Карагандинские дороги оцифруют
Почему карагандинцы постоянно недовольны состоянием дорог? Потому что власти из года в год скупятся выделить достаточно денег на ремонт и содержание городских улиц? А может быть, люди просто привыкли брюзжать, а на самом деле наши автотрассы в норме? Ответ на этот вопрос вместе с расчетами, фотографиями и картой обойдется бюджету в 176 миллионов тенге. Такую сумму выделили на паспортизацию, диагностику, создание базы данных, а также разработку норматива финансирования на содержание и текущий ремонт улично-дорожной сети города. Заказ достался алматинцам — Казахстанскому дорожному научно-исследовательскому институту. Уже несколько месяцев его передвижные лаборатории колесят по областному центру.
— Тут лазерный луч! На него нельзя смотреть. Это очень вредно, — тревожным окриком инженер Данияр Кошимханов предупреждает попытку корреспондента «Нового Вестника» заглянуть под профилометр. Прибор, установленный у капота, оставляет на земле красную точку, как от лазерной указки. Когда автомобиль движется, «ощупываются» все неровности на поверхности дороги. Данные мгновенно передаются бортовому компьютеру. Данияр, сидя в фургоне, наблюдает за графиком: ломаная линия на мониторе показывает ровность, колейность и макрошероховатость проезжей части. Автомобиль движется со скоростью 20-80 километров в час, охватывая четыре метра: чтобы снять дорогу по всей ее ширине, требуется дважды проехать по улице в обоих направлениях. Работа эта небыстрая: командировка Данияра продолжается уже пятую неделю. Причем он не первый инженер, которого присылает к нам институт.
— У нас есть двухгодичный договор с карагандинским акиматом, — рассказал «Новому Вестнику» вице-президент АО «КаздорНИИ» Азамат Жайсанбаев. — Проводится паспортизация, диагностика, создается электронная система управления улично-дорожной сетью (УДС) города Караганды, разрабатывается норматив финансирования на работы по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети — ориентировочно это 1100 улиц, 990 километров. Летом часть работ мы завершили. Сейчас в офисе проводятся работы по обработке полевых данных. Создаются электронные паспорта на каждую улицу, а также анализируются результаты инструментального обследования с целью оценки состояния улиц и назначения ремонтных мероприятий. Далее все полученные данные будут загружены в УДС Караганды для последующего их анализа и использования в процессе эксплуатации улиц и дорог города.
— Что такое паспорт улицы?
Паспорт — это основной документ технического учета улиц и дорог, включающий линейный график дороги и все ее технические и эксплуатационные характеристики, а также сведения о состоянии конструкции элементов дороги и происходящие с ними изменения.
В паспорте имеется вся техническая информация об улично-дорожных активах, в том числе по проезжей части (протяженность, категория, ширина и другое), дорожным знакам, разметкам, светофорам, тротуарам, остановкам, мостам, бордюрам. Используемые в проекте современные передвижные дорожные лаборатории оснащены всеми необходимыми оборудованиями, в том числе GPS, приемниками для последующей передачи данных в систему УДС. В конце заказчику представляем электронные паспорта на каждую улицу, отчет по диагностике с их комплексной оценкой и рекомендациями по их ремонтах, а также созданную систему управления улично-дорожной сетью (УДС) Караганды и проект норматива финансирования на работы по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети города.
— Что такое система управления улично-дорожной сетью (УДС)?
Наш проект — это часть большой работы, заданной государственной программой «Цифровой Казахстан». В Караганде сегодня идет цифровизация улиц и дорог. Система управления УДС — это электронная база данных с интерактивной картой ГИС (географическая информационная система), которая позволяет загружать, просматривать, хранить, анализировать и получать готовые отчеты в различных форматах (PDF, Excel, Word). Система УДС позволяет систематизировать работу заказчика, планировать работы в долгосрочной перспективе, на основе исторических данных обоснованно принимать решения, прогнозировать состояние улиц и дорог, оптимизировать работу заказчика и других пользователей системы, а также отойти от использования и хранения бумажных данных. В УДС хранятся все электронные паспорта дорог и улиц, информация о диагностике, система позволяет просматривать активы на карте ГИС, проводить анализ данных, прогнозировать состояние улиц и дорог и получать необходимые отчеты. В системе пользователь с помощью специальных фильтров сможет оперативно получить доступ к технической информации любого актива города, к примеру, моста, светофора, знака, может просмотреть местоположение актива на электронной карте и выгрузить карточку актива.
— Цифровизация проходит поэтапно?
