же уголь тащить на Кармет черт знает откуда.
на счет жили-не тужили. Жили -не тужили это как раз те, кого выслали. А добровольцы приехали, чего скрывать, отнюдь не по зову сердца, а за длинным рубликом. Романтики были в меньшинстве и все разговоры о комсомольских порывах это и есть пропаганда. На всесоюзных стройках очень хорошо платили (по сравнению с обычными предприятиями), кроме того там как правило было лучшее товарно-продуктовое снабжение и это многих привлекало, особенно молодежь. Девушки ехали в надежде встретить суженого, особенно из мест вроде Иваново, где был большой дефицит женихов. С крупных городов на всесоюзные стройки выжимали и всякую шантрапу, ставя им ультимативное условия — или загремишь в места не столь отдаленные или получай комсомольскую путевку.
На счет кочевников и мясного изобилия. Миф полный. В суровом климате, без сенозаготовок на зиму, на подножном корму, скотоводство очень рискованное дело. Это первое, и потом Караганда никак не повлияла на кочеводство, много степи она не забрала, тучных пастбищ на её месте никогда не было. Во все стороны от города на тысячу километров ничего тогда и не было — кочуй , не хочу. Город в степи дал многое и кочевникам. Тот же сбыт излишнего мяса. Кому то пришлась по душе оседлость и работа в городе, многие получили образование и профессию, стали врачами, учителями, чиновниками наконец.
читатель
01 апреля, 2017 в 17:14
Нарушилась система кочевий, власть из центра не учитывала тонкостей устройства степи, скотину отобрали тупо… люди кушали друг друга… в некоторые моменты люди строго по ночам передвигались. Днем опасность быть сьеденным была очень велика. Это не басни, это мой дед рассказывал, который сам пайку, заработанную у англичан , нес 50 км две ночи, а днем отсиживался в тальниках у водоемов… в спасске работа, еда… а вокруг людей косил голод… а в городе, 60 км от спасска, народ со всего союза романтику ловил ))) … чей же все таки гешефт?
Читателю
01 апреля, 2017 в 22:52
На счет романтики вы зря… Моя бабушка похоронила здесь семерых(!) детей из девяти рожденных. Такая она была, романтика. Не было никаких романтиков вообще, мифы это!
На счет гешефтов — вы лично можете, хотя бы предположить чью то личную выгоду? Кровавый диктатор был напрочь лишен меркантильности и оставил после себя пару ношеных кителей и сапог. Ничего не нажил и Хрущев. На местах конечно начальнички пощипывали как могли, но управлять и задумывать гешефты они не могли никак. Так что зря вы и на счет гешефтов.
И ещё. Говоря о местной трагедии, нужно и на окружающий мир оглянутся. Времена были зверские, жестокие и нигде хорошо не было. В той же Америке кризис свирепствовал, войны бутлегеров, безработица и великая депрессия. Что творилось в Европе тридцатых годов тоже описывать не надо, а уж про Китай и Индию и происходящее там — эпидемии, голод, резня — вы тоже не слышали? Нигде хорошо не было, мир выходил из последствий первой мировой как мог, каждый по своему, но дефицит гуманности общая черта тех лет.
читатель
02 апреля, 2017 в 10:00
Англичане, союз, всё перемешал, поэтому веры вам нет.
Это я
02 апреля, 2017 в 15:21
не, ну ладно спецпереселенцы-репрессированные, но кто в здравом уме поехал сюда из Ленинграда и Украины? Уму не постижимо…
Морлен
01 апреля, 2017 в 17:54
Морлен, а Вы сами как здесь оказались?
Созерцатель
01 апреля, 2017 в 19:28
спасибо сталинским репрессиям, а иначе бы мои предки в этих краях по собственно
Морлен
02 апреля, 2017 в 08:41
по собственной воле не оказались бы.
Морлен
02 апреля, 2017 в 08:41
Да, мои предки тоже были репрессированы сюда из России. Давно хочу узнать, из какой области, а спросить не у кого. Их уже нет в живых, к сожалению. Имею огромное желание узнать историю своего рода. Интересно, куда можно обратиться с таким запросом?
Созерцатель
06 апреля, 2017 в 21:34
Есть такие. Мои бабушки-дедушки, например.
И потом — в 30-40-е положение простых вольнонаемных работяг в плане переезда и выбора работы мало отличалось от положения спецпереселенцев.
Была выстроена система, фактически прикрепляющая работников к предприятиям. Заставляющая работать там, где укажут.
По тем временам оно и правильно, наверное. Не забывайте — шла подготовка к Войне, потом Война, потом восстановление разрушенного войною.
А уже в 50-х Караганда стала достаточно привлекательной в плане заработков и качества жизни.
