Если задуманное осуществится, в ближайшие три года наш город преобразится. Его украсят небольшие композиции из бетона и смальты – милые и забавные, иногда абстрактные, но непременно понятные для простых людей. Скульптуры будут рассчитаны на тесный контакт с человеком: их можно будет активно трогать руками и сидеть на них верхом. Площадки вокруг них обязательно облагородят. Поставят рядом новые красивые урны и скамейки.
Два года назад союз художников разработал концепцию малых архитектурных форм. В этом проекте художникам предложили заняться самовыражением. Не стесненные никакими требованиями, кроме разве что пожелания делать вещи, понятные народу, художники ушли в свободное творчество. И в итоге сделали три десятка эскизов. Это и мультяшные персонажи, и мышки-свинки-улитки из тюркского календаря, и стилизованные вещи на вечные темы материнства, любви и семейных ценностей. Сейчас художники присматриваются к городским площадкам, решают где что будет лучше смотреться.
— Предложение было еще от Проценко – предыдущего председателя союза художников, — говорит нынешний председатель Айдархан Калмаханов. – Сейчас уже проделана большая работа. Недавно мы проехали по всем улицам, сделали фотографии. Привязка к местности очень важна, должна появиться своя философия у каждого района.
Застывшие болельщики
— Расскажите об основных направлениях вашего проекта.
— По генпроекту развития Караганды, который был утвержден правительством, у нас Юго-Восток становится довольно насыщенным. Это видно уже сейчас. И административная часть со временем туда будет пhttps://nv.kz/wp-includes/js/tinymce/plugins/wpeditimage/img/delete.pngереезжать, и наши основные крупные организации. И туда прямо просится декоративно-художественное оформление. Может, что-то связанное со сказками. Потому что проспект Республики – это тот участок, где всегда большое скопление детей. Если выезжаем из города, видим с правой стороны много детских площадок. А вот левая половина – пустовата. Может, стоит и ее заполнить. Хотя основным мотивом на республиканской трассе должны стать какие-то знаковые вещи с тюркской символикой. Другая площадка Юго-Востока — район спортивных комплексов. Думаем сделать там аллею народных игр. И потом, есть же еще наши олимпийские чемпионы: Серик Сапиев и Александр Муравьев, который в 80-м году занял в Московской олимпиаде призовое место. Так что возможно даже создание аллеи чемпионов. Это же получится воспитательная работа, подрастающее поколение будет гордиться. В древней Греции было нормальным явлением, когда олимпийским чемпионам ставили памятники. Это исторический факт.
— Хотите поставить памятник Серику Сапиеву?
— Почему бы и нет? А еще, если уж зашла речь о спорте, не стоит забывать стадион «Шахтер». Перед ним замечательная площадка. Общепринято, что в советское время в таких местах ставили фигуры футболистов. А почему бы не сделать памятник болельщикам? У нас этот вопрос давно уже муссируется.
На коне
— Будем работать и с нашим центральным парком. Еще в конце девяностых годов ныне покойный Станислав Ильич Мордвинцев водил туда нас, молодых. И показывал, где что можно поставить. Сейчас частично этот район насытили, после того как перевезли туда скульптуры с «Этнопарка». Но хочется большего. Все-таки зона отдыха предполагает развлекательное направление. Там могут быть те же птички или нечто отвлеченное. У нас большой опыт работы в этом плане. Другое дело, что он долгое время не аккумулировался. Мы больше занимались крупными монументами. Хотя многие отмечают, что в Караганде нет ни одной академически хорошо исполненной конной скульптуры. «Суюнши» мы не берем, потому что она больше относится к декоративному направлению. А видится что-то типа Петра I Этьена Фальконе, когда и конь чувствуется, и всадник.
— Кто будет на коне?
— Надо подумать. Мы можем предложить, а наша администрация решит. Может, это будет Аблай-хан или какой-то известный в нашем регионе батыр. Соответственно, должна быть какая-то значимая площадь. Чтобы, проезжая мимо, карагандинцы испытывали гордость за своего общего предка. Предложений пока нет. Но мы хотим эту идею выдвинуть, потому что через два года Караганда будет отмечать 80-летние. Тем более авторы есть. У нас как-то проводился конкурс, хотели поставить памятник Жадыгер-батыру на площади перед бывшим кинотеатром «Аврора». Но проект канул в лету.
Вандалостойкая культура
— Почему вы ничего не говорите о Пришахтинске и о Майкудуке? Их украшать не предполагается?
