Автор: Анастасия Машнина
Сундук с наличкой достался тем, кому деньги не нужны. Финал у спектакля «Золотой осел Насреддина» получился поучительный. Режиссер Денис Цветков не стал адаптировать историю под ранимое, как нынче принято считать, детское восприятие. Злого правителя без сожаления утопил в речке и даже не подумал воскрешать психопата и отправлять на перевоспитание.
В целом получилось довольно недурно, без толерантных диснеевских соплей. Единственное, что позаимствовал карагандинский постановщик у голливудской фабрики грез — идеи костюмов. Штаны, халаты и тапки с загнутыми носами шили из разноцветного блестящего атласа, имея в виду красочные наряды фильма «Аладдин», разумеется, с учетом ограничений театрального бюджета. Стихи для песен на чарующие восточные мотивы Денис Цветков сочинил сам. Ханских прислужниц заставил исполнять танец живота. Арабская грация не всегда давалась актрисам Русского драматического театра, тем не менее они старались. Их движения выглядели в принципе убедительно на фоне нарисованных золотой краской луковок-куполов и горящего звездами задника. Вот если бы еще золотые монеты в ханской сокровищнице звенели драгметаллом, а не издавали при падении звук рассыпавшихся матрешек…
Сказка поставлена к Наурызу по пьесе дагестанского драматурга Шапи Казиева, которую давно уже взяли в репертуар многие постсоветские театры. Интересно, что при всем разнообразии новых фэнтези-историй незамысловатый старинный анекдот о находчивом страннике продолжает пользоваться популярностью у зрителей.
— Дети увидят борьбу добра со злом, — пояснил свое видение постановки режиссер, не зная, что из-за карантина постановку отменят. — Взрослые тоже извлекут для себя какую-то философию: о том, что негоже позволять ханам садиться вам на шею. Когда мы сговаривались с отрицательным персонажем, он спросил, может ли он внести в свой образ нотку раздумья. Я ответил: «Понимаешь, сказка длится всего 45 минут, если ты еще будешь раздумья вносить, зрители не поймут, за кого переживать — за положительного героя или за отрицательного». Здесь, как в любой сказке, все должно быть однозначно. Поэтому мы преувеличиваем. Мы не можем играть полутонами.
— Над центральным входом в зрительный зал вылеплена цитата Назарбаева о том, что культура — главнейшая артерия истории человечества. Что вы двигаете по этой артерии своей постановкой?
— Я пропагандирую добро и сострадание. Если человек находится в плену, то мы должны помочь ему вырваться из этого плена. Мы должны использовать все свои возможности. Некоторые люди, сталкиваясь со злом, опускают руки, пытаются смириться. А кто-то, как Насреддин, берет и делает. Совершает добро не ради денег. Естественно, как любой человек, я за справедливость. Когда мы ставим спектакль или когда живем жизнь, мы надеемся на то, что сможем что-то изменить. Лично мне бы хотелось, чтобы люди стали культурнее. Сейчас мы перестали доверять друг другу, перестали оставлять двери открытыми в домах. Мое детство прошло при Союзе. В семидесятых годах я жил в Майкудуке, в 14-м микрорайоне. И мы никогда не запирались на замок. К нам соседи спокойно заходили. Все друг друга знали. Меня из садика забирали соседи. Мне там было хорошо. Я очень любил и свой садик «Колыбелька», и весь свой район. В те времена он не считался бандитским. Помню, у нас был молочник, который каждое утро приезжал на мопеде во двор и кричал: «Молоко! Молоко!» И мы, дети, прибегали к нему с бидончиками. Нам было интересно посмотреть на его мопед. И почему-то для некоторых из нас он намазывал в стаканчик мороженое. Это был просто добрый человек, денег за угощение с нас не брал. Это было так приятно! Воспоминания из детства ласкают душу. Хотелось бы, чтобы такие воспоминания были у каждого. Делай добро и бросай его в воду!
— А вы готовы поступать как Насреддин?
— Насреддин жизнью рисковал — ему собирались отрубить голову. Вы меня конкретно спрашиваете? Да, я готов рисковать так же, как Насреддин. Вспомните Великую Отечественную войну. Кто-то прятал голову в кусты, а кто-то шел под пули и бросался на амбразуру. Если я вижу конкретную несправедливость, я буду с ней бороться, насколько хватит моих сил, моего терпения и моей жизни.
Павел Кондратьев, которому доверили играть Насреддина, таких смелых заявлений не делал. Признался лишь, что ему очень комфортно в своей роли. Что он очень много наблюдал похожих персонажей в жизни и постарался перенять их манеры для сценического перевоплощения.
— Это сказка восточная и страна у нас восточная, — рассуждает актер. — Страна не сильно богатая, страна третьего мира. В бедняках можно часто увидеть повадки Ходжи Насреддина, потому что им нужно выживать, а не наслаждаться жизнью. Им присущи хитрость, смекалка, смелость. А Насреддин при всех этих качествах еще и готов раздавать богатства бедным. Я сам человек небогатый, поэтому тоже так поступаю. Когда, бывает, находишь кошелек, в котором много денег, ты не присваиваешь его, а звонишь, если есть удостоверение, хозяину, говоришь: «Пожалуйста, заберите! Мне вашего богатства не нужно». И у нас в конце сказки Насреддин почти то же самое произносит: «На чужом богатстве своего счастья не построишь».
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.