«Мама, приезжай, пожалуйста, нам здесь хана, я остался в одном белье», — Салтанат, невеста осужденного отбывающего наказание в колонии АК 159/6, пересказывает разговор матери и сына – заключенного. — «Он успел позвонить ей в понедельник вечером, потом таксофоны перестали работать». В это время в колонии проходили «плановые обыскные мероприятия». Салтанат называет их «шмоном» и говорит, что накануне жители видели, как в колонию завозили войска, а после слышали «ужасные крики».
Салтанат вместе с другими невестами, мамами, сестрами осужденных дежурят у ворот колонии третьи сутки.
— Мы приехали сюда 20-го сентября, во вторник, — рассказывает Салтанат, — привезли передачку. Кое-что нужно было докупить, и мы пошли в местный магазин. Приходим, а там продавец говорит нам, что из колонии со вчерашнего дня слышны ужасные крики. В колонию завезли «маски-шоу» – войска — со щитками, в касках, бронежилетах. Говорит, там ваших мужей до смерти избивают, как вы это терпите?
В тот же день в поселок Долинка (здесь находится колония АК 159/6), узнав о происходящем, стали съезжаться родственники других заключенных. Все вместе они стали просить администрацию о краткосрочных свиданиях, чтобы убедиться, что с их мужьями и сыновьями все в порядке. Но на встречу удалось попасть только Айжан. На днях она приехала из Алматы, на 20-ые числа сентября у нее и теперь уже ее мужа, была назначена регистрация брака.
— Меня запустили буквально на пять минут, — рассказывает Айжан, — только расписаться дали. Мы даже не поцеловались, как положено молодоженам. А о трехдневном свидании, которое должно быть у нас по закону, они сказали, даже не думать.
Сейчас приехавшие родные снимают комнаты в Долинке. И не знают, что им делать дальше.
С одной стороны, родным очень хочется привлечь внимание общественности, говорят, что понимают – самостоятельно с ситуацией не справятся. С другой они очень боятся -, чем больше шума поднимается вокруг проблемы, тем хуже приходится их близким в колонии. Жены заключенных говорят, что у них есть видеозапись, на которой видно, как избивают их мужей, но дать ее в руки прессе не решаются. Чтобы доказать, что за помощью они обратились не просто так и в колонии «правда идет беспредел», девушки ведут нас в магазин, в котором им рассказали тогда о криках. Женщина – продавец, которая двадцать минут назад говорила корреспондентам «НВ», что «вообще ничего не слышала», увидев девушек, опускает глаза и начинает переставлять бутылки. К слову, опрошенные нами жители домов, которые находятся возле колонии, говорили тоже самое. Только одна хозяйка сказала, что «такие крики были в понедельник!», но потом вышел ее муж и, показав нам на выход, добавил: «ничего не знаем».
— В этот раз я ничего не слышала, потому что редко дома бываю, — рассказала другая жительница Долинки, ее дом находится в нескольких метрах от стен колонии, — а вот когда несколько лет назад тут бунт был, тогда я слышала. На крышу залезла, все видела, как их (осужденных – авт.) гнали в изолятор, как они падали, «мама» кричали.
…Продавец в магазине долго не соглашалась говорить о колонии, пока девушки не стали плакать.
— Я сама ничего не видела, только слышала, — говорит продавец, — Сейчас не вспомню, какой день был, но да, говорили, что шум был. Рабочие шли в зону, а их не пускали. Приходили жители, говорили, что сбежали особо опасные преступники, что угнали машину, мол, все прячьтесь по домам.
— Почему подумали на побег?
— Потому что ажиотаж такой был. Войска понагнали. Работников не пускали. Приехала знакомая, она работает в 159/11, говорит, туда военные тоже приехали проверку проводить. И сотрудникам бухгалтерии сразу сказали «отойдите от окон». Через них кажется колонию видно…
Девушки не дают продавцу договорить, опять поднимается шум. Они кричат, что «люди – изверги», и спорят, куда идти сначала, в генеральную прокуратуру страны или в европейский суд по правам человека.