— Почему? Просто у нас есть не очень приятный опыт работы в Майкудуке, когда мы поставили Венеру на улице Архитектурной и через неделю ее убрали, потому что местные жители стали возмущаться: «Что тут делает обнаженная женщина?». Газеты подняли шум. А через неделю те же газеты писали, что жители Майкудука снова недовольны: «Куда дели нашу Венеру?» Я понимаю, что тогда мы где-то, возможно, шокировали публику. Так что в принципе сейчас мы готовы рассматривать Майкудука – их дворец культуры и ту же улицу Архитектурную, и Магнитогорскую.
— И все-таки не могли бы рассказать поконкретнее. А то чувствуется пренебрежительное отношение.
— Это вам кажется. Пришахтинск – тоже очень интересный район. Когда туда приезжаешь, даже кажется, что попал назад в СССР. Не хватает только плакатиков советского периода. Майкудук в этом плане более продвинут. Тут вся проблема в том, что эти районы изначально планировались как спальные. Плотная застройка зданий не позволяет вмещать туда какие-то объекты. Единственное, хотелось бы, чтобы оно все-таки не разрушалось, чтобы вандализма не было.
— Просто нужен крепкий материал.
— Мы будем в основном использовать бетон со смальтой. Бетон со временем набирает силу. Римский Колизей сделан из бетона и он стоит больше двух тысяч лет. Хотя, хотелось бы, конечно, применять различные металлы – нержавеющую сталь, бронзу. Это очень благородно смотрится. Но стоит очень дорого.
— Главное, чтобы пластика не было.
— Был прецедент, когда мы работали с пластиком – это «Девочка на шаре» на цирке. Я двумя руками за пластик. Потому что это нетленный материал, он не гниет, под атмосферным воздействием не разлагается. И может имитировать любой другой материал –бронзу, чугун, керамику и так далее. Единственная проблема пластика – он горюч. То есть существует опасность того, что работы могут просто поджечь. Поэтому надо выбирать пластик более огнеупорный и вандалостойкий.
Спутники
— Предусмотрено ли что-то для сел и городов спутников?
— Конечно. Потому что там тоже проблема есть. Благоустройством занимаются, но декоративно-прикладные скульптуры никто не делает. А если и делает, то мягко говоря, не профессионально. И у тех же местных жителей возникает много вопросов: что мы, хуже, чем остальные? Сейчас мы работаем с Ботакарой. Они ставят там триумфальную арку, колоннаду. И хотят аллею известных людей своего района.
— В центре Ботакары сейчас стоит очень странный казан вместо скульптуры.
— Если бы нас пригласили на эскизной стадии, тогда может быть мы бы дали какие-то рекомендации. А когда вещь уже сделана и поставлена, оценивать ее смысла нет. Надо принимать то, что есть. Если оно уже осуществилось и живет в этих условиях, есть смысл оставить. Чтобы можно было сравнить. С той же аллеей, где будут установлены пять профессионально выполненных бюста — двух батыров и трех представителей научной интеллигенции. Это уже реальный объект, в ближайшее время будем сдавать.
Цена вопроса
— Давайте вернемся к Караганде. Когда планируете ставить скульптуры в городе?
— Пакет документов по эскизам у нас есть. Но мы хотим, чтобы работы еще поступали, чтобы у нас был запас. Всего предполагается до 50 скульптур. Средний размер — от метра до трех. Мы открыты для сотрудничества. Может, у людей есть интересные идеи, но они не могут их воплотить. У нас профессиональная организация, мы можем это взять на себя. Наши ребята скульпторы предложат пластическое решение идеи.
— Сколько будет стоить весь проект украшения Караганды?
— Общую сумму не назову. Но средняя стоимость одного объекта порядка трех-пяти миллионов тенге. Это при использовании бетона и смальты. Если будет бронза, стоимость увеличится соответственно в разы.
— Где авторы будут ваять?
— У нас есть на улице Молокова производственный комбинат. Мы там делали скульптуру того же Сатпаева, высота которого, по-моему, больше пяти метров. То есть мы спокойно можем делать работы в пять-шесть метров и выше. В свое время мы делали довольно большие конные скульптуры для Атырауской области — и ничего. То есть в нашей республике мы являемся, наверное, единственным объектом по производству крупной скульптуры.
— То есть мы делаем, но не для себя?
— В основном – да. Наша область является финансовым донором. Мы деньги больше отдаем, чем получаем.
— Но теперь Караганда станет краше?
— Город постоянно должен преображаться, иначе его засыплет песком и он превратиться в руины.
Всего на сайте опубликовано 66942 материалов.
Посетители оставили 247344 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.