Реформа уже идёт — важно, чтобы население было не только получателем, но и полноценным участником процесса!
В Астане стартовала грандиозная государственная программа капитального ремонта многоэтажных домов, которая открывает новые горизонты для улучшения качества жизни горожан. Это амбициозный шаг в сторону модернизации жилого фонда, когда государство берет на себя ответственность за восстановление и обновление зданий, обеспечивая их долгосрочную эксплуатацию и комфорт для тысяч жителей. Одним из первых домов, который оказался в числе участников программы, — дом по адресу Кудайберды улы, 29/1.
Когда этот дом был выбран для отработки новой процедуры, его управляющий сразу заметил риски для интересов жильцов.
Основные проблемы:
Отсутствие прозрачности — жильцы не видят смету и не контролируют работы.
Риски формального подхода — отсутствие гарантий.
Несоответствие подрядчиков требованиям ЖКХ — участие ИП, не способных нести полную ответственность.
Управляющий изучил ситуацию в других городах и понял, что проблемы системны. Региональные операторы программы не подотчётны — жильцов отправляют в ОСИ, управляющих — в суд.
Решение: изменить порядок заключения договоров. Оператор предложил подписать индивидуальные договоры с 450 собственниками, но это оказалось невозможным. К сожалению, жильцы редко участвуют в собраниях.
Позиция дома: либо единый договор на ремонт общего имущества, либо отказ от участия.
С помощью специалиста из Центра Жилья дом стал пилотным проектом по внедрению нового порядка финансирования. Несмотря на
отсутствие индивидуальных квитанций, дом выполняет свои обязательства вовремя.
Управляющий отмечает, что актив ОСИ справился с задачей, интересы собственников были защищены, а имущество отремонтировано качественно и в срок.
— Мы очень рады в целом случившейся реформе и изменениям в Жилищных отношениях по управлению многоквартирными жилыми домами, — говорит Ерлан Карбаев, председатель ОСИ дома по адресу Кудайберды улы, 29/1. — У нас новый двор, новый ремонт холлов, новая кровля, отремонтированные тепловые пункты и подвалы. У нас для жителей ежемесячная отчетность, мероприятия постоянные внутри дома проводим, 1 июня. У нас уже второй состав ОСИ – то есть я второй председатель, и вот с момента образования, как начал работу первый председатель совершенствования дома не перестают. Мы участники городских конкурсов, выигрываем призы для дома на уровне города. Все призы для дома: это и насосы, и стройматериалы. За каких-то 4 года, мы кардинально изменили работу по объекту.
—В Астане реализуется масштабная программа капитального ремонта многоэтажных домов за счёт государства, — говорит специалист в сфере жилищных отношений и реализации госпрограмм по капитальному ремонту Гульвира Абетова. — И на практике возникает ряд серьёзных проблем, требующих срочной систематизации и пересмотра подходов. Единственный выход – это унификация процессов по всем городам, которая позволит выстроить единый подход по развитию государственных программ в целях недопущения роста аварийности домов. Упадок дома может стремительно расти, особенно при острой нехватке квалифицированных кадров в данной сфере. А ожидание ремонта может длиться годами. Единственный выход — унификация процессов по всем регионам, чтобы исключить рост аварийности зданий на фоне нехватки кадров в сфере ЖКХ.
Также отсутствует прозрачность. Жильцы не видят смет, не участвуют в выборе подрядчика. Приёмка часто формальна: недобросовестные исполнители сдают работы, пользуясь юридической неосведомлённостью председателей ОСИ/КСК, часто пенсионного возраста. Подпись одного человека — председателя — становится основанием для снятия всех обязательств. Фиксируются случаи участия ИП, что противоречит ЖКХ-концепции: ИП/ТОО не могут быть балансодержателями общего имущества и не несут гарантийных обязательств.
Нет единого государственного контроля. Хотя нормы едины, реализация программы в разных регионах отличается, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и отсутствию прозрачности при приёмке работ.
Отсутствие системного подхода — капремонт без регулярного обслуживания — временное решение. Через пять-десять лет объект снова потребует ремонта и нового займа. Это создаёт почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных управляющих.
Необходима корректировка Концепции развития ЖКХ на 2023–2029 годы, поскольку в систему управления МЖД вводятся новые субъекты, но при этом нет единого подхода к исполнению и контролю.
Без соблюдения правил и исполнения актов риски роста аварийности домов станут реальностью. Реформа уже идёт — важно, чтобы население было не только получателем, но и полноценным участником процесса!
Всего на сайте опубликовано 66982 материалов.
Посетители оставили 247344 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.