Многие болезни — от пыли
В Казахстане никто не считает, сколько опасных микрочастиц летает в воздухе, которым мы дышим. Однако количество мельчайшей пыли прямо отражается на нашем здоровье. Развитые страны уже много лет озабочены этой проблемой. Карагандинские экологи из «ЭкоМузея» и «Центра по внедрению новых экологических технологий», побывав на научной конференции «Химическая безопасность» в Чехии, привезли оттуда идеи о новых технологиях, в необходимости которых у нас мало задумывались ранее.
В Чехии собирались экологи из разных стран. Они рассказывали о загрязнениях на своих территориях. Так, от Казахстана и Китая были истории о том, как заводы загадили реки ртутью. Экологи из Поднебесной жаловались, что у них не было и нет проекта очистки реки. А их казахстанские коллеги сообщили о том, что они обнаружили в карагандинской Нуре после того, как государство потратило сто миллионов долларов на демеркуризацию.
— В Китае примерно такой же завод работал, — рассказал nv.kz Дмитрий Калмыков, директор «ЭкоМузея». — Примерно с такой же технологией, как и у нас под Темиртау. И теперь население имеет те же проблемы. Так что мы не единственные.
— Однако у нас хотя бы попытались привести реку в порядок.
— К сожалению, мы не можем получить от государства каких-то контрольных результатов о том, как прошла очистка Нуры. По действующим законам такая информация должна быть предоставлена общественности. Но чиновники почему-то считают, что эти данные следует засекретить.
В своем докладе на конференции директор «Экомузея» описал результаты анализов воды, которую изучали в карагандинских лабораториях. Летом независимые экологи выяснили, что в донных отложениях Нуры по-прежнему остается высокое содержание опасного вещества. Как будто и вовсе не было грандиозной кампании по очистке реки от скопившегося в донных отложениях металла.
— Как восприняла экологическая общественность ваше выступление?
— Поинтересовались, есть ли у нас в Казахстане национальная система учета воздействия на население ртути и ПХД (полихлорированные дифенилы — токсичное вещество, применяемое в советское время в высоковольтном электрооборудовании). Я ответил, что нет.
В целом же европейские экологи больше обсуждали на конференции другую проблему, в Казахстане непопулярную. Речь шла о загрязненности воздуха микрочастицами диаметром 25 и менее микрон. Уже лет десять-двадцать ученые из развитых стран переживают по поводу мелкодисперсной пыли. Не задерживаясь в верхних дыхательных путях, она проникает в мелкие бронхи и альвеолы, а также всасывается в кровоток. Отчего люди потом мучаются различными заболеваниями.
— Я слышал об этой проблеме, — продолжает Дмитрий Евгеньевич. — Пытался узнать в наших лабораториях, частицы какого размера они измеряют, когда пишут слово «пыль». Но оказалось, что они сами этого не знают. У нас просто нет таких параметров в методике. Там все просто: профильтровать воздух через фильтр и определить массу «пыли» на фильтре. Но наши специалисты не знают, какие частицы через этот фильтр проваливаются, а какие задерживаются, в параметрах фильтров нет таких данных. У нас и «Гидромет», и частные исследовательские организации наблюдают лишь крупную, тяжелую пыль. Но мелкие частицы в десятки раз коварнее. Потому что обычная пыль, условно говоря, отлетает от трубы, допустим, на километр и падает. А эти мелкие частицы продолжают висеть в воздухе многие месяцы и годы, и ими все дышат. И Европа и Америка с ними борются, но пока не очень успешно. Последние годы там в разы уменьшается общее количество пыли, выбрасываемой в воздух. Тем не менее, количество взвешенных частиц остается прежним. А в некоторых городах даже растет. Современные технологии очистки, похоже, не очень эффективны. Однако все развитые страны их хотя бы наблюдают. Мы тоже считаем, что это делать нужно. Но пока наши лаборатории даже не понимают, что измерять. В этом отношении Казахстан сильно отстает.
— Какой толк нам мерить эти частицы, если все равно никто не знает, как от них избавиться?
— Пока ты не знаешь, сколько у тебя денег в кармане, ты не разбогатеешь. Я уверен, пройдет год, два, десять – и придумают фильтры, которые удерживают эти мельчайшие вредные частицы. На конференции в Чехии, например, выступал специалист, который показывал, как с помощью электронного микроскопа он может по форме частиц определить, на каком типе предприятий они были образованы. Это уже большой шаг вперед. Хочется пожелать, чтобы при переходе на «зеленую» экономику в Казахстане тоже начали внедрять методики измерения взвешенных частиц.
Чешскую экологическую конференцию проводила местная общественная организация «Арника» в рамках проекта Евросоюза «Расширение прав и возможностей гражданского общества в Республике Казахстан по улучшению химической безопасности».
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65405 материалов.
Посетители оставили 247212 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Много лет в домашниих условиях использую ионизаторы очистители воздуха без сменных фильтров — реально задерживают микрочаститцы (на вид очень-очень мелкая сажа, типа тонера для заправки ч/б картриджей, но по ощущениям гораздо мельче)
Гоша
11 декабря, 2013 в 11:35
А паутинку с печенек убирают ?
88
11 декабря, 2013 в 12:10
Не-а! Печеньки не успевают «дожить» до такого состояния.
Гоша
11 декабря, 2013 в 12:41
А что по результатам проб из озера Балхаш? Каждый год половина Казахстана в нем плещется и рыбу ест
Алекс
11 декабря, 2013 в 12:26
Источник пыли — деревья, до рубите их в конец
Marvis
11 декабря, 2013 в 13:11