— Это все недоказуемо, — говорит продавец, — Сотрудники ничего этого не скажут, естественно. Там все строго – настрого запрещено, все через увольнение.
В департаменте УКУИС от комментариев не отказываются. Говорят, в колонии проходили плановые обыскные мероприятия.
— Часть отрицательно настроенных осужденных, которые отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, и имеют большие сроки наказания, в категорической форме отказалась от досмотра, — поясняют сотрудники департамента. — Не выполнили законные требования администрации. Вели себя агрессивно, оказали физическое сопротивление. Для пресечения противоправных действий были применены спецсредства — наручники, резиновые палки. При досмотре присутствовал специализированный прокурор по надзору за законностью в исправительных учреждениях.
В итоге, у тех, кто оказал сопротивление, были найдены сотовые телефоны. Сорок человек поместили в изолятор.
Родные заключенных, напротив, уверены, что все происходящее сейчас в АК 159/6 – сплошное беззаконие. Они написали жалобу в областную прокуратуру, попросили разобраться, почему в АК 159/6 «творится произвол» и «избивают осужденных». Собираются на прием к акиму области, чтобы выяснить, почему накануне из колонии на грузовых машинах вывозили теплые вещи, которые заключенным передавали родные, телевизоры и холодильники. Почему сейчас запрещены свидания, и на входной двери появилось объявление, что «доступ в колонию запрещен в связи с ремонтом».
— Я была на свидании у мужа ровно неделю назад, — говорит Салтанат, — Какой ремонт? Там все было в идеальном состоянии.
— Туда даже медиков не пускают, — негодует Ирина, жена отбывающего срок в этой колонии, девушка попросила не называть ее фамилию и даже изменить имя. – Говорят, для вашей же безопасности, чтобы в заложники не взяли. Да администрация просто не хочет, чтобы из колонии вышла информация, в каком состоянии находятся люди, которых закинули в изолятор.
— Это негласный указ после беспорядков в Балхаше – все переворачивать, искать оружие, телефоны, — считает Айша, тоже попросившая изменить ее имя, срок в колонии отбывает ее брат. – Но даже если это простая инвентаризация, она же должна как-то гуманно проходить. Хорошо, ты ломай, ты круши. Но людей не трогай. На каком основании их избивают? За что? За то, что они осужденные? Они уже несут наказание.
Родные начали сбор денег, чтобы оплатить услуги правозащитника Вадима Курамшина, на днях он должен приехать в Караганду из Алматы. И продолжают по очереди дежурить у ворот колонии, надеясь увидеть своих близких.
— Кто это выдержит? – говорит Вадим, — А потом стали избивать выборочно, по заранее составленному списку. Я не знаю, что это за список и кем он составлялся. Но я знаю одно, что происходящее сейчас в колонии не устраивает самих осужденных, и вызывает недоумение у администрации колонии.
— Почему?
— Потому что в их повседневную работу стали вмешиваться посторонние силы – это силы внутренних войск, силы бойцов «Беркута», которые вообще не имеют никакого отношения к процессу исправления осужденных. Привлечение внутренних войск, бойцов спецподразделений допускается только в прямо оговоренных законом случаях, таких как массовые неповиновения или стихийные бедствия. Таким образом, система МВД показывает свою силу, выражающуюся в неоправданной жестокости.
— Это связано с переходом Комитета уголовно-исполнительной системы из министерства юстиции назад в ведение МВД?
— Этого вообще не стоило делать, даже с точки зрения логики. Направление работы системы МВД — это борьба с преступностью, раскрытие преступлений. А сейчас, когда уже осужденные отбывают наказание, получается, что они находятся под гнетом системы МВД. Это создает благоприятную среду для превышения служебных полномочий, для гонки за статистикой, искусственной раскрываемости.
