Заметки с острова Дон Дет. Это одно из туристических мест на лаосских «4000 островов» у самой границы с Камбоджей, на разливе реки Меконг.
Просмотреть Дон Дет на карте большего размера
Остров можно за два часа обойти пешком, он чуть больше семи километров в диаметре.
Семь километров горячечного воздуха. Как будто погода вчера простудилась, у сегодня у нее жар. Она валяется на заботливо подоткнутых подушках. Разметалась во сне, щеки красные. На лбу и над верхней губой — бисеринки пота. Но температуру сбивать нельзя — «пусть организм борется».
Ты тащишься вдоль острова, по дорожке с романтичным названием «Рассветная тропа». Поднимаешь ногами глиняную пыль. Она оседает на белой майке рыже-коричневым. В акварельных наборах такой цвет зовется «умбра жженая». «Умбра жженая» — это как ингредиент к колдовскому зелью). «Смешать щепотку мать-и-мачихи, два зуба василиска, десять унций рога колорадского пупырчатого дракона и пять ложек жженой умбры. Взболтать, но не смешивать. Лечит геморрой, привораживает рыжих девственниц, поднимает АйКью на десять пунктов».
Здесь нет асфальта, из автомобилей — только туристические грузовички с сиденьями поперек кузова.
Из развлечений — плавание на каяках, спуск по Меконгу на автомобильных баллонах, втыкание в фирменные персиковые закаты над рекой. Ну, и драгз&алкохоль.
Травка здесь практически легализована. В правилах многих ресторанчиков и гестхаузов английским по-белому для фарангов написано: курить «нетабак» можно, но лучше делать это не прям на открытой террасе, а у себя в бунгало, там на вас всем пофиг.
Собсна, это одна из причин, по которой в Лаосе в последние годы тусит множество эмигрировавших из Гоа хиппи-разгильдяев-эзотериков.
А пьют тут пиво БирЛао и рисовую самогонку лао-лао.
Ощущение от пребывания здесь какое-то дачное. Не в смысле, что заставляют картошку окучивать и морковь полоть. Дело в атмосфере старого дачного поселка.
За плетнями (правда, не лозовыми, а бамбуковыми) зеленеет лук и цветут лилии. На крылечках потягиваются тощие ленивые кошки.
Большинство домов местных жителей — деревянные избушки, крытые соломой. Большинство туристических бунгало — сараюшки, сбитые из циновок из пальмового листа или чуть тюнингованные металлические контейнеры.
Но есть и пара дорогих отелей. Эти выглядят как новорусские особнячки, хозяин которых корнями из рязанской губернии. И к корням этим его отчетливо тянет. Не, сам чувак — не какой-нибудь быдло-бизнесмен-бандит, а вполне себе дядя с образованием. Поэтому у особнячков обшивка из дорогого темного дерева, начинка из стеклопакетов и кондиционеров, но под крышей — обязательно деревянные кружева.
В одном из местных ресторанчиков к меню подошли творчески. Тут есть фото поварих и официанток, снабженные комментариями типа «говорит по-английски; не говорит по-английски; по-английски говорит плохо, зато много улыбается». Несколько страниц посвящены особенностям жизни на острове.
Вот самые интересные выдержки:
— Доктор здесь есть, но больницы нет. Маленькая клиника есть на соседнем острове Дон Кхон.
— Полицейский участок находится в порту. Все полицейские, три человека — местные. Они носят обычную одежду, не униформу. Если вы себя хорошо ведете, вы их просто не заметите.
— Школа тут имеется. Это две комнаты в здании порта. Здесь учатся дети с 1 по 6 класс. На 108 учеников — два учителя.
— Лаосцы — очень скромный народ. Носить бикини можно только во время купания. Идти от реки до геста в одном купальнике не стоит. Засмущаете местных.
