Есть идеи и чувства, которые могут перевернуть мир. Как внутренний — человека изнутри, так и снаружи.
Как писал Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» о чувстве, кардинально изменившем жизнь героев: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Великие духовные наставники, обладающие знаниями, не спешат с передачей их первому встречному: они тщательно изучают внутренний мир и исправляют духовные устремления своих преемников. Дабы не погас свет, который они призваны нести. И разглядеть его в других. Отсюда вытекает важная задача: очистить внутренний мир от посторонних вибраций. Сможет ли ученик адекватно понять преподносимые ему идеи и в свой черед донести их до других или станет для них могилой?
То есть всегда существовала определенная культура передачи знаний. Сначала нужно удостовериться, что в почве, куда предполагается опустить семя, есть то, что даст ему прорасти. А, возможно, она нуждается в удобрении. Мудрый человек не будет сеять в неподготовленный грунт. Это великая практика, которая существует столетиями. Учитель должен почувствовать сердцем личность во всех ее проявлениях, чтобы дать те знания, которые требуются ученику здесь и сейчас. Это не штамповка готовой продукции, это не процесс одного дня!
К сожалению, в современный век информации универсальная по своей простоте идея становится вирусом массового сознания. Например, что нужно отвергнуть все доводы разума и принять на веру то, о чем говорит новый знакомый. Или что все беды мира от неправильного вероубеждения. Тогда вместо кропотливого и трудоемкого процесса работы над собственным внутренним миром встает глобальная по масштабам задача уложить в прокрустово ложе своего узкого понимания все вокруг.
И главной задачей видится посягательство на самое святое, что есть у каждого, — на его веру. Это в корне неверная постановка вопроса, потому что каждый человек ценен для нас своими уникальными убеждениями, которыми он живет, которые помогают ему в работе, в укреплении семейных отношений… Ведь наша задача как человеческого общества — взрастить на почве духовности ровные красивые деревья.
Конечно, человек стремится упорядочить и усовершенствовать свою жизнь в соответствии с новыми знаниями. И тут важно не ошибиться, какие вопросы являются первостепенными, а какие второ- и даже третьестепенными…
Особенно в получении религиозных знаний посредством сети Интернет кроется главная проблема: когда актуальность для аудитории преподносимой информации и мобильность оратора бьет по образованности и компетентности истинных наставников.
На фоне борьбы массовой культуры потребления информации и индивидуализацией восприятия окружающего мира встает главная экзистенциальная дилемма: обеднить содержание великой идеи для усвоения большинством или поднимать мировосприятие аудитории на ее уровень?
Каждый решает сам, ведь и за сохранность разума и совести в конечном счете несет ответственность их уникальный владелец…
Важно не обмануться прежде всего в мировоззренческих опорах, когда особую ценность имеют не вес и глубина мысли, а количество подписчиков у псевдоучителя. Когда своеобразие мышления трактуется как слабость ума… Когда путь от получения до передачи знаний занимает один клик на компьютере… Когда легче обвинить кого-то другого, а не себя…
Поэтому нужно превратить и процесс получения религиозных знаний и формирования своего мировоззрения в шедевр высокого искусства, а не в продукт массовой культуры. Из пассивно воспринимающего информацию объекта воздействия (попросту потребителя) важно превратиться в творца, созидателя, не становясь пешкой в чужой игре.
Ведь тогда мы сможем ощутить, какой вклад вносим в общечеловеческом масштабе. Насколько сможем заполнить время и пространство бытия высоким смыслом, чтобы не осталось ни малейшего пробела. Ведь у нас много ролей — сын (дочь), муж (жена), отец (мать), коллега по работе, приятель (-ница) по увлечению… Станем ли мы полновесно нести за это ответственность, наполняясь изнутри, или попытаемся схлопнуть пространство возле себя мощнейшим взрывом внутренней пустоты?
Если человек пророс корнями в суть бытия, осознал свою ответственность перед обществом, связан с ним тысячью невидимых, но прочных нитей, он становится для нас путеводной звездой. Изучая его полноценную жизнь, видя, как плодоносит его деятельность, мы хотим прикоснуться к источнику его убеждений, ставшим средством процветания человеческого рода.
Поэтому всегда важно помнить, что желание отобрать, обвинить, разрушить не есть свойства подлинного наставничества.
Розалия Хусаинова
Всего на сайте опубликовано 67868 материалов.
Посетители оставили 247332 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.