В ожидании чуда…
А вы помните то время, когда вам было 14? А 16? Вы были полны идей, а мечты казались такими же близкими, как искры фейерверка, стекающего прямо в ладонь. Казалось, что все по плечу, а ваши идеи абсолютно уникальны и свежи, как весенний ветерок. Вот и карагандинские подростки решились замахнуться на то, о чем мечтают практически все режиссеры мира, — на золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
Алишер Амержанов и Айгерим Дурмагамбетова — воспитанники школы кино и телевидения KIDS TV. Сейчас они постигают азы режиссерского искусства, а до этого пробовали себя в роли актеров. Когда наставники предложили им снять короткометражные фильмы для Каннского фестиваля, школьники охотно согласились и с головой ушли в работу.
Первым рассказать о своем фильме корреспонденту «НВ» вызвался Алишер. Долговязый подросток в футболке с названием популярной рок-группы, на руках модные среди почитателей рок-культуры фенечки и напульсники. О своем фильме он рассказывает сначала сдержанно, если не сказать скупо: боится выдать слишком много. Но с каждым новым вопросом входит во вкус, в глазах загорается азартный огонек, а рассказ обрастает все новыми и новыми подробностями.
— В моем фильме всего один главный герой, — говорит Алишер. — Он подросток. Если говорить честно, то он самый настоящий «чмошник». Над ним все смеются, задирают его. Он зажат и не уверен в себе, он все время в депрессии.
Тут юный режиссер берет паузу, после которой признается, что недавно и сам пережил нечто похожее. Тогда избавиться от депрессивных мыслей ему помогло кино. И именно эти события из собственной жизни и натолкнули Алишера на мысль о том, как должен развиваться сюжет его фильма.
— Мой главный герой тоже смотрит фильм, — делится школьник. — Но, в отличие от меня, лента меняет его в худшую сторону. Дело в том, что он выбрал для просмотра «Заводной апельсин», снятый по одноименной книге Берджесса. Вдохновившись дурными поступками и извращенной философией, мой главный герой выходит на улицы и мстит всем, кто попадается ему на пути. Он ведь зол на весь мир, вот и не делит людей на правых и неправых.
Пока Алишер делится подробностями своей первой картины, к нам присоединяется Айгерим — шестнадцатилетняя девушка, тоненькая и изящная, с не по возрасту серьезным и вдумчивым взглядом. Как и Алишер, раскрывать карты она не спешит и поначалу описывает сюжет своей дебютной киноленты весьма пространно. Мол, сюжет на социальную тему, важную, так или иначе, для всех и каждого. Но слово за слово, и через какое-то время Айгерим тоже начинает делиться подробностями:
— Мой фильм о человеческих зависимостях, — рассказывает она. — В том числе и о наркотической. Я подняла вопрос выбора и его последствий, подчеркнула, что все мы вольны выбирать, так же как и отвечать за свое решение.
Главный герой ее фильма, как и у Алишера, подросток, свернувший на «кривую дорожку», попав под дурное влияние старших и более авторитетных товарищей.
— Эта тема актуальна и важна для меня, да и для многих, я думаю, — рассуждает Айгерим. — Я хотела поднять эти вопросы, и я сделала это.
О том, что за кадром
Создание фильма — дело весьма не простое. В этом на личном опыте убедились Алишер и Айгерим. Помимо непосредственно режиссерской работы они выступили в роли гримеров, художников по костюмам, декораторов, монтажеров, операторов, продюсеров и даже переводчиков. Сказать, что создание дебютной работы занимало львиную долю их времени на протяжении целого месяца, — значит, не сказать ничего.
— Этот месяц был самым трудным для меня, — признается Алишер. — Я не спал четыре дня подряд. Днем был занят учебой и съемками, ночами монтировал фильм. Иногда даже прогуливал школу, — лукаво улыбается подросток.
Кстати, возраст и социальный статус режиссеров внесли свои коррективы в сценарии короткометражек: школьники отказались от ночных съемок, поскольку родители попросту не выпустили бы их на улицу после полуночи.
— Мой друг, который играл главного героя, живет в городе-спутнике, — делится Алишер. — И ему нужно было каждый день успевать на последний автобус. Его родители не разрешали ему оставаться у меня с ночевкой, поэтому мы были очень ограничены во времени. К тому же, когда мы снимали сцены у меня дома, родители сначала восприняли это с энтузиазмом, а после, когда я стал передвигать вещи, устраивать кавардак и нечаянно даже что-то сломал, они стали намекать на то, что пора бы менять нам дислокацию. К тому моменту мы уже успели отснять все сцены в помещении и вышли на улицу.
