Деревенские плавают друг в гости на лодках. Дети чувствуют себя в воде увереннее, чем на суше. На суше у них даже случается «земная болезнь» — мозгу непривычно, что мир вокруг не раскачивается.
Плавучая деревня недалеко от Сиемреапа.
Это такой туристический аттракцион. Платишь 20 долларов (деньги для Камбоджи немаленькие, столько же стоит, например, посещение храмового комплекса Ангкор Ват), тебя сажают в лодку с гидом-кхмером и везут смотреть, как живут люди на воде.
Река Тонлесап. Сезон сухой, воды мало. Дно у речки глинистое. Вода цвета густого кофе с молоком. В самом широком месте реки – плавучая вьетнамская деревня. Около сотни деревянных домишек. Часть устроена прямо на лодках, часть – на понтонах.
Через открытые окна и двери видны гамаки, кастрюли, кадки с цветами. Вот женщина помешивает что-то в большой сковороде-вонге; вот на веранде плавучего дома сидит пес; в гамаке лежит мама с младенцем, другой малыш, лет полутора, стоит рядом, держится за деревянный столбик, машет рукой. Два рыбака на крыльце чинят лодочный мотор. Вот мимо проплывает лодочка, в ней — женщина в соломенной шляпе, на коленках у нее спит полугодовалая, наверное, девочка в панамке. Рыбачка размеренно взмахивает веслом – вправо – влево, вправо – влево.
Деревенские плавают друг в гости на лодках. Дети чувствуют себя в воде увереннее, чем на суше. На суше у них даже случается «земная болезнь» — мозгу непривычно, что мир вокруг не раскачивается.
Здесь же, на понтонах, стоят школа, магазин и крокодилья ферма.
У нашего гида красные после вчерашнего глаза: «О, нет, я немного пью. Я полгода назад женился». Как только мы отплываем, он начинает рассказывать, как плохо живут люди в деревне. Почему-то особенно напирает на то, что все канализационные сливы ведут прямо в реку. Приводит статистику смертности. Говорит, что ученикам в школе нечего есть. Подплываем к магазину и становится понятно, к чему все это было. Гид говорит, что здесь нам непременно нужно купить «донэйшн» – мешок риса или макарон и отвезти это в школу.
И от всего этого: перегарного путаного рассказа гида; от того, как механически продавщица в магазине перечисляет цены на мешки риса и макарон: «Вот рис за 35 долларов, но вы можете купить макарон за 15, если это дорого»; от того, что вместо рыбацкой жизни, пусть трудной и бедной, тебе подсовывают слезоточивую конфету «о-о-о-о, мы бедная страна третьего мира, у нас была коммунизм, война, Пол Пот, американцы – дайте денег», от всего этого накрывает ощущение, что тебя тупо имеют. Ты – кошелек. Ты – гребаный бумажник на ножках. Ощущение, как будто взял рукой яблоко, а оно оказалось пропавшим, кожица прорвалась и все пальцы у тебя в тухлой мякоти. Хочется вымыть руки с мылом.
Речь не о деньгах, которых может быть жалко или не жалко, а о культурном вымогательстве. Куда честнее было поставить в офисе, где продают билеты на посещение деревни, коробку для пожертвований. А когда тебе вместо экскурсии суют полтора часа базарного «развода на бабки»… Интересно, хотя бы часть денег с билетов идет этим рыбакам? Но это уже другой вопрос.
В общем, так ничего и не купив, мы поехали смотреть школу.
Понтонный дом-корабль. Голубые, как стены в подъездах хрущевок, окна. Большой светлый класс. На стене нарисована ракета с улыбающимся в иллюминатор космонавтом.
У части школьников урок, они выводят в тетрадях закорючки кхмерской вязи. Остальные дети обедают. Сидят кругом на полу у двери, едят китайскую лапшу. Кто-то из малышей балуется, вытягивает вермишелины на всю длину, а потом засасывает их, пыхтя, как старый пылесос. Вот двое мальчишек доели, убрали тарелки и начали в шутку драться. Но разыгрались: один повалил другого на пол, мутузит все сильнее, тот орет, и тут его обидчик замечает вошедших взрослых, сразу же начинает широко улыбаться и пытается запихать ревущего приятеля себе за спину, чтобы не влетело. Девочка перебрает карандаши в розовом пенале. Мальчик треплет за ухо забежавшего в класс белого кудрявого школьного пса. Нормальные живые дети. Смеются, дерутся. Глаза блестят. Эти вьетнамские школьники, кстати, выглядят менее зажатыми, чем их ровесники в каком-нибудь казахстанском городе.
В это время к школе пришвартовывается лодка с двумя европейскими туристами. Парень и девушка в солнечных очках привезли с собой упаковку воды. Пару ведут прямо в центр класса, гид становится возле школьной доски и начинает им что-то рассказывать. Учитель, молодой парень в очках, опускает голову. Даня подходит к нему и спрашивает, что постоянные экскурсии, наверное, мешают учебе, дети же отвлекаются на туристов. Учитель, не поднимая глаз, отвечает, что да, мешают. Какая тут грамматика, когда каждый день тебя разглядывают незнакомые люди с жалостливыми глазами.
Это же не зоопарк, черт возьми! А подается это так, как будто дети в школе – это редкие звери в клетке.
Мы, раздосадованные, непонимающие, какого черта все так происходит, уезжаем.
Да, рыбаки живут явно небогато и собственным трудом. Но они при деле – раз (педевикия говорит, что Тонлесап занимает чуть ли не первое место в мире по добыче рыбы), такой образ жизни сложился исторически – два, у них всегда есть выбор жить здесь или отправиться работать в кафе или гостиницах туристического Сиемреапа — три.
Нет там такой глобальной проблемы голода и нищеты, как это подается. И эти дети вряд ли несчастнее своих сверстников из Нью-Йорка или Улан Батора. Просто у них другие стартовые условия, они каждый день видят другие картинки.
Возвращаемся к причалу. Наш водитель тук-тука Чиппо беспокоится: «Я вас забыл предупредить, с вас там, наверное, вымогали деньги? Надеюсь, вы ничего не купили? Эти гиды просят туристов покупать рис по 35 долларов в деревне, а потом сами продают его по 15 долларов в городские магазины». Чиппо – добрая душа.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66265 материалов.
Посетители оставили 247277 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Обожаю такие статьи! Браво Елена! Это гораздо познавательней и приятней читается, нежели заметки о грабежах, убийствах и прочих жизнерасчленяющих статьях на всю страницу.![:wink:](https://nv.kz/wp-includes/images/smilies/icon_wink.gif)
ОО "ОСА"
29 марта, 2013 в 21:07