— Да. Сейчас мы завершаем вторую часть. Многофункциональные передвижные лаборатории датского производства проводят комплексную диагностику улиц и дорог. В настоящее время во многих регионах используют визуальную оценку. То есть специалист выходит на дорогу и чуть ли не навскидку говорит: здесь нужен средний ремонт, здесь капитальный, а здесь текущего достаточно. Однако специалист может ошибаться. Мы же исключаем человеческий фактор. У нас же комплексная инструментальная диагностика. Измеряем прочность, колейность, ровность, макрошероховатость и другие показатели улиц и дорог, далее анализируем полученный комплекс данных и выдаем рекомендацию на выполнение ремонтных работ.
— Правда ли, что в итоговой карте будут содержаться GPS-координаты каждой трещины, портящей дороги Караганды?
— Да это правда. Наша передвижная лаборатория имеет такую возможность. Лаборатория оборудована сканером, который позволяет снимать каждую трещину и привязывать ее к GPS-координатам. Но заказчику мы даем уже конечный результат, обобщенный по всем параметрам. Представьте: в одном километре может быть выявлено до 50 тысяч трещин в зависимости от состояния улиц. Это очень большой набор данных, поэтому наши инженеры анализируют полученные данные и предоставляют сводную информацию о трещинах.
— Сможет ли заказчик определять по вашей карте размеры денежных вливаний, необходимых для поддержания дорожной сети в порядке?
— Сможет! Сейчас мы разрабатываем норматив финансирования. Вычисляем, сколько будет стоить ремонт и содержание улиц города. Мы получили всю информацию от заказчика: акты выполненных работ и другие сведения. Сейчас проводим аналитическую работу. Расходы определяются по специальной методике. Пока цифры назвать не можем. Они будут готовы на следующий год.
— Сколько всего ваших автомодулей работало в нашем городе?
— Первая передвижная лаборатория по паспортизации, которая собирала видеоматериал, примерно более месяца находилась в Караганде. Вторая определяла прочность покрытия — тоже более месяца. Та лаборатория, которая сейчас исследует неровности, будет работать до выпадения снега, а также продолжит эти работы в следующем году. Четвертая группа мостовиков также пробудет в Караганде около месяца. В настоящее время пятой группой проводятся работы по подсчету интенсивности. На следующий год планируем шестую лабораторию отправить, которая определяет конструкцию дорожной одежды. Это информация только о полевых работах, которые мы выполняем и планируем провести, кроме того, предстоит большая работа по камеральной обработке полученных данных, анализ данных, создание и наполнение базы данных, обучение специалистов и другое. На следующий год мы сможем дать оценку — в каком состоянии каждая улица. Система управления улично-дорожной сетью облегчит работу заказчика и подрядчика, осуществляющих ремонтные работы улиц и дорог города. У пользователя будут все данные на руках. Конечная цель — правильное назначение ремонта, долгосрочное прогнозирование состояния улиц и дорог города и систематизация управления улично-дорожной сетью города. Хотелось бы отметить что нашему институту в прошлом году исполнилось 60 лет. Все эти годы институт занимается исследованием проблемных вопросов в автодорожной отрасли. За последние годы сделано три научных открытия в автодорожной отрасли, имеются и другие определенные наработки, которые хотелось бы применить на практике, в том числе в этом проекте.
С передачей готовой карты отделу ЖКХ отслеживание ям на автомобильных дорогах не завершится. Предполагается, что в последующем виртуальная база будет регулярно обновляться уже самими чиновниками, так что сведения, содержащиеся в ней, никогда не потеряют актуальности. Зная логин и пароль, пользователь сможет в любой момент, из любой точки мира, получить полный набор данных по дорогам города: как по тем, что ремонтировались совсем недавно, так и по тем, что долгие годы не видели асфальтоукладчиков. Объединение в едином хранилище старых и новых сведений — весьма полезная функция. Заведующий сектором автомобильных дорог Нуржан Тасмагамбетов объясняет почему:
— Сотрудники у нас меняются, переезжают, переходят с место на место. И большая часть информации не сохраняется. Сотрудник уволился — все, больше никто не знает, когда был ремонт, каким он был. А в базе информация будет сохраняться вне зависимости от кадровых перестановок. Городу нужна такая база еще и для того, чтобы адекватно понимать объемы необходимого финансирования. Так, например, в этом году в городе недофинансирование содержания автомобильных дорог в связи с ограниченностью бюджетных средств. И такая ситуация не только в этом году. Мы сталкиваемся с этим на протяжении многих лет. Но теперь алматинский дорожные институт на основании исследования даст объективный расчет. Когда появятся нормативы финансирования, наша работа упростится.
Всего на сайте опубликовано 66325 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.