«Мы нижеподписавшиеся осужденные учреждения АК 159/20 наблюдаем за событиями в СМИ и происходящим здесь, в нашем учреждении, и не хотим оставаться безучастными. Так как осужденные, совершившие побег с ШИЗО обливают грязью сотрудников учреждения и само учреждение. А так же вводят в заблуждение общественность, наших родных и близких, которые смотрят СМИ, где смутьяны врут (…). Мы лично были свидетелями того, сколько раз администрация колонии прощала осужденного Байтахова за его правонарушения, интриги, наговоры и конфликты с другими осужденными (…). Мы ниже подписавшиеся осужденные знаем на протяжении долгого времени ДПНК, который работает здесь не один десяток лет, а так же контролера, дежурившего в тот день в ШИЗО. Мы хотим сказать, что именно этот ДПНК является одним из тех сотрудников в исправительной системе, которого можно ставить в пример молодым сотрудникам и которого можно назвать воспитателем с большой буквы. Он никогда не оставался безучастным к нашим проблемам и просьбам. Мы хотим, чтобы органы, которые занимаются этим происшествием, объективно и справедливо разобрались в этом. И выслушали не только троих заключенных – нарушителей, которые в данный момент от безысходности готовы облить грязью всех, лишь бы уйти от ответственности самим. Мы приехали из разных колоний со всех областей Казахстана. С полной уверенностью мы говорим, что в нашем учреждении со стороны администрации не совершается никаких противозаконных действий в сторону осужденных. А наоборот они всячески стараются улучшить наш быт и досуг. Просим опубликовать письмо, успокоить наших родных и близких». Рогалев, Ветров, Махмутов и еще 23 подписавшихся.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 67256 материалов.
Посетители оставили 247370 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
До чего же вы господа » воспитатели » закомплексованы системой, хотя бы попытались изменить замполитовский слог.
СТРАЖ
28 сентября, 2011 в 13:18
Задолбали эти зеки. Несчастные, обижают их, типа. А когда меня держали под лезвием ножа, такие крутые были.
007
28 сентября, 2011 в 15:23
Тоже мне Ангел, задолбали его, вот как раз таких как ты долбать надо почаще!!! А мы их любим и ждём!!!
мария
06 февраля, 2012 в 23:51
[quote post=»22754″]Задолбали эти зеки. Несчастные, обижают их, типа. [/quote]
если Вы или кто-нибудь из Ваших родных когда-нибудь окажется по ту сторону решетки (а ведь народная мудрость гласит, от сумы и от тюрьмы не зарекайся),думаю рассуждать Вы будете иначе…
Заключенные несут наказание, но ведь законом не предусмотрено физическое или моральное насилие над ними. Ведь в конце концов это тоже люди, это чьи-то сыновья, мужья, братья…
Думаю, что общественность должна уделить этому вопросу должное внимание. Гуманное отношение должно сохраняться везде и со всеми.
guest
05 октября, 2011 в 12:44
[quote post=»22754″]Задолбали эти зеки. Несчастные, обижают их, типа. А когда меня держали под лезвием ножа, такие крутые были. [/quote]
правильно говоришь…..никто просто так не попадает туда….они тоже когда то сделали кому то больно,у кого то отняли близких,кому то поломали жизнь……думаю каждому надо быть человеком во всех смыслах…а то получается они дел натворят а потом такие бедные…вот здесь уместна фраза сталина на вас не хватает…может тогда будут задумываться перед тем как что то сделать….
а я
08 ноября, 2011 в 00:14
думаю, каждый слышал про ситуации, когда невиновных людей подставляли и подбрасывали им чего-нибудь лишь бы посадить или взять с них «откупные»…
так что, наверно не стоит высказываться по поводу так называемых «зеков»… ведь и среди них есть просто жертвы «системы»
guest
08 февраля, 2012 в 22:17