— Самый распространенный вопрос: «Почему тут интернет такой медленный?». Отвечаем: мы на острове, на реке, в Лаосе, грубо говоря, посредине Хрен-Знает-Где. У нас один модем на всех. И вообще, в Лаосе все медленное. Даже название страны, Laos PDR (Лаосская народно-демократическая республика) правильно было бы расшифровывать как «Laos, Please Don’t Rush» («Лаос. Пожалуйста, не суетитесь»).
— Тащить кошек и собак в ресторан или бунгало нельзя. У них блохи. Это не домашние кошечки и собачки, если вы не знали. Им не делали прививок! Обнаруженные кошки будут брошены в Меконг. Да, они умеют плавать.
— Можно ли трогать обезьян? Мы называем всех обезьянок «Вилл» («Will»), полное имя — «Will Bite» («Укусит»). Они могут быть лапушками, а потом возьмут и тяпнут вас. Вы можете ничего такого не делать, но они увидят в этом опасность и нападут.
А вам потом придется делать прививки от бешенства.
— Лао-лао — это местный рисовый виски. Самый лучший лао-лао — самодельный, и, разумеется, контрафактный. Если хотите попробовать, берите пустую пластиковую бутылку из-под воды и идите в ресторан «Paradaise-2» рядом с портом, там наливают. Будьте осторожны с лао-лао! Множество историй о нем начинается с фразы «просыпаюсь я как-то голым…».
— Почему лаосцы купируют кошкам хвосты?
Они не купируют. Кошки уже рождаются с обрубками на задах. Это просто такая местная порода. Генетическая мутация. Есть несколько мифов, которые объясняют, почему так получилось. По одной из версий жила-была принцесса, которая уронила свое кольцо в огонь. Кошка прыгнула в костер и вытащила колечко. Правда, сама пострадала — у нее обгорел хвост. По другой версии, это была не принцесса, а сам Будда. Из этих сказок мы понимаем, что великая генетическая селекция была благосклонна к бесхвостым кошкам. Они оказались круче хвостатых. Следовательно, регрессивный ген превратился в доминантный.
История с кошками — это очень по-лаосски. Религия в Лаосе каждодневна, утилитарна и очень она простая, человечная и человеческая. И Будда — он свой парень. Будде молятся не по субботам и не в храмах, надев парадно-выходные штаны, а когда захочется. Почти перед каждым лаосским домом — маленькие буддьи домики-алтарики. Перед фигуркой нирванистого Будды обязательно стоит какая-нибудь снедь и питье. Иногда даже бутылку Колы могут принести богу. А что он, лысый, что ли?
Сидит такой Будда, плачет. К нему подходит кошка, спрашивает:
— Будда, ты чего разнылся?
— Киса, горе у меня, колечко любимое в огонь упало. Как я без него жить буду? — и давай по полу кататься. Ручками-ножкам сучить.
Киса тяжело вздыхает:
— Твою ж буддью мать, как людей учить — так ты в первых рядах, а как водичку материализовать и костер залить, так «Киса, горе у меня». Пописай туда, что ли…
А Будда так серьезно посмотрит на нее и скажет:
— Киса, ты что, Будды не писают.
Кошка вздохнет, укоризненно зыркнет и прыгнет в огонь.
А Будда ее потом будет утешать:
— Чувиха, без хвоста тебе намного лучше. Хвост — это вообще немодно в этом сезоне. В Китае вон, говорят, вообще голые собаки появились. А ты из-за куска шерсти плачешь.
Кошка вытрет слезы:
— Ты правда так считаешь?
Будда преувеличенно радостно воскликнет:
— Ну конечно! А хочешь, теперь все кошки будут рождаться без хвостов?
Прикроет глаза, наколдует. А потом будет сидеть под пальмой и любоваться колечком на указательном пальце.
про кошек очень понравилось. ФОто в студию! хочу видеть кошек.
Наталья
08 апреля, 2013 в 10:21
И еще один респект за отличный очерк!!!
ОО "ОСА"
08 апреля, 2013 в 22:15
Очень поэтично.
Анастасия Машнина
15 апреля, 2013 в 13:07