У Айгерим проблем с местами для съемок не возникло. Она подошла к этому вопросу с типично женским практицизмом и отсняла всю ленту в одном и том же торговом центре.
— Там находится наша школа «KIDS TV», — рассказывает девушка. — Мы оборудовали спальню и кабинет, где стоит компьютер главного героя, там же, кстати, мне помогли установить светомузыку, чтобы снять сцены, в которых герой попадает в ночной клуб. Финальную сцену мы снимали просто в коридорах торгового дома. Тут, кстати, случилась забавная история: главный герой по сюжету должен был идти по коридору с окровавленными руками. А в это время торговый дом как раз закрывался, и кроме охраны и нашей группы никого уже не было. Так охранник так испугался, увидев парня, идущего с руками в крови. Конечно, потом мы ему объяснили, что это съемки и кровь бутафорская.
Кстати, бутафорскую кровь пришлось делать обоим молодым режиссерам. Только вот рецепты для нее у каждого оказались свои. Алишер смастерил ее из кетчупа с кусочками овощей и специй, воды и краски. Айгерим подошла к процессу куда более детально: купила в аптеке глицерин, раздобыла тушь, разные виды красок и кетчуп. По ее словам, добиться нужного цвета и консистенции получилось не сразу, но в итоге результат ее устроил.
Бюджет дебютных короткометражек оказался совсем мизерным — ни у одного, ни у второго режиссера он не превысил тысячи тенге. По большому счету купить понадобилось лишь составляющие для все той же бутафорской крови и шляпу для главного героя Алишера, которая, кстати, была «визитной карточкой» главного героя «Заводного апельсина».
О том, что будет дальше
Отправляя свои работы на суд акул современного кинематографа, каждый из юных режиссеров понимал, что дерзнул замахнуться на то, о чем многие отечественные работники кино и телевидения и не мечтали.
— Если даже моя работа не войдет в программу фестиваля, это не остановит меня, — рассуждает Алишер. — Это ведь дебют. Эта работа много для меня значит. Когда я снял ее, смонтировал и отправил, было такое облегчение! Как будто груз с души упал, я почувствовал себя так легко и хорошо. Сейчас у меня уже есть наработки и идеи для следующего фильма. Он будет уже полнометражным. Отправлять работы на Каннский фестиваль я буду и в следующем году. Вообще, я решил это делать до тех пор, пока не получу пальмовую ветвь.
Пыла Айгерим возможное поражение тоже не умерит. По словам девушки, сам процесс съемок доставил ей ни с чем не сравнимое удовольствие.
— Когда работаешь над фильмом, это не передать словами, — делится она. — Это поглощает с головой. Все мысли, все действия направлены лишь на то, чтобы сделать фильм лучше. Я бы очень хотела связать с кино свою жизнь. К сожалению, я понимаю: чтобы получить достойное образование в этой сфере, мне придется уехать в Европу или Америку. Это очень серьезный шаг, поэтому я пока затрудняюсь принять решение. Но пока мне 16, и я думаю, что могу еще немного побыть в творческом поиске и не спешить с конкретными решениями.
Примерно такие же мысли по поводу будущей карьеры и у Алишера. Плюс ко всему юные режиссеры сходятся во мнении, что современный зритель пресыщен и ему просто необходим катарсис, который нужно переживать каждые пять минут фильма.
— Сейчас очень много экшена, — рассуждает Алишер. — Люди ходят на фильмы типа «Мстителей», где много спецэффектов, но нет места для мыслей, где все понятно, и не нужно что-то додумывать. Я не хочу снимать такое кино, я за искусство. Если говорить о финансовой стороне, то пока она для меня не столь важна, для меня важнее найти отклик в людях, которым мои фильмы придутся по душе.
О том, войдут ли фильмы карагандинских режиссеров в программу Каннского фестиваля «Short film corner», станет известно в апреле этого года.
Кстати
Кто еще?
В этом году на Каннском фестивале будет представлена еще одна работа режиссера из Казахстана. Уже известно, что фильм «Трагиометрия» Татьяны Ким войдет в программу «Short film corner». Татьяна — выпускница одного из престижнейших учебных заведений Art Center College of Design, где она получила степень магистра изящных искусств по специальности «Кинорежиссура и сценарное написание». «Трагиометрия» — ее дипломная работа. Действие картины происходит в Англии XIX века. Главный герой Татьяны — гробовщик Альберт Вайзор. Один из «клиентов» гробовщика внезапно решает прервать вечный сон. Главную роль сыграл американский актер Клейтон Нэмроу, ранее работавший с Романом Полански и Ларсом фон Триером.
Всего на сайте опубликовано 66427 материалов.
Посетители оставили 247295 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.