Карагандинцы учили его пить за любовь
«Виски как красивая женщина, — вкрадчиво начинает сомелье со стажем Джеймс Стейнер. — Сначала мы знакомимся с ней… пытаемся узнать побольше.. делаем глоток, смакуем. Покатайте виски во рту. Чувствуете? Давайте выпьем за любовь! У вас как?…До дна? Ну, окей…. Ой, так нельзя было делать! С водкой так точно не выйдет у меня…»
Овсянка с виски, сэр!
Джеймс Стейнер шотландец и профессиональный сомелье. Как признается он сам, виски его страсть и представить свою жизнь без этого напитка он просто не может. Первую бутылку ему подарил дед, когда Джеймсу было всего 11. Тогда ему разрешали пить лишь по стакану в год. Однако перед каждым днем рождения мальчишка втихомолку покупал новую абсолютно такую же бутылку, чтобы не огорчать старика. Сейчас деда у Джеймса больше нет, зато сам он ездит по разным странам, рассказывая о прелестях любимого напитка и дегустируя его на публике.
— Я просто не мог не полюбить виски, — рассказывает сомелье. – Я вырос в Шотландии, где скотч популярен настолько, что нет человека, который бы ни разу его не пробовал. У нас очень много национальных каш, и есть традиция добавлять в кашу немного виски и сахара. Получается просто прекрасно, такая вкуснятина!
Алкоголь для шотландцев, как оказалось, дело вполне обыденное и повода для употребления оного они не ищут. Никто не удивится, к примеру, если на завтрак на стол помимо традиционного бекона и яичницы поставят по бокалу скотча. Конечно, легко, выдержанного — всего года три-четыре. На обед не грех пропустить и виски покрепче, эдак лет десять томившего в дубовых бочках. А уж за ужином уж можно и разойтись: выпить хорошего бурбона, смакуя каждый глоток и наслаждаясь послевкусием.
Что уж говорить, если шотландцы гордо именуют виски «водой жизни», и свято верят в то, что в древности монахи добавляли в ароматный напиток травы и лечили такой смесью больных.
О том, что виски — это не просто алкоголь, а чрезвычайно полезный для здоровья эликсир, рассказал и сам Джеймс. Живым примером в его словах выступила бабушка сомелье.
— Моей бабуле через неделю будет 98 лет, — говорит он. – Она очень любит виски, выпивает примерно по два в день. Уже давно, лет в 18-ти. При этом она отлично себя чувствует, сама водит автомобиль и играет в гольф в свободное время. А еще она очень счастлива, потому что вискокурня, на которую я работаю, производит ее любимый сорт виски.
Состояние за бутылку
Само собой, после такой воодушевляющей презентации, продажи у Джеймса идут весьма не плохо. Все-таки основная его задача – не пробовать виски на глазах у изумленных иностранцев, а продавать его. Чем дороже, тем лучше. Как признался сомелье, самая дорогая бутылка, которую его вискокурня выставила продажу, ушла за 250 000 долларов.
— Это были прекрасные виски, — рассказывает Джеймс. – Такой купаж, аромат просто непередаваем. Выдержка – 62 года. Этот напиток стоил таких денег.
Правда, по словам сомелье, испортить можно даже такой шедевр алко — индустрии. Например, льдом. Он уверяет, что напиток, подобно человеку, от холода «съеживается», и почувствовать все нотки его вкуса уже невозможно. А вот по поводу коктейлей и использованием «воды жизни» Джеймс ничего не имеет, но подчеркивает, что пить их можно лишь по случаю. К примеру, в клубе, чтобы расслабится. Иногда, особенно по утрам, виски можно немного разбавить водой, но исключительно, чтобы не захмелеть. А вот популярная у нас смесь виски с «колой» у сомелье не в почете. Хотя, признается он, и это можно пить, правда, не рассчитывая на богатство вкуса.
Кстати, этот самый хваленый вкус напиток приобретает вовсе не сразу. Оказывается, большую его часть он получает только в дубовых бочках. Там эликсир держат, как минимум, три года. Если выдержать его меньше, то по законам Шотландии, назвать напиток «виски» просто нельзя.