KO
01 апреля, 2017 в 19:32
Дополню. В тридцатые вырваться из деревенского колхозного рабства можно было только через службу в армии (не вернуться после дембеля) уехать на учёбу или завербоваться на всесоюзную стройку. В армию брали не всех, согласовывали с руководством кохоза, на учебу тоже не все могли вырваться, а вот на стройку, в необжитые места — это всегда пожалуйста. Вот многие и ехали «на храпок» из теплых и зелёных краёв за удачей, надеясь что хуже колхоза то не будет. По крайней мере на стройках была зарплата и неплохая, а это не пустые трудодни за подневольный труд на колхозном поле.
читатель
01 апреля, 2017 в 23:19
Фактически, большевики вернули крепостное право, когда-то отменённое одним из царей. А насчёт военного времени — так ещё Пелевин сказал, что время в России бывает только военное, послевоенное, и предвоенное — других нет..
Александр
02 апреля, 2017 в 05:41
Ну во всяком случае, начиная с хрущевских времен — появилась хоть какая-то свобода действий. Хотя даже при раннем Горбачеве из-за паспортной системы я в России наелся проблем досыта.
KO
02 апреля, 2017 в 09:43
Большевики это часть народа, они не из космоса прилетели, так что возврат к крепостному праву это кармическое наказание ну или тайные чаяния. Многие и сейчас тоскуют по «сильной руке».
То что сказал Пелевин о стране, проводящей независимую политику и окруженную врагами — справедливо, но просто по другому не получается. Рассию на протяжении веков боялись, ненавидели и всячески лживо демонизировали. Это другая тема. Такой путь у страны. У многих стран путь полегче — время предпродажное, продажное и послепродажное. Ага… со всеми вытекающими..
читатель
02 апреля, 2017 в 10:18
Да как сказать насчёт «сильной руки».. Мне кажется, люди намного менее осознанны — они сами не знают, о чём тоскуют. Это какая-то неопределённая, неосознанная тоска — так, как есть — не хочется, а как хочется — непонятно. Поэтому одни и те же люди одновременно — тоскуют по «сильной руке», но не хотят грядущей чипизации, хотят дороги как на Западе, чтобы расстреливали, как в Китае, и так далее. Рефлексия же по старому режиму не соотносится с реальным прошлым, а является некоей формой психологической регрессии, мечтаний о не существовавшем в реальности далёком прошлом, когда деревья были большими, дороги — идеальными, никто ничего не воровал, расстреливали всегда за дело, чувства были настоящими, и у всех всё было..
Насчёт же вековой демонизации России — не думаю. Идеологическое противостояние со стороны других стран началось где-то после ВОВ, не раньше. До того причин для демонизации просто не было, потому что Россия никому серьёзно не угрожала, и не могла угрожать. Вся риторика про «двух друзей — армию и флот» была рассчитана только на внутреннее потребление, как и современные Киселёвские речи про ядерный пепел. На самом деле флот потерпел сокрушительное поражение при Цусиме. Да и истории он насчитывал немного — когда Пётр-1 начал строить первую флотилию, прошёл уже почти век с открытия Америки, а моря и основные колонии уже были поделены между европейскими государствами. Да и с армией было не всё в порядке — ход 1-й мировой войны, как показала практика, не очень-то зависел от участия или неучастия России в ней, да и сама война завершилась позорным Брестским Миром. Вроде бы крупная победа над Наполеоном — вовсе не победа армии, а, скорее, победа мороза и русской зимы, к которой французы были не готовы. И так было всю историю — если Россия побеждала, то только чудом. Расширялась же «империя» не путём войн (как Рим, Англия, и т.п.), а просто в местность типа Сибири, где и людей-то особо не было. Везде же, где жили люди (типа Кавказа) — она наталкивалась на серьёзное противостояние, и вязла в нём.. То есть, по большому счёту, всю свою историю Россия никого из цивилизованных государств не пугала, и напугать не могла..
Александр
02 апреля, 2017 в 14:03
Александр.
Спорить с вами невозможно в силу вашей косности, упёртости и малограмотности. Так, оперируете вершками, да и то, приправленными западным соусом. И вообще, я редко встречал такую ксенофобию ко всему Российскому, как у вас. Я воспитан на интернационализме и мне крайне неприятно видеть такое. Бог вам судья!
читатель
02 апреля, 2017 в 20:05
Рабами были, рабами остались!

Никакого развития, никаких изменений!
Это печально.
cinic
02 апреля, 2017 в 14:26
Ну как бы орда не была в рабстве… даже в ослабевшем виде она заставляла с собою считаться так или иначе. И в степи иметь рабов не представлялось законным… ни крепостных, ни рабов, ни легионеров. Так что рабами были, но не мы. Кем кем , но не рабами.
Мычание ягнят
03 апреля, 2017 в 00:20
Зато сейчас, к позорищу великому, частенько узнаём о фактах рабства на дальних зимовках.
читатель
04 апреля, 2017 в 09:39