— Мы используем разные бочки для разных сортов напитка, — рассказывает Джеймс. – Обычно это бочки из-под итальянского хереса. Сначала там томится этот напиток. Потом, когда его разливают по бутылкам, бочки продают нам, и мы заливаем туда виски. Иногда покупаем и другие бочки из-под разных напитков — это очень влияет на вкус. Есть даже специальный сорт, шедевр своего создателя, для выдержки которого мы используем несколько разных бочек поочередно.
Кстати, случается во время выдержки напитка и одна странность, к которой изготовители давно привыкли. Ежегодно из бочек пропадают два процента от общего количества виски. Производители даже шутят, что их забирают ангелы. Особые, поддатые шотландские ангелы.
Логичное объяснение феномену все же есть. Такие потери происходят из-за температуры воздуха. Поскольку бочки не герметичны, жидкость все же может испаряться, находясь в них.
— В Шотландии идеальный климат для выдержки виски, – говорит Джеймс. – У нас относительно небольшие потери из-за испарения. У нас не очень жарко и не очень холодно, нет резких скачков температуры. А вот в Америке, где жарко, там потери большие. Поэтому почти невозможно найти американский виски, который был бы выдержан больше тридцати лет.
О политике со стаканом
Когда официальный рассказ Джеймса подошел к концу, большую часть виски уже продегустировали и все порядком расслабились, гости презентации решили поговорить с иностранцем в неформальной обстановке. Тут же они и научили пить шотландца за любовь – залпом и до дна. Тот, к видимому разочарованию местных любителей выпить, едва поморщился, но сказал, что делать так нельзя: неправильно это. А потом признался, что пробовал так же пить водку накануне, но ничего у него не вышло. Слишком уж ядреной оказалась местная «беленькая». После этого на Джеймса посыпались вопросы.
Первое, что до дрожи хотелось узнать карагандинцам — это килты.
— А правда, что вы играете на волынках и носите юбки? – спросил один из гостей.
Переводчик иностранца было решил не озвучивать этот вопрос на родном для Джеймса языке, но тот, видимо и сам все понял. Не раз уже спрашивали.
— Не юбка, нет, — произнес он на ломаном русском. – Килт – это мужская одежда, — Джеймс перешел на английский. – Он длиной ровно до колена. Если выше или ниже, то уже юбка. И он очень теплый и удобный. Он делается из шерсти. Я выступал в Новосибирске как-то, и там было так холодно, минус сорок, наверное. Я ходил в килте и даже не замерз. Хороший килт очень широкий, он наматывается вокруг тела.
На этом вопросы – клише себя исчерпали, и карагандинцы, желая показаться осведомленными, стали расспрашивать Джеймса о недавнем шотландском референдуме.
— Я был против отсоединения Шотландии, — уверенно заявил иностранец. – Изначально Британия была сильной страной только за счет того, что Шотландия и Англия были вместе. Не надо этого рушить. Да, нужно быть патриотами, но не националистами. Это никогда ни к чему хорошему не приводило. Да и на продаже виски это плохо скажется…
Оказывается, вискокурни всеми силами противились отделению от мамы – Англии. Дело в том, что если бы Шотландию признали отдельным государством, то близлежащие Англия, Уэльс и Ирландия подняли бы налог на ввоз их продукта. А это непременно бы отразилось на его цене. Покупать шотландский виски стало бы невыгодно и продажи бы заметно сократились. Видимо, услышав о чаяниях производителей «воды жизни» те самые поддатые шотландские ангелы не дали Британии распасться и спасли тем самым местный алко-бизнес.
Следующим вопрос Джеймсу задал местный любитель футбола. Оказалось, что шотландец болеет за «Селтик», домашний матч с которым принес нашему «Шахтеру» столько славы в прошлом сезоне. С хитрой искрой в глазах карагандинцы начали напоминать иностранцу, что его фавориты бесстыдно «продули» нашим с разгромным счетом.
— Но у нас тогда была слабая команда, – отмахнулся Джеймс.
— А у нас — сильная! – Раздались в ответ хвастливые смешки.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Трындец! Аффтарша, а уж кого это виски уж томил десяток лет в дубовых бочках (и таки да: хватит тут парочку «уж»-ей, аль ещё нужно добавить для эффекта? )
Жаль, что дедушка Джеймса не смог выступить живым примером (возможно пить стал уже давно, но лет не в 18-ти).
Ну и, разумеется, у безграмотной аффтарши присутствует традиционно-фирменная «глагольная мягкознаковость».
Трындец!
03 октября, 2014 в 09:06